По части пляжного отдыха Турция даст фору большинству стран: прибрежные пустыри они превратили в цветущие сады с дворцами, семейный отдых по-сути придумали заново (такого уровня детских развлечений никогда раньше не было), частные пляжи говорят сами за себя, теплое море, клроткий перелет, безопасность, отсутствие тропических инфекций, ну и знание, что все оплачено реально-таки расслабляет.
Я решила поделиться своими принципами бронирования турецкого отдыха, поскольку в Инстаграм было много вопросов. На новизну не претендую, но если кто-то найдет для себя полезности, буду очень рада.
Цена на отель зависит от его реальных качеств, от его текущего состояния, от рейтинга, от сезона и туроператора, который вам его продает. За одни и те же деньги, можно купить принципиально разный отдых именно потому, что рынок "непрозрачен". Так что ваша сила в том, чтобы поймать рыбку в мутной воде.
1. Время.
Идеальное время для Турецкого пляжа - конец августа и первая неделя сентября. В это время солнце палит уже не так сильно, а море прогрето, поэтому вы можете прийти поплавать даже к 8 и не замерзнуть - температура воды практически не колеблется по времени суток.
Ближе к июлю - очень жарко и море холоднее (это значит, что плавать вам придется на солнцепеке). Ближе к концу сентября - бассейны могут быть уже ледяными (большие и глубокие), поскольку солнце не успевает прогреть их за день.
Что касается цен - они плавно растут от мая к августу, проседают на стыке августа и сентября, а затем снова слегка подскакивают в сентябре. Существенно дешевле можно купить тур только в те моменты, когда море непригодно для плавания (ну если только вы любите воду 22С, то вам проще). Что характерно, в такой "несезон", вы также скорее всего не получите полноценный сервис от отеля (половина развлечений и ресторанов могут быть закрыты, более слабая анимация, так как число гостей существенно ниже, а содержание этого всего выгодно только при полноценной загрузке отеля). Поэтому такое снижение цен никак не влияет на соотношение цены/качества. Вы меньше платите и меньше получаете.
2. Туроператор.
Это загадочная история, но условно говоря один и тот же тур может стоить 200.000 в Tez Tour, 180.000 в Coral Travel и Pegas touristik, а потом вы найдете его же за 160.000 в Sunrise tour. Разница обсулавливается билетами (у кого-то будет регулярка или хороший чартер Трансаэро с удобным прилетом и вылетом, а у кого-то дешевый чартер с вылетом ночью, какие-нибудь Оренбургские авиалинии) и взаимоотношениями с конкретным отелем.
Кроме этих туроперторов, есть еще несколько, которых в принципе можно мониторить: TUI, Интурист, Тройка. Но как-то мы с ними не ездили.
Как подбирать тур:
- не стоит начинать подирать тур в агентстве, поскольку турагент конечно знает больше вас про отели, но мало вероятно, что даже за два часа он вникнет в ваши истинные желания, которые, зачастую, вам сложно вербализовать даже для себя. особенно не стоит ехать вдвоем или втроем, поскольку желания даже очень близких людей всегда хоть немного, но отличаются, поэтому путаницы будет запредельное количество.
- начните с того, чтобы сделать выгрузку предложений по вашей вилке цен хотя бы на сайте одного (любого) туроператора. Посмотрите описания отелей, так вы поймете что вам нравится, а что сразу нет. Попробуйте подвинуться по цене вверх, а по дням в меньшую сторону - сравните с тем, что смотрели до этого. Наверняка, у вас выделятся фавориты.
- погуглите отзывы на отели. Я обычно пользуюсь сайтом tophotels.ru, но есть всякие турправды и т.д. Обращайте внимание на минусы, перечисленные в отзывах. Что-то из них будет для вас важно, что-то вы отбросите как несущественное.
- если вы опытный читатель отзывов, то вы знаете, что в целом, при рейтинге отеля меньше 4х по 5-бальной шкале, там точно нечего делать. В идеале, рейтинг должен стремиться к 5. И если встает выбор между более дорогим и шикарным отелем с меньшим рейтингом и более простым с большим - предпочтение следует отдать простому. Людям не всегда легко выложить в отзывах все минусы или все плюсы, а вот поставить оценку по своим ощущуениям - это да.
- теперь, когда у вас есть фавориты из фаворитов, вы можете идти на сайты всех других туроператоров и искать хорошие предложения на них. Там же вы найдете другие отели вашей ценовой категории, быстренько просмотрите отзывы и поймете, включать ли их в ваш шорт-лист.
- вот теперь, когда вы уже в курсе цен, почти не путаетесь в названиях отелей и гораздо четче знаете, что вам надо, стоит отправляться в агентство. Понимая, что вы не отнимите много времени и сил, и главное, уже точно что-то купите, агент будет более склонен дать вам скидку на тур из своей комиссии)) Так что возможно, вам удастся поехать в тот отель, который изначально стоил дороже, чем вы планировали. Размеры скидки редко превышают 5% (5-6% дают тем, кто покупает из года в год), и почти любого можно уломать на 3%.
Бывают турагенты-сказочники, которые делают скидки от несуществующих цен. Поэтому все что вам предлагают, вы прямо у себя в телефоне можете проверять на сайте туроператора и смотреть на реальные цены.
- постепенно, туроператоры начали понимать, что агентства - это какое-то лишнее звено, так появились онлайн-покупки туров на сайтах Санрайза и Пегаса. В Тез-тур можно было даже тратить "Сбпасибы" от Сбербанка, но сейчас я не вижу там опцию покупки туров по сети. Об опыте онлайн-покупки я расскажу ниже.
Стоит ли покупать тур заранее? На мой взгляд, не стоит. Никакого волшебства цен это не дает. Это нужно только в одном случае: если вы хотите такой отель, который никогда не горит. Такие бывают. У них изначально адекватные цены и хорошее соотношение цены/качества. Вот такие вещи, конечно же, турагент вам сможет подсказать (если он достаточно знающий и поймет, что это может быть вам интересно).
3. Реальные качества отеля.
Чем более универсален отель, тем он и дороже. Соответственно, если найти отель, который не удовлетворяет какую-то группу отдыхающих, но вам как раз подходит, то вы имеете шанс получить просто отличное соотношение цены/качества. Например, славая анимация (а вам она не нужна), или же скромный детский стол и плохой миниклуб (а вы едете без детей).
4. Текущее состояние.
Как правило хорошие дисконты делают отели только что открывшиеся. В этом смысле бывает полезно погуглить что-то вроде "новые отели Турции 2014", но это палка о двух концах.
Если речь о раннем бронировании, то отель может просто-напросто опоздать с открытием, и в большинстве случаев, вам предложат перебронирование на невыгодных условиях или просто вернут деньги.
Еще одной опасностью может быть плохой сервис. Пока отзывов еще мало (никто в отеле не отдыхал и легко подделать отзывы), оценить эту составляющую практически невозможно. При этом, стабильно работающие отели имеют свой штатный персонал, а те, кто только что открылись набирают новых непонятных людей, которых еще воспитывать и воспитывать.
Ну и, наконец, качество строительства. Если со стройкой торопились, то косяков может быть весьма много. А если жадные хозяева дадут отелю полную загрузку в первый же год, то даже поменять номер (а ведь не все можно отремонтировать мгновенно), может быть проблемой.
В этом смысле, немного более безопасный вариант - обновленные отели, которые работали раньше. Но в любом случае, хорошо бы убедиться, что строительных работ во время сезона хозяева не планируют.
5. Рейтинги.
Как правило, рейтинг на топхотелс весьма неплохо отражает суть. В этом смысле Tripadvisor по Турции работает хуже, а Букинги/Хотелсы вообще никак. Я стараюсь выбирать отели с рейтингом выше 4,5. Обычно 4,7-4,8 - это точно приятный вариант, но таких отелей довольно мало, и не всегда они радуют ценами.
Тут есть маленькая хитрость. Поскольку в Турции отдыхает много семей, то родители существенно снижают оценку отелю за заболевшее чадо, а так как дети болеют группами, то один такой эпизод и у отеля падает рейтинг. Для меня это не важный показатель, но даже если вы едете с ребенком над ним можно подумать (не купаться в бассейнах? море же рядом, не ленитесь! попить иммуномодуляторы? научить ребенка не тянуть все в рот и мыть руки после туалета и перед едой?).
Также нужно смотреть и по всем остальным показателям: прочитав много отзывов можно понять, за что снижают оценку сейчас, и решить важный ли это для вас пункт.
6. Звезды.
На мой взгляд, в Турции выражение "нам в номере только спать" неприменимо как нигде. Здесь нет тех достопримечательностей, ради которых стоит сюда ехать (все интересное ОЧЕНЬ далеко от побережья + жарко), поэтому вы будете проводить в отеле 100% времени. Никаких окрестных кафе (плюс местная кухня весьма специфична), а возможно, и магазинов, вы едете сюда, чтобы во всем довериться отелю. На мой взгляд, если в бюджет не укладывается хороший отель, то стоит выбрать другое направление отдыха.
Вам в отеле должно быть все очень красиво (потому что это то, что Турция может дать), море должно подходить под ваши требования, сервис просто обязан быть хорошим, ну и если вам нужна анимация - то она тоже должна в отеле быть. В общем, пробуйте подобрать что-то идеальное для вас, или просто уже другую страну.
Бонус трек про продление тура путем онлайн-бронирования:
В этот раз мы были настолько очарованы отелем, что решили продлить отдых. Сначала я обратилась в службу резервации: мне назвали сумму, которая была даже выше цены на официальном сайте отеля. (Где логика?) Поэтому идея докупить обратные билеты отпала сама собой.
Но на случай, если ваш отель вдруг окажется совсем другим, я расскажу, что с билетами мы сразу же подошли к гиду. "Ваши билеты сгорают, они чартерные. Вы можете просто докупить другие. За сколько? 250-300$". Честно сказать, я тут же нашла онлайн регулярные рейсы за эти деньги, и чартерные - за половину стоимости. Поэтому гидов отправляем в лес, они бесполезны в принципе.
Затем я позвонила в Coral Travel, где мне сказали примерно следующее: обратитесь к вашему гиду принимающей стороны (результат см. выше), позвоните вашему турагенту, он вам поможет, а у нас онлайн-продаж нет. Чем мне может помочь девушка на офисной зарплате? Поручиться за мой отдых ею? Позже нам сказали, что это правда самый дешевый вариант, что для часто летающих туристов агентства такое делают, но я думаю, он все же подходит тем, кто может попросить друзей-родных завести денег сразу, ну а мы отдыхали всей семьей, плюс так напрягать друзей мне религия не позволяет))
Дальше я полезла на сайт Sunrise tour, где можно оплачивать туры банковской картой. Все бы ничего, но там был вылет в 0:01 часов. Такой вариант брать почему-то не хотелось))
Дальше был гугл, который напомнил мне, что еще есть Travelata, которая типа агрегирует предложения и удобно продает их онлайн. Ага. Предложений было 0, хотя отель есть у всех операторов.
Дальше Tez Tour, который был сильно дороже и с менее понятным интерфейсом.
Наконец, Pegas Touristik показался мне самым простым и подходящим вариантом. Я позвонила в кол-центр, где со мной поговорили живые люди и пошла бронировать. После заполнения данных по загранам и внутреннему паспорту заявка ушла. Через час мне перезвонили с подтверждением от отеля и возможностью оплатить (изначально она недоступна). А дальше я пошла уговаривать мужа)) он уговорился часам к 9 вечера, я довольная, побежала оплачивать... а заявку сняли.
Со стороны оператора это логично, поскольку наступал день вылета, но кто меня об этом предупредил? Я вот писала заранее, что билеты туда мы использовать не будем... В общем-то дело даже не в билетах, а в том, что система и операторы никак не отразили то время, которое есть у меня на оплату))
И дальше начался ступор. Никто из операторов не мог мне помочь решить этот вопрос, а собирать чемоданы не хотелось уже нам обоим.
Я пошла на рецепшен, где мне сказали "а вы у нас и дальше на эти дни числитесь!" Это перевернуло все, мы решили не лететь и придумывать как быть уже завтра.
До утра я надеялась, что они выставят мне счет в ручном режиме и я смогу его оплатить, но ничего подобного. Пока я не предложила забронировать следующую доступную дату и добавить к ней стоимость суток, все только говорили, что ничем помочь не могут.
В итоге, пришлось прилично переплатить за эту лишнюю ночь (внутри пакета она стоила гораздо дешевле), но наша бронь наконец была подтверждена и оплачена.
Выводы таковы: онлайн-покупки у наших операторов еще полны косяков и в стадии обкатки, поэтому в последний момент делать их черевато, но они парадоксано хороши именно тем, что можно все купить в притык к вылету, за дешево. На собственном опыте я выяснила, что это не полноценный круглосуточный онлайн, а урезанный, работающий по офисному времени. Ну и конечно, тут уже никаких других скидок нет. Действует цена оператора.
Для быстрого оформления стоит иметь данные паспортов в памяти или в телефоне, поскольку там нет полноценного онлайн кабинета. Так что если что-то слетит - будете набирать заново.
Написала, перичитала и поняла, насколько не руками это у них все пока сделано)) Но просто наш отдых этого всего, правда, стоил))