тувинские зеки, новости и право на правду

Aug 07, 2012 12:53



На сайте «Туваонлйн» бывший вице-премьер Тувы  Д.Оюн , которой принадлежит этот новостной ресурс, привела перепечатку новости  о двух уроженцах Тувы. Нет, герои публикации не совершили подвигов на Олимпиаде, не спасли жизнь 240 тонущих и не изобрели препарат вечной жизни. Они не сделали ничего примечательного, что стоило бы рекламировать бывшему  идеологическому члену правительства на сайте, презентующем Туву. Наши земляки, отбывающие наказание в колонии на Крайнем Севере обвиняются в убийстве. Оставив в стороне  сомнительную важность этой новости для мира  и республики  (уж криминальной хроникой нас точно не удивить), остановлюсь на том, что действительно вызывает вопросы. Преступления, совершаемые даже внутри замкнутой системы исполнения наказаний - не такая уж редкость. Нападение на охрану или на ту часть з/к, кто сотрудничает с администрацией - тоже, увы, закономерное явление.  И причины тому лежат не во врожденной склонности к маниакальной жажде убийств у тувинцев например, как следует из новости, а в каких-то внутренних проблемах, очевидно разрешаемых только таким крайним и незаконным  образом. Я нашла аналогичное «преступление и наказание», в результате которого один из з/к - скинхед, убивший на воле несколько лиц не славянской национальности, уже отбывая наказание, убил «дневального» и к своим 15 годам получил еще 2 дополнительных по ч. 4 ст. 111 УК ПФ (умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть человека). Двое тувинских з/к так же повинные в нападении на «дневального», обвиняются не в банальном, прости господи, убийстве, а в «убийство лица, в связи с осуществлением служебной деятельности, совершенное группой лиц по предварительному сговору» по п. «б, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ 
На вопрос, почему в одном случае «дневальный» оказывается просто гражданином, лишившемся жизни от рук другого гражданина, а в случае с тувинцами уже «лицом при исполнении» со всей тяжестью обвинения - ответ должен бы дать либо адвокат обвиняемых, либо «тюремный омбудсман Тувы» г-н Узум, либо член Общественной палаты, правозащитник А. Переляева. Потому что, налицо нарушение права на защиту. В данном случае мы не расследуем вопрос за что несли наказание эти лица, каков их «моральный облик», речь только об избирательном подходе в отношении двух уроженцев Тувы со стороны прокуратуры ЯНАО и явно не соответствующей вине статье обвинения.

Как следует из приказа МВД РФ от 31.05.1993 n 259 об утверждении положения об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора  http://www.lawmix.ru/pprf/89360 ) пункт 1.9. «В отряде из числа осужденных приказом начальника учреждения назначается старший дневальный (дневальный). Права и обязанности дневальных определяются начальником ИТУ». То есть «дневальный» не должностное лицо, а носитель некой общественной обязанности, регулируемой внутренним распоряжением того или иного начальника колонии, а не Уголовным Кодексом РФ.  И следовательно, подводя двух тувинских з/к под статью о групповом нападении на лицо, статуса прокурора, например, или судьи исполняющего свои обязанности по защите правопорядка, обвинение само идет на нарушение закона. Повторю, что меня беспокоит не эмоциональная  фабула (можно представить, как заверещит г-жа Качан в газете "Плюс-информ" с заголовками «Тувинцы убивают снова и снова»), а то, что нарушаются права человека, даже если речь об осужденных рецидивистах. Эти граждане (Монгуш и Кара-Сал) должны и понесут наказание, но в рамках существующего уголовного Кодекса, а не с преувеличением вины из-за нескрываемой фобии к тувинцам, охотно размножаемой  даже бывшими членами самого тувинского правительства. Ничто не мешает журналистам Тувы, тем более государственному идеологу Оюн и пресс-службе правительства, озаботиться имиджем республики и населяющего ее народа, выяснить причины, обстоятельства криминальной новости, взлетевшей в топ- рейтинг  событий федеральной значимости и при наличии недостоверных сведений подготовить опровержение, а не заниматься мультипликацией антиимиджевых статей, получая зарплату как раз за ожидаемые от них  противоположные действия.

Уполномоченным по защите прав заключенных в Туве два года назад был утвержден г-н Узум, бывший глава УФСИН РФ по РТ. Не обсуждая смехотворную эффективность и правомерность подобного назначения (безусловно, надзирать за порядком от лица общественности имеют право только общественные деятели, а не ветераны органов и партий, десятки лет руководившие этим же органами), хочу все же призвать доблестного тюремщика республики, обратить внимание на положение заключенных, особенно отбывающих наказание за пределами Тувы, получающих в дополнение к определенному судом еще и груз вины за то, что они  тувинцы. А уж сообщить всему миру на всех языках о том, что мы все тут  поголовно маньяки, алкоголики, трутни и  садисты всегда позаботятся доблестные журналисты Тувы и пресс-служба правительства вместе с бывшими вице- премьерами, лениво, бездарно и бездумно копируя чужие «новости», хотя имеют возможность родить настоящую новость, располагая для этого всеми  ресурсами и возможностями.

ССЫЛКИ:

http://procrf.ru/news/59436-prokuraturoy-okruga-utverjdeno-obvinitelnoe.html
«03 августа 2012 года Заместителем прокурора Ямало-Ненецкого округа утверждено обвинительное заключение по убийству дневального в ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО в отношении Корген-Оол Монгуша по п. «б, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, в связи с осуществлением служебной деятельности, совершенное группой лиц по предварительному сговору), Арзылана Кара-Сал по п. «б, ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ и 3 эпизодам ч. 1 ст. 119 УК РФ (угроза убийством).По версии следствия, Монгуш и Кара-Сал отбывая наказание в ФБУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО неоднократно нарушали правила внутреннего распорядка. Дневальный неоднократно делал замечания осужденным, в связи с чем, между Монгуш и Кара-Сал с одной стороны и потерпевшим с другой сложились личные неприязненные отношения, поэтому они решили убить его 26 июля 2011 года Кара-Сал в столовой исправительной колонии во время завтрака взял нож для приготовления пищи в столовой. После чего, вместе с Монгуш они прошли в комнату для приема осужденных администрацией учреждения, где в это время спал потерпевший. Монгуш стал удерживать потерпевшего сзади за шею, лишая последнего возможности оказать сопротивление, в это время Кара-Сал ножом причинил множественные колото-резанные ранения, от которых последний скончался. Уголовное дело будет направлено для рассмотрения по существу в суд Ямало-Ненецкого автономного округа».

Осуждённый по делу «Дзержинских скинхедов» Владимир Корякин убил дневального в колонии http://pn14.info/?p=109540 об этом преступении сообщается: "Дневальный потребовал, чтобы Корякин, ночью пришел к нему на пост для разговора. Когда парень пришел в указанное время, то между ними произошла ссора, перешедшая в драку. В ходе нее дневальный получил телесные повреждения от которых впоследствии скончался. В отношении Корякина было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК ПФ (умышленное причинение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть человека)".

Как следует из Приказа мвд рф от 31.05.1993 n 259 об утверждении положения об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора http://www.lawmix.ru/pprf/89360   1.9. В отряде из числа осужденных приказом начальника учреждения назначается старший дневальный (дневальный). Права и обязанности дневальных определяются начальником ИТУ.

Кому в тюрьме жить хорошо? http://www.tyurma.com/komu-v-tyurme-zhit-khorosho

" Многие несудимые люди наверняка слыша­ли, что это ругательство за решет­кой является страшным оскорбле­нием и означает стукача, сдающего своих же братьев-зеков. Проис­хождение такого термина таково. Раньше на скотобойнях держали дрессированного козла, который водил ничего не подозревающих животных на убой, сам при этом оставаясь целым и невредимым. На самом же деле понятие «козел» в нево­ле очень непростое и неоднозначное. Начнем с того, что в исправительных колониях есть официальные «козлы»-активисты, которые не шифруются, а наоборот, даже носят отличительные знаки на одежде. Есть еще стукачи. Их еще называют «наседками» и подсадными. С ними как раз все ясно. Живут они как порядочные, а сами сдают своих ближних. 
  С активом все намного сложнее. Есть целые колонии, в которых осуж­денных сразу делают активистами, принуждая их к этому угрозами нака­зания и побоями. Вконец запуганные зеки писали заявления о вступлении в секцию. После такой заявы путь им в уголовные авторитеты был закрыт навсегда. Но если осужденный из этой колонии попадал в другую, после повторного осуждения, то он мог скрыть от братвы то, что когда-то был активистом. Другое дело, если зек занимал должность и открыто служил ментам. Этого никак не скроешь.                                                                                                 Что дает осужденному долж­ность? Какие плюсы и минусы это ему приносит, мы разберем ниже. Начнем с дневального отряда. Их два - старший и младший. Старшего еще называют завхоз или старшина. В его обязанности входит следить за порядком в отряде, производить там ремонт, поддерживать чистоту. Сам завхоз не убирается. Этим занимается младший дневальный (если в зоне воровской ход). Но ес­ли в «черной» зоне в отряде живут «мужики»-работяги, или если зона «красная», то они убираются по очереди. Что абсолютно законно по правилам внутреннего распорядка.                              Но блатным убираться в падлу, даже в свое дежурство. Иначе сразу потеряешь статус. Так же блатной не должен ходить на еженедельные хозработы по уборке территории. Блатота и порядочные арес­танты решают вопрос по-разному. Где-то всеми уборками и работами занимаются «опущенные». Но есть колонии, где воры и «смотрящие» не против того, чтобы всех (кроме них, естественно) вносили в список дежурства. Когда подходит очередь того, кому брать швабру или метлу в падлу, он должен заплатить (пачку сигарет или заварку чая) работяге, который за него отработает. Ведь иначе все грязью зарастут.

Помимо наведения чистоты в обязанности завхоза входит все, что касается жизни барака. Плюс старший дневальный напрямую контачит с сотрудниками. У него в оперчасти есть осо­бый день для доклада. Завхоз - правая рука начальника отряда. Здесь все от человека зависит. Если завхозом становится сильная личность, то он может держать себя очень независимо, заставить с собой считаться даже воров на «черной» зоне. Ну а на «красной» завхоз вообще единолично руководит жизнью отряда, и его все боятся.
     Он распределяет спальные места, может помочь избежать наказания за нарушение или снять ранее наложенное взыскание, что открывает дорогу на условно-досрочное освобождение. Ес­тественно, осужденные носят завхозу подарки с передач, а за помощь с УДО дают деньги. У завхоза обычно есть от­дельная комната, с хорошим ремонтом, телевизором, магнитофоном. Младший дневальный живет в баульной, где за­ключенные хранят свои сумки.Стать дневальным - верный путь к досрочному освобождению. Потому среди завхозов много бывших блатных, «смотрящих» и даже воров. Но удер­жаться на этой должности не так-то просто. Надо умудриться быть хорошим и для ментов, и для зеков. Иначе или снимут, или покалечат. Открыто тро­гать «козла» опасно - могут завести на тебя уголовное дело"

Дневальные кто они такие?

http://2zeka.ru/post/2001

«Хотя и бывают светлые эпизоды в жизни дневальных, но, в основном, их положение не завидное. Многие дневальные в погоне за более качественным существованием становятся конями у блатных. Конь - это, типа слуги. Он моет посуду. Так же носит жратву со столовой. Готовит, стирает, шустрит на выходе. Только все это он делает для одной семейки зеков. В обмен на это он получает защиту, чай и сигареты. Более мягкое название для такого рода осужденных - помощник. Некоторые помощники становятся настоящими младшими семейниками. Им доверяют многие запретные вещи и семейные тайны. Но не все из дневальных хотят стать ими. Многие предпочитают тянуть лямку раба до конца. Если брать с точки зрения пользы для отряда, то они выполняют всю черновую работу. Но начальники отрядов, как правила, отказываются замечать их титанические усилия и не отпускают по УДО. Хотя эти зеки въебывают из года в год и не имеют нарушений. А все потому, что с них нечего взять. Если брать по закону, то осужденный должен предоставляться на комиссию по досрочному освобождению, по наступлении срока. Но отрядники либо не предоставляют дневалов на комиссию, либо их там забривают. Интересен тот факт, что многих зеков выпускают на волю досрочно, даже при наличии нарушений, а этих не выпускают даже без них. Но еще омерзительнее то факт, что когда подходит УДО, начальник отряда специально закрывает дневала в изолятор. Вот такова жизнь этих людей. Можно только посочувствовать.

Места, не столь отдаленые

http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1130/t/1130_10.html

«О состоянии общества можно судить по его пенитенциарной системе. Здесь как в фокусе видны уровень экономики, моральные и социальные нормы. Насколько человечно относится государство к преступившим закон, как наказывает и как воспитывает, чему учит: жить на воле или выжить в тюрьме?

Автор "Баллады Редингской тюрьмы", великий английский поэт и драматург Оскар Уайльд, так отозвался по этому поводу: "Если Англия ко всем своим заключенным относится так же, как и ко мне, она не заслуживает иметь их вовсе". А что уж говорить о России, родине "Архипелага ГУЛАГ", где сидел едва ли не каждый третий, где численность населения мест лишения свободы побольше, чем во многих субъектах Федерации?

Места не столь отдаленные у нас в республике действительно недалеко. Хотя Карелия уже и не та "подстоличная Сибирь", что была раньше, но в республике, как известно, имеется семь мест лишения свободы: два исправительно-трудовых учреждения в Сегеже, в Надвоицах, под Петрозаводском, в районе Птицефабрики ("девятка"), учреждения больничного типа в Медвежьегорске и Надвоицах, плюс два следственных изолятора - петрозаводский и сегежский. Уже более двух лет эти учреждения переданы от МВД в ведение Министерства юстиции, руководитель которого, Павел Крашенинников, провозгласил такой руководящий лозунг: "В тюрьме должно быть как можно меньше тюрьмы..."
Недавно группа карельских журналистов при содействии Управления исполнения наказаний по РК и Министерства по делам печати побывала в Надвоицкой колонии строгого режима, учреждении УМ 220/1. Администрация колонии, которой последние два года руководит подполковник Вячеслав Лянго, в ходе трехчасовой экскурсии показала нам все что могла. Хотя и гордясь достижениями, но и не скрывая проблем...

тувинские з/к, СМИ Тувы, права заключенных, Туваонлайн, права человека

Previous post Next post
Up