Как- то недавно один из моих знакомых спросил меня : " а какая самая- самая красивая церковь в Европе?", на что я призадумался и понял что ответа на этот вопрос не знаю.... Красоты я видел не мало, а вот что-то наподобие хит-парада сделать невозможно, ведь каждая церковь это что-то неординарное и очень красивое, вот так и Аахенский собор - одна из жемчужин в колье красивейших церквей Европы.....
То, что собор города Аахена, относиться к объектам мирового культурного наследия ЮНЕСКО (кстати, была первым памятником Германии, включенным в 1978 г. в этот список.) говорит уже само за себя. Центральный вход в собор....
Все началось с дворцовой капеллы («Pfalzkapelle») построенной по приказу Императора Карла Великого - это постройка в форме восьмиугольника в самом центре Собора. Потом с права была пристроена высокая башня со шпилем, Чуть позднее,(на снимке слева), в XIV веке, к восьмиугольному объему капеллы был пристроен обширный готический хор.... А еще позднее, вокруг хора и центральной Капеллы выросло множество небольших часовен
Так сложился нынешний облик Аахенского кафедрального собора, который наблюдают наши современники....
кажется в этой фотографии собраны все стили Собора - вся его многоликость.....
Вот такой бронзовый макет собора, стоит у его же стен - позволяет рассмотреть его в деталях не только зрячим, но и людям с ограниченными возможностями....
за свою более чем тысячелетнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался, и реставрировался. Его массивные двери украшают головы львов, но почему то без колец в пасти.... (кстати эти ворота отлиты около 800м году...)
С Собором связаны легенды, в частности сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох и следующее фото и есть тот самый волк.....
в одном из стрельчатых окон я увидел Орла - символа королевской власти Карла Великого.....
С внешней стороны готические окна украшены скульптурами святых...
еще немного готики....
Ангел....
Помимо бронзового макета собора, к его стен есть еще один памятник, который я сначала посчитал как памятник Карлу великому - ан нет, это оказался Святой Стефан (973-1038,гг - венгерский король), Скульптура из бронзы, нержавеющей стали и позолоты работы венгерского скульптора Imre Varga
Око - в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник - символ Троицы.
Теперь расскажу о дворцовой капелле Карла Великого, с которой в принципе и начинался собор - это постройка в форме восьмиугольника высотой в 31 метр и диаметром около 32 метров у основания. Арки выложены чередующимися полосами разноцветного камня.
капелла - высокий центральный восьмиугольный зал (диаметром 15 .«), окруженный более низким шестнадцати угольником,.....
это как раз сложные крестовые своды первого этажа - шестнадцатиугольника, которые украшены старинными мозаиками, под воздействием света они красиво переливаються....
Старое строение в течение времени было сильно обезображено различными переделками; особенно пострадала мозаика, украшавшая некогда своды купола и от которой к началу XX века сохранились лишь мелкие остатки. В конце XIX века основанное в 1849 году «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны; ему это уже значительно удалось благодаря сильной материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I. Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 году похищены французами и снова возвращены ими по Парижскому миру. К слову, в этом храме были коронованы 35 германских королей и 14 королев.
Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами.
Фридрих I Барбаросса украсил храм великолепным канделябром, висящим в центре дворцовой капеллы.
мадонна с младенцем....
очень красивые фрагменты мозаики...
как раз из под этих сводов я попал в боковую часовню св. Николая, с прекрасным огромнейшим витражом....
и мадонна 13го века....
К главному залу примыкают готические хоры, практически во всю стену состоящие из витражей, их строительство было начато в 1355 город и длилась более 60 лет, и в 1414 была окончена и при торжественным образом освящена.....она состоит из тринадцать огромных стрельчатых окон высотой 25 м и если я не ошибаюсь, то это южная сторона - здесь всегда солнце и всегда витражи играюст всеми цветами радуги.....
Хор Аахенского собора украшают знаменитый Золотой алтарь (Pala d'Oro) - он датируется 1020 годом и состоит из 17 позолоченных рельефных пластин. В центре Иисус-спаситель, на остальных пластинах Страсти Христовы....
Медальон с изображением Девы Марии...
Оказалось,, что можно зайти в хоры, позади алтаря, мы попытались, но вход был только для групповых посещений... трудно сделать группу из двух человек.... ммм... тут мы стали рассматривать детали и как то не заметили как очередная группа "увлекла" нас течением в эти самые хоры (мы особо и не сопротивлялись) и это того стоило....
на эти раки - произведения исскуства стоило посмотреть....
они переливались по светом витражных "зайчиков"...
Вообще в соборе храняться многие святыни христианского мира: платья Девы Марии из желтовато-белого полотна, пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все эти реликвии, привезённые с Востока при Карле Великом, в XIX веке показывались каждые 7 лет (например, в 1881, 1888) с 10 по 24 июля.
еще одна достопримечательность собора - это бронзовая, щедро позолоченная и инкрустированная слоновой костью, украшенная каменьями кафедра - щедрый дар Аахену императора Генриха II
Хотя кафедры, это уже часть прошлой архитектурной композиции. В основном характерна для стиля Барокко, в Готике и в Романском стиле встречается крайне редко. Помимо высокой художественной ценности, в ней была заложена и высоко нравственная. Подчас, большое пространства церквей заглушало речь и не смотря на хорошую аккустику (если учесть что раньше не было микрофонов), все же важен был зрительный контакт. И поэтому для произнесения Проповеди строились специальные возвышения - кафедры, и священник подымался на нее, чтобы паства смотрела ему в глаза....
вот таким запомнился этот собор...............................