Ю Несбё - детективный феномен XXI века

Nov 09, 2019 12:00


Скандинавская проза в России не сказать, что очень на слуху. Из известных фамилий навскидку можно назвать разве что Кнута Гамсуна, Стига Ларссона с его «Девушкой с татуировкой дракона» и Ю Несбё, прославившегося серией детективных романов о депрессивном и сильно пьющем детективе Харри Холе.



О последнем я и хотел бы рассказать, потому что эта серия стала для меня, без преувеличения, настоящим открытием (притом, что детективы я никогда не любил).

Мое знакомство с этим писателем произошло по чистой случайности. Оказавшись в книжном магазине за час до отправления поезда, я взял в дорогу первое, что подвернулось под руку - книгу под названием «Пентаграмма» (Marekors). Как выяснилось потом, это была самая слабая и неинтересная книга Несбё, хотя и с парой неожиданных (и довольно противных) сюжетных ходов. Зато все его остальные книги - шедевры разной степени гениальности.

Первая книга серии под названием «Нетопырь» (Flaggermusmannen) вышла в далёком 1997 году. В ней мы знакомимся с главным героем - угрюмым норвежским полицейским Харри Холе. Уставшее от его бесконечных запоев и тяжелого характера начальство отправляет Харри на другой конец света, в Сидней, расследовать зверское убийство молодой норвежки. Детектив блестяще справляется с заданием, не избежав при этом и собственной личной трагедии.



При первом прочтении этой серии может сложиться впечатление, что Холе - типичный «мартистюшный» герой (термином Марти Стю принято называть идеальных персонажей, самых сильных, самых ловких и самых везучих). Но это не вполне так.

Действительно, Харри Холе на удивление хорошо соображает, отлично дерется в рукопашную и пользуется успехом у женщин. Но если расковырять характер поглубже, перед нами предстает ущербный и глубоко несчастный человек, которому собственные «тараканы» мешают нормально жить и строить отношения с любимыми.

И Несбё активно эксплуатирует несчастья собственного героя, подвергая Холе всё новым и новым ударам судьбы. Чем дальше в лес, тем больше поводов заподозрить автора в латентном садизме, потому что в каждой книге неизменно есть сюжетный поворот, сравнимый с мощным ударом под дых. С точки зрения структуры и сюжета, это правильно: главному герою не должно становиться лучше, только хуже, будь то болезнь, увечья, смерть близких. Всего этого в книгах Несбё с достатком, иногда удивляешься, как при такой биографии детектив Холе еще не свёл счеты с жизнью.

И самое главное - что все эти несчастья настигают главного героя совершенно неожиданно. До последнего не ознаешь, кто окажется предателем, а кто преступником. В этом состоит вся прелесть детективных романов Ю Несбё - ползунок непредсказуемости выкручен на максимум. А прибавить к этому человечность и глубокий психологизм в лучших традициях норвежской драмы - и мы получаем поистине великолепное чтиво.

Previous post Next post
Up