О выставке в СМИ

Apr 13, 2014 14:40



Искусство для гурманов. В галерее "Турина гора" открылась выставка Павла Бежацкого "Интернет Средневековья"
9 апреля 2014, 15:45

Барнаульский художник Павел Бежацкий уже удивлял местную публику абстрактными изображениями обломков космических кораблей, механизмов индустриальной эпохи и воплощал в своих картинах микрокосмос.
http://altapress.ru/story/131017



Полная версия интервью

- Помню, три года назад вы сказали, что выставка в «1+1=3» была самой впечатляющей по откликам и резонансу. А как обстоит дело с откликами сейчас?

Я пока могу говорить об откликах прозвучавших на открытии выставки, они, конечно, позитивные, поскольку не принято ругать художника на вернисаже. Книгу отзывов еще не видел. Складывается впечатление, что зрителям больше нравится серия работ «Темная комната», где в тесной комнатушке изображены цветы, мобильник, игрушки и другие предметы.

­- Когда вы создавали экспозицию «Обломки прогресса», поводом был упавший космический корабль. А какой повод был в этот раз? Ну, или не повод, а тот самый «источник вдохновения».

Я занимаюсь самообразованием, поэтому информация ко мне поступает спонтанно, по мере увлеченности какой-нибудь темой. Лет 15 назад совершенно случайно мне в руки попал альбом с гравюрами, я спас эту книгу от уничтожения на свалке. Специфический язык печатной графики меня сразу покорил, я был поражен, что, на первый взгляд, скупыми средствами, фактически одним черным цветом, художник выразил глубочайшие переживания. С тех пор я полюбил эстамп и моя домашняя библиотека стала регулярно пополняться изданиями по истории и технике гравюры. Изучая книги, я сначала занялся гравировкой камня, это стало моим ремеслом в последние 12 лет. За это время интерес к гравюре то утихал, то разгорался с новой силой. Три года я посвятил экспериментам с многослойной акриловой живописью, прошли персональные выставки упомянутые вами, а практически с печатной графикой сложилось только недавно, потому что эта техника требует особой дисциплины, мастерства, времени, да и материалы с оборудованием очень редкие и дорогостоящие. Но сама гравюра явилась первоначальным моментом, пробудившим интерес к изобразительному искусству вообще.

- Зачем применять столь трудоёмкую технику?

Да, зачем применять столь трудоемкую технику, если всё можно сделать в фотошопе за пять минут и распечатать на принтере плакат? Жанна, вы предпочитаете натуральный свежеприготовленный кофе или растворимый суррогат? (улыбается) Я создаю уникальные произведения изобразительного искусства, которые невозможно полноценно скопировать и воспроизвести современными техническими средствами, каждый гравюрный отпечаток выполняется мною вручную по средневековым технологиям, неповторим и является авторским произведением, представляющим мое лицо и почерк в результате всех этих сложностей. Обладать эстампом могут лишь избранные, поскольку серия гравюр строго лимитирована, в отличие от глянцевого ширпотреба, который тиражируется нажатием кнопки «print».

- Расскажите подробнее о конкретно своей технике гравюры. Как именно создаются такие работы?

Я беру чистый лист оргстекла нужного размера и гравирую на нем рисунок пучками твердосплавных игл и виброударной гравировальной машинкой. Рисунок на оргстекле состоит из скопления мелких углубленных точек. Затем я набиваю гравированную доску специальной офортной краской Charbonnel, которую производят во Франции. Излишки краски я аккуратно стираю с пластины тканью, бумагой и рукой таким образом, чтобы краска осталась только в углубленных штрихах, а поверхность и края оргстекла стали чистыми. Набитая краской доска укладывается на талер офортного станка, накрывается увлажненной бумагой и плотным сукном. Бумага, кстати, применяется специальная офортная, очень плотная, изготовленная из натурального хлопка. Весь этот «бутерброд» прокатывается между валами офортного станка под большим давлением. Разбухшая увлажненная бумага вдавливается в углубленные штрихи и забирает из них краску. После проката лист снимается с доски, сушится и выпрямляется. Чтобы получить следующий оттиск, весь процесс повторяется заново. За день кропотливого труда я не мог получить более четырех приличных отпечатков с заранее отгравированной пластины. Эта технология получения изображения изобретена в XV веке и называется глубокой или офортной печатью. Очень творческий, тонкий и интуитивный процесс. Бывает еще высокая и плоская печать, но это уже другая история.

- Как гравюре научиться? Я знаю, что вы давно экспериментировали с этой техникой, и что вы - художник-самоучка, но все-таки, с чего начать?

Наверное, лучше всего учиться гравюре у мастера. У меня не было такой возможности, поэтому я учился по книгам. Еще можно найти в интернет-магазинах отличные издания «Эстамп» Л. Зорина, «Офорт» В. Звонцова и В. Шистко.

- Сколько времени в среднем занимает создание гравюры? И сколько у вас ушло на создание этой экспозиции в целом?

По готовому эскизу доску можно отгравировать дня за три, еще пару дней уйдет на подгонку и настройку печати. Подготовка выставки заняла полтора года.

- Все-таки центром, ядром этих гравюр является фотография, верно? Насколько сильно она влияет на конечный результат?

Скорее, фотография является отправной точкой длинного творческого процесса. Влияние фотографии на конечный результат бывает разным, иногда совсем не ощущается.

-Как вы выбирали фотографии для этих гравюр, от чего отталкивались?

Я катался на велосипеде, снимал на пленочные раритетные камеры XX века окрестные пейзажи. Иногда охватывало большое чувство, что пейзаж мне открылся, чаще всего, именно эти кадры служили эскизами для гравюр.

- Вы видоизменяете их в процессе? Из фотографий уходят какие-то детали? А вообще, добавить что-то свое туда не пробовали?

Здесь ограничений нет. Свободно видоизменяю, убираю лишние детали, обобщаю, что-нибудь дорисовываю.

- Что сейчас было первично в вашем творчестве- техника гравюры или фотография?

Всё было подчинено технике гравюры, мне нужно было окрепнуть в ней.

- Сама техника - сложный, но наверняка увлекательный процесс.  Что все-таки вызывает больше эмоций у вас: сам процесс или его результат?

Многие художники-графики согласятся со мной, что самым волшебным в технике гравюры является печать первых оттисков. До этого момента трудно предугадать результат. Мастер с внутренней молитвой вращает колесо офортного станка, талер медленно проходит между стальными валами. Затем он убирает сукно, с трепетом берет влажный придавленный к пластине лист за один угол и аккуратно снимает. Что его ожидает, восторг или разочарование?

- Какие художники, по-вашему, самые достойные представители этого необычного графического искусства? Из прошлого, и в настоящее время?

Многие выдающиеся мастера в разные периоды своего творчества обращались к гравюре. Я не буду оригинальным, если скажу, что меня восхищают работы Альбрехта Дюрера, Рембрандта, Франциско Гойи. Обратите внимание на потрясающие офорты Ивана Шишкина. Из советских мастеров мне нравятся работы Гурия Захарова и недавно скончавшегося Станислава Никиреева, по-моему, непревзойденного в технике офорта. Великолепные художники-графики живут и работают в Барнауле: Юрий Борисович Кабанов и Аркадий Викторович Казанцев. Я счастлив, что они смогли посетить открытие моей выставки.

-Насколько вообще, на ваш взгляд, современному человеку интересно подобное искусство?

Искусство всегда было элитарной сферой, а эстамп, вообще, для особых гурманов. Восприятие графики требует больших интеллектуальных усилий и сосредоточенности.

- Гравюра - это единственный способ сохранить фотографию на века, не так ли? Каковы перспективы русской гравюры в обозримом будущем? Насколько я знаю, мастеров сейчас мало.

В музеях экспонируются гравюры Дюрера практически в первозданном виде, это говорит о том, что отпечаток выполненный в этой технике может храниться более 500 лет. Для сравнения, снимок на серебряной фотобумаге хранится около 100 лет, современный цифровой отпечаток на свету выгорает за год.

В Санкт-Петербурге, на Урале, в Калининграде и Новосибирске проходят традиционные Биеннале и Триеннале графики, где большие разделы посвящены эстампу. Мастеров гравюры немного, но каждый раз появляются новые яркие имена. Печатная графика в России развивается, но существует в узком кругу истинных ценителей и страстных коллекционеров. Широкое распространение эстамп имел в царское время в виде лубка и в 50-60-е годы XX века, когда был актуален лозунг «Эстамп в каждый дом!». Наверное, и сейчас возможна популяризация гравюры, если до народа донести простую мысль, что выгоднее иметь дома оригинальное авторское произведение графического искусства, чем китайский постер, причем за те же деньги.

-Знаю, что ваши работы нравятся вам больше или меньше в зависимости от настроения… Какая гравюра больше по душе именно в этот момент?

«Ручей в бору».

- Над чем вы работаете сейчас и каким экспериментом удивите нас в следующий раз? Ваш духовный поиск продолжается?

Духовный поиск бесконечен. Буду осваивать новые виды гравюры и, возможно, смешивать с другими техниками.

СМИ, x6, выставка, Бежацкий, Турина гора, интервью, Барнаул, Алтапресс, гравюра

Previous post Next post
Up