…Настало время объявить запрет на восхождение на Кадын-Бажы - Белуху.

Dec 28, 2012 12:05



Священная для алтайцев гора не может оставаться на обочине

http://gorno-altaisk.ru/eshe/history/174-historia/1718-kaylas-i-beluha.html



Некоторое время назад мне пришлось присутствовать на ночных посиделках сельской свадьбы. Молодежь веселилась под мелодии наших местных авторов, а люди среднего возраста и старше, в основном женщины, расположившись в довольно просторном аиле, пели алтайские народные песни - jанар. Есть что-то щемяще грустное, а временами до боли в сердце тоскливое в напевах наших предков. Волна неопределенной тоски понемногу наполняет слушателя, заставляет его волноваться, ощущать себя частичкой чего-то очень дорогого и важного.

Песни jанар дают философски наполненные ответы почти на все проблемы нашей действительности, а по эмоциональной насыщенности в чем-то сродни знаменитым японским стихам хокку. Мне думается, что через ее слова и мелодии, которые объединены в восьми строках классического кан-каракольского текста, можно выразить любые волнения души и современного алтайца.

В общем ряду jанар особое место принадлежит текстам, связанным с годами исторических катастроф, которые отражены в песнях большого эмоционального заряда. Одним из самых известных из них является восьмистишие, где Катунь и Иртыш упоминаются как равнозначные и родные для нас реки:

Вниз по Кадыну гусь летел,
Крылья свои свободно держал.
Как всмотрюсь на Алтай,
Слезы из черных глаз текут.
Вниз по Эрчишу гусь летел,
Крыльями свободно махал.
Как вспомню про Алтай,
Слезы из обоих глаз текут.

И вот, зашедшие в аил на народные напевы разгоряченные молодые парни на замечание старших «не галдеть» довольно невежливо огрызнулись, а один из молодых сказал: «Причем тут Эрчиш-Иртыш и Кадын-Катунь? Зачем бабушки оплакивают чужую нам реку?»

Тогда и возникла идея написать статью об общности рек Эрчиша-Иртыша и Кадына-Катуни, которые в давние годы олицетворяли для ойрот-алтайцев Большой Алтай, нашу общую родину, ушедшую в небытие. Часть территории, где проживали предки современных алтайцев, сегодня принадлежат Монголии, часть Китаю, большая территория оказалась во владении нынешнего Казахстана.

Отрывок из монографии безвременно ушедшего от нас историка Алтайского государственного университет В.А. Моисеева:

«…50-е - начало 60-х годов ХVIII в. стали в истории народов Алтая временем национальной катастрофы. Практически можно говорить о геноциде, устроенном цинским Китаем и казахами на Алтае, и если не полной гибели алтайского этноса, то колоссальным подрывом его генофонда. Единое этническое пространство тюркских народов Алтая оказалось разорванным. Алтайцы, оказавшиеся в составе Китая, превратились со временем в небольшую этнографическую группу. Погибла или была оторвана от своего народа элита алтайского общества - его родоплеменная верхушка. Из нескольких десятков зайсанов (мы насчитали около 50) в Горном Алтае осталось несколько человек. Огромный регион от р. Тес и оз. Убса на востоке до оз. Зайсан и Иртыша на западе, бывшей этнической территорией алтайцев, оказался захвачен Китаем и его подвластными монголами и дербетами. Дербеты, отмечал .Е. Грумм-Гржимайло, продвигаясь на запад и «заняв территорию от р. Теса и оз. Убса до р. Кобдо и хр. Сайлюгем… разобщили между собой оба крыла этого народа (урянхайцев - В.М.), направив их жизнь в различные русла. Юго-западные районы Алтая были опустошены и захвачены казахами». В половине прошлого столетия (ХVIII в. - В.М.), - писал известный учены П.П. Семенов-Тяншанский, - после падения Джунгарского ханства и разорения его китайскими войсками, в речную область Черного Иртыша вошли киргизы (казахи - В.М.), которые до последнего времени все более углублялись на восток, пока не достигли Черного Иртыша… Киргизы вытеснили также из речной области Черного Иртыша и урянхайцев, заняв не только долины р. Курчума и Кабы, но и Нарыма и Бухтармы в ее вершинах… Таким образом, киргизы (казахи), еще в половине прошлого столетия до джунгарской революции имевшие самые восточные кочевья на р. Чар-Гурбане, в меридиане города Семипалатинска, в течение полустолетия присвоили себе новое пространство земли более 100 тыс. кв. верст)».

Воспользовалась гибелью Джунгарии и Россия, заняв долину р. Иртыш до впадения в нее Бухтармы. Из всех сопредельных государств только Россия могла и оказала определенную помощь алтайцам, приняв их в свое подданство. Однако и ее политика из-за чрезмерного опасения столкновения с Китаем была сверхосторожной, если не сказать трусливой и эгоистичной. (Сборник «Алтай-Россия: через века в будущее». Горно-Алтайск. 2006). Вот краткое, но емкое объяснение ученого для наших молодых, почему Эрчиш-Иртыш теперь только в народных песнях «обозначается» как наша река. Но, как говорили мудрецы, о прошлом нельзя забывать: “Кто не помнит своего прошлого, к тому оно возвращается в качестве его будущего”.

Так выглядит уступ на южном склоне Белухи:



Это история давно минувших дней. Но есть и другая проблема, связанная с исторически принадлежавшими нам землями, которые в начале ХХ века были нашими, а теперь оказались за границами России. Например, интересно было выяснить, почему земли современного Восточного Казахстана, примыкающие к территории нынешней Республики Алтай и в начале двадцатого века входившие в Бийский округ Томской губернии, сейчас оказались на территории Казахстана? И, главное, когда образовался своеобразный уступ на южном склоне Белухи, из-за которого та сторона священной горы алтайского народа ныне отошла к сопредельному государству? По вершине Горы, а по некоторым данным в двухстах метрах южнее вершины, сейчас проходит государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном.

Не преследуя попыток в чем-то уколоть кого-то, хочу заметить, что с распадом СССР уже другая часть некогда наших родовых земель оказались за границей нашей Родины.

Литературные источники и географические карты указывают, что во второй половине ХIХ века Николаевский рудник, где родился известный писател Г.Д. Гребенщиков, как и южные окрестности Белухи, находились на территории Бийского округа Томской губернии. Кстати, в мае 2013 года исполняется 130 лет со дня рождения Гребенщикова, прадед которого был алтаец. К юбилею нашего великого земляка Алтайский край ведет большую подготовительную работу. Почему бы нашим официальным органам власти, писательскому сообществу республики не обратить свое пристальное внимание на эту круглую дату? Ведь находятся же в республике средства и усилия ставить по Чуйскому тракту одинаково клонированные баннеры, посвященные маршалам и десантным войскам. 
Есть прекрасное историческое фото, где втроем снялись Гуркин, Гребенщиков и Тачалов, которое с соответствующим текстом прекрасно смотрелось бы при въезде в республику и на центральном проспекте Горно-Алтайска.

Чтобы выяснить, когда южный склон Белухи оказался на территории Казахстана, я отправился в наш республиканский архив. Приведу несколько официальных документов.

Постановление заседания президиума Катон-Карагайского райисполкома от 4 января 1939 г.
с. Катон-Карагай
Слушали: О рассмотрении отношения Ойротского облисполкома о включении Верх-Катунского маралосовхоза в территорию Катон-Карагайского района.
Постановили: Учитывая территорию Верх-Катунского маралосовхоза граничащую с границами Катон-Карагайского района и обслуживания почтовой связью, подвозку продуктами питания осуществлялось через Катон-Карагайский район и поэтому ходатайство В-Катунского маралосовхоза от 25.ХII.38 г. №58 и Управления животноводческими совхозов Наркомзема СССР о переносе В-Катунского маралосовхоза в Катон-Карагайский район ходатайство удовлетворить. 
И.О. председателя Колоколов
Секретарь Халев

Заседание президиума Усть-Коксинского аймисполкома
с. Усть-Кокса 20 января 1939 г.
Слушали: ходатайство В-Катунского маралосовхоза о передаче его в распоряжение Катон-Карагайского района Казахской АССР (Гришин).
Постановили: Учитывая ходатайство В-Катунского маралосовхоза и то, что данный совхоз экономическое и административное тяготение имеет к Катон-Карагайскому району Казахской АСС (так в документе, хотя автономная республика в 1936-м году была преобразована в союзную &ndash В.К.), что В-Катунский маралосовхоз от центра нашего аймака с. Усть-Кокса находится на расстоянии 150 километров, а пути сообщения к нему преграждены естественными преградами (горы и река Катунь), в силу чего почти никто не бывает в совхозе не только из работников области, но и аймака, а следовательно практическое живое руководство совхозом со стороны аймакисполкома достаточно осуществляться не может. Исходя из этого президиум аймакисполкома постановляет:
Войти в ходатайство перед Ойротским облисполкомом о вынесении решения на предмет передачи Верх-Катунского маралосовхоза в распоряжение Катон-Карагайского района Казахской АССР.
Председатель Комаров
Секретарь Гришин

Ойротский облисполком
тов. Кандараков
Оргкомитет президиума Верховного Совета РСФСР по Алтайскому краю делал запрос - о передаче Верх-Катунского маралосовхоза из Ойротской автономной области в Казахскую ССР&hellip (следует перечень сел края передаваемых в другие субъекты) о ответов не получил. 
Просим ускорить высылку Ваших решений по вопросу.
И.о. секретаря оргкомитета Бочкарев
В уголке страницы наложена резолюция Кандаракова:
16.III-39 1939 г. «Выяснить, почему не послали»

Решение Исполнительного комитета Восточно-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся
г.Усть-Каменогорск №648 от 9 сентября 1940 года
Рассмотрение просьбы Ойротского Облисполкома о перечислении Верх-Катунского марало/совхоза в административные границы и обслуживание Восточно-Казахстанской областью
Учитывая территориальную отдаленность Верх-Катунского маралосовхоза от административного центра Ойротской области 200 километров и то, что Верх-Катунский маралосовхоз территориально расположен от районного центра Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области 80 километров отсутствие дорог и руководства указанным совхозом со стороны советских, партийных и хозяйственных организаций в Ойротии,
Исполнительный комитет решил:
Учитывая просьбы исполкома Ойротского облсовета и решение исполкома Катон-Карагайского района, просить Президиум Верховного Совета Каз. ССР перечислить Верх-Катунский маралосовхоз Ойротской области в административно-территориальные границы Восточно-Казахстанской области.
Председатель Исполнительного Комитета
Восточно-Казахстанского областного
Совета депутатов трудящихся Д. Барышев
Секретарь Исполнительного комитета
Восточно-Казахстанского областного
Совета депутатов трудящихся А. Гузовски

Повестка дня заседания Горно-Алтайского облисполкома 20 марта 1951 г.
О переводе Верх-Катунского маралосовхоза Усть-Коксинского аймака в административное подчинение Катон-Карагайского района Казахской ССР.
Докладчик секретарь облисполком С. Кузьмин

Решение:
Учитывая пожелания граждан Верх-Катунского маралосовхоза Усть-Коксинского аймака и рассмотрев решения исполнительных комитетов Кайтанакского сельского Совета от 14 сентября 1950 года, Усть-Коксинского аймачного Совета депутатов трудящихся от 3 октября 1950 года о переводе Верх-Катунского маралосовхоза Усть-Коксинского аймака в административное подчинение Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, исполком областного Совета депутатов трудящихся решил:
1. Просить исполком Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся возбудить ходатайство перед президиумом Верховного Совета РСФСР о переводе Верх-Катунского маралосовхоза Кайтанакского сельсовета Усть-Коксинского аймака в административное подчинение Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.

Катон-Карагайские земли до 1954 года входили в состав Горно-Алтайской автономной области:



…Такие вот дела. Наши руководители 30-х и 50-х годов прошлого столетия просто силой заставили власти Казахстана взять у нас эти земли. В нашем республиканском архиве документов по границе отданного совхоза мне пока не удалось найти. Но на официальном сайте Восточно-Казахстанской области сказано, что «в 1954 году площадь Катон-Карагайского район значительно расширилась(В.К.)за счет присоединения «Верхкатуньского» совхоза Усть-Коксинского района Горно-Алтайской автономной области Алтайского края».

Вот так запросто швырялись землями наших предков щедрые руководители советского времени - где-то «дарили» Крым, а здесь у нас верховья Катуни. А теперь вот думается: почему бы не обменять эти земли на Белухинский уступ, который для истории и самоощущения казахского народа не имеет мистико-сакральных значений?

В фолианте «Атлас Алтайского края» за 1978 год говорится, что Томская губерния была образована 1804 году и к 1898 году состояла из семи округов В 1898 году уступа Белухи как такового не было 1914 году интересующая нас территория с верховьями реки Катунь перешла из состава Бийского округа Томской губернии в Змеиногорский округ той же губернии. 17 апреля 1917 года была образована Алтайская губерния. В феврале 1919 года состоялось заседание Бийского уездного земского собрания о разделении Бийского уезда на Бийский и Каракорум-Алтайский, где рассматривался вопрос о разделении уезда и об утверждении границ новых уездов. Но, думается, что уступ этот в пользу Казахстана образовался, скорее всего, в 1921 году.

В Викпедии нашел информацию, которая гласит: «На основании постановления ВЦИК от 13 июня 1921 г. из Алтайской губернии в состав Семипалатинской были переданы на правах уезда Бухтарминский район и часть Змеиногорского уезда». Семипалатинская губерния в это время уже входила в состав Казахской АССР.

Появление уступа, по моему мнению, скорее всего, связано с соблюдением устоявшихся географических правил на территории единого государства. С нашей стороны с Белухи берет начало Катунь, с южной - крупный приток Бухтармы - Белая Берель. Та часть верхней Катуни, которую в 1914 году передали в состав Змеиногорского округа, 1921 году была возвращена в состав Бийского уезда. Берега реки Белая Берель на протяжении всего своего течения по тем же государственным нормативным правилам должны были входить в состав Семипалатинской губернии. Так появился Белухинский уступ. Таким образом, еще один обширный кусок родовых земель алтайцев-ойротов оказался за пределами горной автономии, а с распадом Советского Союза - за границами нашей большой Родины Вячеслав Шишков сборнике «Чуйские были» отмечал, что «знатный калмык (алтае &ndash В.К.) Аргамай Кульджич Кульджин Рахманинские горячие ключи хотел ведь по свои руки взять, курорт там устроить».

Повторим еще раз из-за труднодоступности ерритории Верх-Катунского маралосовхоза, который входил в Усть-Коксинский район, наши обширные земли в 1954 году был подарен Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.

Повторим еще раз из-за труднодоступности ерритории Верх-Катунского маралосовхоза, который входил в Усть-Коксинский район, наши обширные земли 1954 году был подарен Восточно-Казахстанской области Казахской ССР.
А ведь Юч-Сумер - Белуха для алтайского народа имеет особое значение. По большому счету это наша Мекка и Арарат, наш Иерусалим и Рим. К сожалению, во время демаркационных работ между РФ и Казахстаном в 90-е годы прошлого века никто из нас не подумал об особом статусе этой Горы для алтайского народа и не акцентировал на него внимание высшего руководства как России, так и Казахстана.

Если углубиться в недавнюю историю, то встретимся со следующим фактом: в конце августа 1921 года члены комиссии по образовании«Ойротской республики» в составе представителя Наркомнаца при Сибревкоме Пинхасика, завотделом нацменшьинств А.О.Плич и заместителя заведующего Алтайским губнацем, бывшего председателя Кузнецкого отдела Каракорум-Алтайской управы Л.А.Сары-Сэп Конзычакова, подали в Наркомнац докладную записку об объединении Горно-Алтайского, Бийского, Минусинского, Кузнецкого и Ачинского уездов в Республику Ойрот. «Освобождение ойротов от гнета произойдет тогда, - говорилось в записке, когда с горы Белухи свалится ледник. В нынешнее лето, как нарочно, такой сдвиг ледника произошел… С этим явлением, согласно преданию, должно произойти и освобождение и возрождение Ойротского народа… Вопрос стоит ясно. Население хочет спастись от напастей и смерти, а по народному преданию это возможно только при возрождении Ойрота».



Н.К.Рерих. «Ойрот - вестник Белого Бурхана».1925

В современной истории алтайского народа эта легенда имеет основополагающее значение. Так, она послужила сигналом и к началу движения бурханистов в 1900 году. По преданию, в середине XVIII века во времена разгрома войсками Цинской империи Джунгарского государства Ойрот-хан, покидая ойрот-алтайцев, предсказал: «Когда три снежные сопки, из которых Катунь берет начало, упадут, то знайте, что время моего пришествия близко». Есть сведения, что алтайские ярлыкчи в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов прошлого столетия, по изменению очертания Кадын-Бажы - Белухи, также предугадали новый политический статус Горного Алтая.

Таким образом, для нас, потомков нескольких поколений коренных жителей Алтая, гора Белуха имеет особое сакральное значение. Но, к сожалению, на сегодня южные склоны Уч-Сюмера находятся на территории Казахстана. Бесконечные внутренние споры алтайцев с несколькими центрами религиозных верований, череда возникающих и отпадающих сверхамбициозных лидеров пантеистических движений нашего народа, несобранность и вялость многочисленных алтайских общественных организаций - все это в итоге не даёт этносу сосредоточиться, выбрать главные направления поступательного движения. Лично сам думаю: в условиях внутреннего лада алтайской общины мы обязаны были бы увидеть ситуацию с Белухой и могли обратиться к казахскому народу, к его интеллигенции и руководителям государства с просьбой оставить нашу священную Гору полностью в границах Российской Федерации. Уверен, согласие было бы получено.

Хотелось бы надеяться, что пришедший по воле Времени на исконные земли корневого тюркского этноса - современных алтайцев - находящийся на подъеме наш тюркский брат и сосед, почти 15-миллионный казахский народ, может и сейчас проявить уважение к нам. И в некоторых щепетильных вопросах оказать всемерное содействие поступательному развитию алтайцев, в частности, возвратить земли южного склона Уч Сюмер России, а значит - алтайскому народу.

Вполне возможно провозглашение на основе многосторонней договоренности Кадын-Бажы - Белухи священной горой всех тюркских народов мира. И идею первого Главы Республики Алтай В.И. Чаптынова о признании Алтая прародиной всех тюрков обогатить этим действием. А территорию от слияния Катуни и Чуи через сёла Инегень и Тюнгур вместе с землями вокруг Горы отвести под развертывание комплекса «Тюрк Кабай».

Пока же, думается, нашему народу необходимо официально признать Уч-Сюмер - Белуху священной горой алтайцев со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь наши предки, кроме людей особо посвященных, лет сто тому назад по неписаным правилам не должны были даже смотреть на нее, произносить настоящее имя вершины. На многое, связанное с Горой. было наложено табу. Поэтому у нее множество названий. Одно из них - «Агару Бажы».

Из Викпедии:«Белуха издавна окутана ореолом мифов, тайн, легенд. Многие считают, что где-то там сокрыта загадочная Шамбала, рай, который наступит после исчезновения людей. На Белухе обитает Умай - богиня тюрков. Отсюда великий Будда - Гаутама пришел в Индию. Староверы считают, что где-то рядом находится счастливая страна Беловодье, попасть в которую может не каждый. По другим поверьям от Белухи прямо до Эвереста идет энергетический мост. Здесь находится центр Земли, энергетически связанный с Космосом. Коренные алтайцы близко не приближаются к своей святыне. Вообще, в Азии очень развит культ гор - к священной или почитаемой вершине приближаться следует со смирением в сердце, с чистыми мыслями.

Священная гора России - гора Белуха. На Алтае её называют Уч-Сюре, или Уч-Орион. Сюре означает жилище богов. Уч по-тюркски - "три". Таким образом, гора Белуха означает "три жилища богов", или "жилище трёх богов", а название Уч-Орион связано с тремя звёздами «пояса»-созвездия Ориона. Следовательно, трёхвершинная Белуха имеет какое-то отношение к этому созвездию, а более конкретно - к поясу Ориона. В книге древних восточных легенд "Криптограммы Востока" помещена легенда о святом камне, который явился с неба, как "посланец" дальних миров, как дар Ориона. В легендах указываются три конкретные звезды, пославшие камень миру. Эти три звезды - звёзды пояса Ориона, которые раньше назывались, как пишет Н.К.Рерих, "Три Мага". Древнее алтайское название пояса Ориона - "Три Маралухи", или Юч-Мыйгак…»

Научная, культурная и практическая ценность: Гора Белуха как мощный магнит ежегодно притягивает к себе тысячи туристов. Это и альпинисты, стремящиеся достичь ее вершин, и горные туристы, путешествующие в ее пределах, и сплавщики, устремляющиеся по Катуни, Берели и Бухтарме, и последователи Н.К.Рериха.

С каждым годом поток туристов возрастает. Многие идут сквозными маршрутами: из России в Казахстан и из Казахстана в Россию. Белуха настолько популярна среди жителей СНГ и стран Прибалтики, что практически каждый серьезный турист считает своим долгом посетить Алтай и Белуху.

В середине августа 1999 г., когда ожидали "конец света", по Кучерлинской тропе к Белухе проходило около 1 тыс. человек в день.

Из России ежегодно посещает Белуху (с казахстанской стороны) несколько сот (до тысячи) туристов-«рериховцев». К ним присоединяются туристы из Италии, Германии, Австрии. Тот, кто хоть однажды увидел Белуху, на всю жизнь заполнит ее божественную сверкающую двуглавую вершину. Белуха была и остается символом Алтая.

…Настало время объявить запрет на восхождение на Кадын-Бажы - Белуху.

Идею, связанную с запретом восхождения на Белуху мне впервые довелось услышать из уст знаменитого кайчи, проживавшего в селе Кучерла Усть-Коксинского района Салдабая Савдина конце 70-х годов прошлого века. Тогда мы, молодые журналисты «Алтайдын Чолмоны» под руководством заместителя редактора А.А. Сабашкина во время командировки заезжали в Кучерлу. Помнится, тогда кайчи выговаривал Амату Акчабаевичу как представителю областного руководства свое крайнее недовольство засильем альпинистских групп, совершающих восхождение на Агару-Бажы.

После заместитель редактора на наш вопрос о возможности запрета горько заметил, что в наше сугубо материалистическое время метафизические идеи никак не могут осуществиться, а автор статьи на тему «запрета», и сама газета обкомом партии будут признаны пропагандистами вредоносных националистических пережитков прошлого.

Второй раз данный вопрос возник в 90-е годы прошлого века. Помнится, в общественную организацию «Эне Тил» пришло письмо из села Корумду Усть-Коксинского района с предложением придать Уч Сумеру особый статус и запретить физическое восхождение на ее вершины. Тогда из-за некоторых обстоятельств, проблема не была вынесена на широкое обсуждение.



Известный путешественник и учены В.В. Сапожников(на снимке) тмечал:

- Высокие снежные горы служат у алтайцев предметом священного почитания; никто из них под страхом смерти не смеет восходить на них. Обаяние Белухи у алтайцев еще больше: нам и смотреть близко на нее нельзя, говорил мне один старик из аула на вершине Черной Берели… Многие алтайцы-охотники великолепно знают горные тропы до снежных перевалов включительно, но у основания заповедных гор, которым они дают общее название Ийи (Ыйык - В. Кыдыев), их миссия заканчивается.

Физическое воздействие поднимающихся на Гору многочисленных экспедиций оказывает отрицательное воздействие на ее состояние. Сложившиеся как личности при советской власти руководители алтайцы в своей основной массе приняли концепцию «о докапиталистических пережитках в Ойротии» и многое в духовном завещании предков считали религиозным дурманом.

Хотя даже они, пребывая в сакральных местах, на охоте, старались следовать обычаям, пришедшим из глубины веков. Если следовать заветам предков, то изменений от человеческой деятельности на Уч Сюмере не должно быть. Всякие самовольные постройки вблизи Горы подлежат сносу. Необходимо установить несколько зон, отличающихся по степени их табуированности, запретов, которые необходимо соблюдать всем. Например, необходимо определить зоны, где охота должна быть полностью запрещена. До определенной зоны к Горе можно подъехать на лошади, а дальше передвигаться самому туристу. Это уже детали, главное в этом процессе - соблюдение меры.

Есть в Трансгималаях непокоренная вершина - Кайлас. уддистское описание вселенной помещает в центр гору Меру, она служит опорой небу. По четырем сторонам света от Меру расположены четыре континента. Наша Земля является южным из этих континентов. Очевидно, что Кайлас (Канг Римпоче, "Снежная Драгоценность" по-тибетски) может служить представлением о Меру, отображением Меру в нашем описании мира. Известно, что у многих народов есть понятие о "мировой горе" и "мировой оси", которая является центром и опорой всего мироздания. Наша Белуха - "Уч Сумер» среди буддистов мира воспринимается как «Три вершины Меру».

Есть несколько причин, связанных с табу восхождения на Кайлас. Первая - мистическая. Суть ее в древних легендах. Гора держит только богов. Всех прочих она сбрасывает. Даже успешное восхождение на нее со временем отзовется трагедией для покорителя или для его окружения. Вторая причина - это протест миллионов верующих во всем мире против покорения Кайласа, который поддерживает ООН. Когда 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, в последний момент ему пришлось от этой идеи отказаться. В 2000 году испанской экспедиции удалось у китайцев приобрести разрешение на покорение Кайласа. Но подняться выше базового лагеря у подножия горы испанцам не удалось - тысячи паломников преградили им путь. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа, и испанцам пришлось отступить. Народы Индии, Тибета, Непала и Китая считают её священной, наделенной божественными силами. К ней совершаются многочисленные паломничества. Индуисты и буддисты считают эту необычайную гору «сердцем мира», «осью земли». В древних поверьях сказано, что на вершине Кайласа находится вход в таинственную страну Шамбалу...

А по предположению Н.К. Рериха, северные ворота в Шамбалу находятся в отрогах Белухи. Значит Кайлас и Уч Сумер, в той или иной мере, владеют сокровенной тайной, которая известна только посвященным людям.

Восхождение на Кайлас заменено процессом ритуального обхода вокруг нее и называется это действие термином Кору Кору - обряд посвящения - очищает от жизненных грехов. Прослеживается прямая связь между алтайским словом «кору - защита» и тибетским «кору - очищение от греха».

Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить «кору». Подчеркивается, что если во время этого обхода мысленно посылать в пространство вопросы относительно судьбы, то ответы не замедлят прийти. Там, в разряженных горных пространствах, очищенных звуком-вибрацией, можно дотянуться с вопросом до своего Высшего Я, называемого в миру совестью, внутренним голосом, интуицией. До той субстанции, которого в различных храмах Земного шара зовут Богом. До того Бога, являющего человеку в минуты мгновенного внутреннего озарения.

Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-кратный обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также могут быть 3 или 13 обходов. А совершить «кору» в полнолуние равносильно двум ритуальным обходам!



Кайлас на одном из полотен Н.К.Рериха

Кайлас окружен долинами, поэтому «кору» не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние в 53 км, составляющее "Путь вокруг Кайласа", многие паломники из Индии, Непала и Тибета преодолевают за один день - с раннего утра до позднего вечера. Тысячи паломников и туристов со всего мира собираются здесь ежегодно во время тибетского праздника Сага Дава, посвященного Будде Шакьямуни.

Если проводить прямую аналогию с Кайласом по запрету восхождения, то мистическая легенда у алтайцев тоже есть, коренной народ против восхождений, и необходимо глубоко рассмотреть проблему, найти Слова, которые дойдут до большинства наших сограждан различного вероисповедования, и принять соответствующее решение на Курултае алтайского народа, подкрепив ее Законом на уровне Госсобрания - Эл Курултая. Кору-обход будет означать очищение и самих паломников, и защитит Белуху от ненужных вторжений.

По грубым прикидкам Константина Николаевич Сайланкина, уроженца самого близкого к Белухе села Кучерла, прекрасно владеющего информацией об окрестностях Горы, и первого организатора туристической отрасли из коренных жителей Алтая, тропа «кору» вокруг Белухи - Кадын Бажы с захватом казахстанской территории составит примерно 80-100 километров. По мнению Константин Николаевича, наш «кору», по сравнению с гималайским, будет чуть сложнее для прохождения, но по притягательности и по красоте окружающих видов нисколько не уступит существующему «Гималайскому кору».

- Конечно - добавил он, - если руководство республики, общественность одобрит идею, то перед нашими альпинистами, опытными туристами встанет непростая задача, связанная с выработкой оптимального маршрута, учитывающего множество аспектов нашего «кору». Думается, что в его разработке должны участвовать как приверженцы наших традиционных верований, так и местного буддийско-бурханистского сообщества.

Что у нас в плюсе, если так можно выразиться в данном случае, это то обстоятельство, что земли окрестностей Белухи не входят под юрисдикцию федерального Катунского биосферного заповедника, статус которого исключает проведения любой хозяйственной деятельности.

(Продолжение следует).

(Продолжение следует).

Алтай, Белуха

Previous post Next post
Up