Делюсь, ибо перед вами самый охерительный разбор этого довольно нудного на мой вкус сериала. Прочитав нижеизложенное я всерьёз задумался над тем, чтобы пересмотреть LOST ещё раз, уже под другим углом. А вы смотрели этот сериал? И какие вообще впечатления?
Оригинал взят у
godleif в
Lost (Остаться в живых) и идея посмертия Не люблю идти в ногу со временем, так что пока Сеть гудит обсуждениями финала последнего сезона Игры Престолов (которая чем дальше тем больше напоминает сплав индийского кино "я твой отец, я твой брат, а я - твой мать, все танцуют" и бульварного фентези), я закончил посмотр серила Lost, который дурные переводчики зачем-то обозвали "Остаться в живых", хотя самым близким переводом, в первую очередь исход из смысла сериала, будет "Затерянные".
Начнем с художественной части. Напомню, сериал снимался в 2004 - 2010 годах, то есть относительно недавно. Но в сравнении с сериалами современными - как будто другая эпоха. Первое, что бросается в глаза - это отсутствие фокуса на сексе и демонстрации насилия, которые свойственны почти всем современным сериалов без исключения. Романтических линий в сериале множество, а вот сцен секса - практически нет, а те, что есть - весьма целомудрены. Конфликтных линий еще больше, но конфликты в основном носят характер диалога, спора, убеждения, а когда дело все-таки доходит до стрельбы или драки - режиссеры явно не ставят своей целью показать всю грязь и натурализм. Крови ровно столько, сколько должны быть, садистской фиксации камеры на разрезанном горле или выпущенных кишках в сериле нет.
Затем, в сериале более или менее соблюдены гендерные роли. За исключением нескольких второстепенных персонажей, вроде неуравновешенной женщины-копа Анны-Люсии, женщины остаются женщинами - они рожают, флиртуют и требуют заботы и защиты. Роли лидеров принадлежат исключительно персонажам-мужчинам. В сравнии с той же Игрой Престолов, где к 7 сезону с яйцами во власти остались исключительно персонажи женского пола, Lost выигрывает.
Ну а теперь главное - что меня заставляет писать об этом сериале.
Еще лет десять назад меня всерьез заинтересовала тема посмертия. Вопрос "что там за гранью" - в принципе один из центральных вопросов для любого мыслящего сущетва, которое способно осознавать свою смертность до собственно момента смерти. Многие древние культуры были буквально одержимы загробной жизнью, рассматривая саму жизнь как подготовку к существованию после смерти. Каждая религиозно-мифологическая система выстраивала довольно подробную картину того, что ждем умершего "после". Верующие люди, к какой бы релегиозно системе они не принадлежали, более-менее знают, чего ожидать от загробной жизни - их религия формирует довольно четкий ответ на вопрос "что дальше".
Для современного пост-христианского человека эта картина отсутствует. Есть отдельные убежденные атеисты, действительно верящие в полное ничто после смерти тела (что на мой взгляд является любопытным психологическим феноменом - как яркое желание линости перестать существовать или как протест против известной ему религиозной картины посмертия). Но большая часть современного западного населения, особенно в молодой-зрелом возрасте, предпочитают попросту игнорировать тему смерти, не думать об этом вообще, жить так, как будто ее не существует. И задался я простым вопросом - если отбросить вариант с "ничто" и допустить реальность загробной жизни, то какой эта реальность будет для человека, который даже в самых смутных чертах не представляет, что с ним будет после смерти? Иными словами, что если наше посмертие отвечает нашим представлениям о нем, каким оно будет, если представления отсутствуют?
Именно об этом, а не о выживании на острове, и есть сериал Lost. "Затерянные" - это не затерянные на необитаемом острове, а люди, затерявшиеся между жизнью и смертью.
Сериал начинается с того, что авиалайнер несуществующей (!) компании Oceanic разбился на необитаемом острове. Вопреки законам физики, в живых остается 46 человек. Они попадают на странный остров, полностью отрезанный от внешнего мира, где их не могут найти (не ищут) спасатели, откуда нельзя подать сигнал бедствия. И где нарушаются базовые законы нормального мира: инвалид-колясочник сразу после катастрофы обретает способность ходить, больная раком перестает чустсвовать внутри себя болезнь, бесплодная пара зачирает ребенка, странный невидимый ужас, крущащий деревья, обитает в джунглях и.т.д. Среди "спасшихся" нет священников или других людей с твердой верой во что-либо. Все они - типичные люди пост-модерна, рациональные и склонные понимать ситуацию в которой они оказались буквально - мы реально разбились, нам "повезло" выжить, давайте ждать спасателей и.т.д.
При более подробном знакомстве с персонажами выясняется, что среди них нет людей со стандартной судьбой. Все они либо совершили что-то ужасное, либо имели очень сложную судьбу, про каждого из них можно было бы написать роман-биографию. Все они, подчас довольно загадочным образом, оказались в Австралии, а затем так же "случайно" попали на злополучный рейс.
У всех персонажей, попавших на остров, есть некий серьезный изъян, "кармический долг", тяжелый грех:
- Джек Шепард - считает себя виновным в гибели отца, которого любил, но с которым не смог за дизнь построить хорошие отношения.
- Джон Лок - то же проблема с отцом, но зеркальная - отец оказался подонком, который спасая свою жизнь, обманом выманил у сына почку и скрылся, а когда сын не отсатл его и стал мешать его планам - сбросил его с 8 этажа. Не смог жить дальше, был зациклен на отце, на обиде.
- Хьюго Рейес - бездарно загубил жизнь, поддавшись обжорству и так и не научившись выстраивать отношения с людьми. Сбежал из реального мира в психушку, "спрятался".
- Сойер - его жизнь разрушил профессиоральный брачный аферист, обманувший его мать. Его отец в бешенстве убил его мать и покончил с собой. Всю жизнь вынашивал план мести, в результате сам стал ловеласом и мошенником. В попытке отомстить, застрелил невиновного по ложному доносу.
- Кейт Остин - решила "спасти" мать от отношений с плохим человек, убив его. Всю жизнь в бегах, виновата в сметти любимых людей, так и не признала своей вины.
- Сун и Чжин - бездарно растратили великую любовь друг к другу, разрушили отношения, не создали нормальную семью и не родили детей. Он променял любовь на презираемую работу, она начала ему изменять, пыталась сбежать.
- Чарли - променял музыку на наркотики, превратившись из талантливого музыканта в торчка. Профукал талант, группу.
- Клэр - не захотела взять ответственность за своего же ребенка, пыталась его "сплавить" в приемную семью, чтобы получить деньги
- Саид - согласился на роль убийцы и дознавателя, не смог избавиться от этого прошлого, продолжив убиать и пытать даже на Острове.
- Майкл - предал сына, сдавшись тогда, когда надо было бороться, а уже на Острове - предлаг друзей во благо себе и сыну.
- Дезмонд Хьюм - предал и бросил любимую в погоне за признанием, в желании добиться признания совершал ошибку за ошибкой
Если предположить, что никаких "выживших" в катастрофе не было, то Остров соответствует христианскому Чистилищу. Это место, где души грешников должны понять и искупить свои ошибки, исправится, стать лучше чем они были при жизни. Это подготовка к новой жизни, испытание, которое либо очистит человека от груза, отягощавшего его жизнь, либо погубит, оставив страдать вечно (Ад). Выполняя функции Чистилища, отвечая его задачам, Остров продолжает быть для атеистов-агностиков реальным местом на реальной Земле, почти никому из них до финала сериала не приходит на ум, что они - мертвы, и что с ними на самом деле происходит. Поэтому они и Затерянные.
Любопытно, что часть персонажей в какой-то момент решает во что бы то ни стало сбежать с Острова. То есть покинуть Чистилище, не выучив его уроки. Это Джек, Хьюго, Кейт, Сун и Джин, Саид и Майкл. Для каждого из них возвращение в "мир" становится пыткой, вариантом Ада, когда вместо лучшей жизни их начинает терзать их же непереработанные ошибки. В итоге Джек пьет и сидит на таблетках, Хьюго возвращаетс в психушку, Саид становится киллером, Кейт пытаетс быть матерью, но снова вынажжена бежать и прятаться, Сун и Джин теряют друг друга. В итоге все они принимают решение вернуться назад.
Вернувшись на остров, они совершают вторую ошибку - решают уничтожить его, чтобы забыть все перенесенные муки, сделать так как будто этого всего не случалось. "Уничтожение" раздваивает их загробное существование - одна их часть продолжает жить и бороться на Острове, другая - живет как бы параллельном, в выдуманном мире, где им суждено собраться всем вместе. Для каждого этот выдуманный мир свой, как будто сообразный выученным на Острове урокам. Джек живет в семье, которой у него не было, решая задачу сближения с собственным, выдуманным сыном. Лок придумал себе любимого отца, но все так же не может начать свою жизнь без него, упорствую в своем желани страдать. Хьюго, став на Острове всеобщим любимцем, продолжает быть таковым, но уже в мировом масштабе, и единственное, что он еще не преодолел - это не создал семью, не встретил девушку. Сойер поменял сторону, став служителем закона вместо мошенника, однако по-прежнему одинок. Дезмонд живет жизнью, где он получил все признание, о котором ранее мечтал, но при этом также одинок. Остальные, выучившие уроки хуже, начинают с того же, на чем закончили до Острова - Клер все так же пытается избавиться от ребенка, Кейт продолжает быть в бегах, Саид - продолжает убивать, Чарли - принимать наркотики и бухать вместо музыки. Их реальности связанны, как связаны их души испытаниями Острова. Они должны найти друг друга, чтобы их путь через Чистилище был завершен.
Одновременно с этим, Остров персонифицируется, явив героям Свет и Тьму (Бога и Дьявола, Добро и Зло). В конечном итоге, каждый должен выбрать на чьей он стороне. Оказалось, что Свет (Джейкоб) - это вариант ангела-хранителя, который наблюдал их жизни, и собрал их здесь вместе после их смерти для испытания и очищения.
Заканчивается сериал тем, что герои, и последним из них Джек, узнают о том, что они мертвы, и собираются вместе для того, чтобы уйти. Куда именно - естетсвенно, сериал не отвечает. Мы видим лишь свет, льющийся из открытых настеж дверей церкви, где обрались герои. Что за ним - думаю, создатели сериала не настолько смелые, чтобы ответить на этот вопрос. Однако, финальные кадры - Джек, умираюет на Острове на том же месте, где он очнулся, от той же раны, что ему зашивала в первой серии Кейт. Последнее, что видит Джек, - низко летящий над островом самолет. Что в совокупности может говорить нам о том, что история повторяется, и героям (всем ли?) уготовано пройти испытание вновь - по второму(?) кругу.
P.S.
В качестве небольшой вишенки
Есть в сериале несколько деталей, которые заставляют предположить, что и авиакатастрофа, собравшая героев на Острове, произошла ... не в реальности, а уже после их смерти.
Во-первых, на острове есть и другие, попавшие туда не в результате авиакатастрофы. Потерпевшие кораблекрушения, вроде Ренальдо и французов, или Десмонда, попавшего в шторм на собственной яхте. А также "люди науки" - вероятно, ученые, чье попадание в загробную жизнь выглядело для них как устройство на работу в "тайную корпорацию", перевозившую их ...на подлодке, наканными снотворным. Любопытные ассоциации с Хароном-перевозчиком напрашиваются сами собой.
Во-вторых, часть персонажей явно должны были быть мертвы еще до Катастрофы. Лок, очевидно, погиб после падения с 8 этажа и его "колясочная жизнь", по идее, уже могла быть загробной, началом Чистилища. Кейт до поимки и посадки в самолет дважды "выживала" в чудовищных автоавариях.
В третьих, Хьюго. С этим персонажем есть очень загадочная серия, когда на Острове появляется выдуманный им в псих-больнице друг, убеждающий его, что все вокруг - нереально, что он в лежит в коме на койке в психбольнице и должен очнуться. Спрыгнув со скалы. Девушка Либби, первый роман Хьюго, убеждает его не делать этого, ведь он не могу выдумать ее, так как они никогда ранее не встречались. Он соглашается, но в конце серии нам показывают Либби ... как соседку Хьюго по психбольнице, намекая, что воображаемый друг был ПРАВ и это место - нереально. Хотя, данный эпизод можно трактовать и как испытание, козни дьявола, которые Хьюго выдержал.