Парижские заметки 2015. Церковь Сен-Сюльпис. Часть седьмая.

Sep 14, 2015 08:08




1. Как я уже в самом начале писал, в эту поездку я запланировал посмотреть церковь Сен-Сюльпис по двум пунктам, первое это одна из знаковых и самых больших церквей Парижа, а второе это то, что я неоднократно представлял ее себе, окутанную тайнами Приората Сиона (читая в свое время Дэн Брауна), но обо всем по порядку...




2. Без труда найдя ее по карте, а находится она в шаговой доступности между Латинским кварталом и Люксембургским садом, меня постигло первое разочарование - к слову, оно было и последним. Прямо на площади перед церковью был организован какой-то рынок, весь объем ее территории был заставлен палатками, что по достоинству оценить ансамбль церкви и фонтана просто невозможно. Первое что сразу же бросается в глаза во внешнем облике асимметрия двух башен главного фасада: они различаются не только геометрическими формами но и различной высотой 73 метра северная башня и 68 метров южная башня.




3. У порога церкви были французские скауты, может они тоже идут по следам Дена Брауна? Говорят настоятелю собора эти легенды уже до такой степени достали - что он даже небольшое коммюнике с осуждением на дверях собора написал, хотя  благодаря ему, Брауну количество туристов увеличилось, но церкви нужны паломники а не жаждущие тайны кладоискатели.




4. Перед церковью находится фонтан, сначала немного о нем.
В свое время, примерно в 1833 году проводилась большая работа по водоснабжению города и было установлено около 1700 питьевых фонтанов, но некоторые, как этот были просто монументальны - например как этот "Фонтан Четырех Епископов".
Чаши с водой венчает своего рода четырехугольник, в нишах которого на все четыре стороны смотрят четыре епископа: Жак Боссюэ, Франсуа Фенелон, Эспри Флешьер и Жан-Батист Массилон - кстати, каждую скульптуру изготовил другой автор. Почему именно эти епископы? говорят они были в свое время ведущими богословами и прекрасными проповедниками церкви. Еще одна деталь - этому фонтану удалось пережить все мятежи и революции и войны в Париже.



5. Многие столетия на этом месте находилась сначала небольшая церквушка, потом аббатство, но гораздо позже было решено построить что-то подобающее Парижу и вот в 1646 году был заложен первый камень (то ли герцогом Орлеана, то ли самой Анной Австрийской, женой Луи XIII). По многочисленным причинам строительство растянулось до 1745 года, в год ее торжественного посвящения.




6. Когда входишь в церковь- то сразу бросается в глаза огромные кропильницы (сосуды с освященной водой, при входе верующие касаются воды пальцами и потом налагают на себя крест) -это натуральные раковины, поставленные на мраморное основание - дар от Венецианской республики.




7. Если повернуть при входе сразу направо - там есть капеллы, которые украшены знаменитым Эженом Делакруа, например этот небольшой купол со Святым Михаил, убивающий дракона.




8.




9. Еще одна работа Делакруа "Борьба Иакова с ангелом", та что справа.




10. Очень просторная, ничего лишнего, строгая церковь.




11. Алтарь церкви.




12. Позади алтаря сияет своим светом капелла Девы Марии - в противовес основной строгости храма, капелла блистает во всей красоте барокко - скульптура Богоматери с младенцем работа Жан-Батиста Пигаля (1714-1785).




10. Ну и конечно волшебный купол оформленный Лемуаном в 1732 году.




11.




12. Очень красивые напольные решетки в церкви.




13. Витражи тоже неброские, строгие.




14.




15.




16. Над входом, занимая все гигантское пространство, словно зависнув в воздухе - орган официальное открытие которого состоялось 15 мая 1781 года.Корпус изготовлен из дуба, его размеры: 12 метров в ширину и 14 метров в высоту.




17. Раз речь зашло об органе, то скажу что здесь венчался Виктор Гюго, гораздо позже Робеспьер. С ней связан герой романа Бальзака "Блеск и нищета куртизанок", в доме напротив "жил" ДАртаньян, а на соседней улице Атос, судя по романам Дюма.))))
Ну и конечно с этим храмом связан "Код да Винчи".




18. Наверное пятьдесят процентов посетителей последних лет составляют те, кто хочет посмотреть то что описано Дэном Брауном.
"... и каждый говорил Сайласу одно и то же: что краеугольный камень весьма хитроумно запрятан в укромном месте, в одной из древнейших церквей Парижа - Церкви Сен-Сюльпис."




19. Конечно, нужно отдать должное Дэну Брауну - он устроил такую гремучую смесь из реальной жизни, реальных памятниках и реальных исторических фигур и событий плюс немного захватывающего детективной выдумки и теперь уже многие читатели не могут отделить зерен от плева.
Я начну не с выдумки, а с правды. Хотя, кто знает, где правда, а где ложь???
По некоторой информации, церковь обладает уникальной способностью - каждый год в полдень, в день зимнего солнцестояния солнечный луч оказывается прямо на этом квадрате, а потом доходит до самого обелиска - эта медная полоса была установлена как астрономический ориентир то ли 1727 или 1737 году,  для расчета определения равноденствия и соответственно для расчета наступления Пасхи .




20. Именно под этой плитой надеялся найти один из героев Ден Брауна Святой Грааль... но ошибался.




21. ... Медная полоска, включенная в камень, разделяла святилище точно по оси - с севера на юг. Она образовывала подобие древних солнечных часов, то был остаток языческого храма, некогда стоявшего на том же самом месте. Солнечные лучи, проникающие в отверстие в южной стене, перемещались по этой линии, отмечая время от солнцестояния до солнцестояния.
Полоска, проложенная с севера на юг, называлась линией Розы. На протяжении веков символ Розы ассоциировался с картами и проводниками путешественников. Компас Розы, изображенный почти на каждой карте, отмечал, где находятся север, восток, юг и запад....




22.




23. Но тайны в церкви наверное все же есть - а точнее есть потайная дверь, приглядитесь к фотографии - гигантская фреска, снизу справа стоит деревянная исповедальня, а слева немного "играют" разными оттенками плиты на стене. Если присмотреться ближе...




24. Это самая настоящая потайная дверь, на панели сверху есть даже медная кнопка.




25.




26.




27. Над одним из боковых входом есть витраж с двумя буквами: PS, согласно Брауну это означает "Приорат Сиона - тайное европейское общество, основанное в 1099 году куда входили многие великие люди мира.
Официально церковь заявила, что это Petrus Santa, инициалы святого Петра - еще одного покровителя церкви.




28.




29.




На этом пока все, продолжение следует и... открывайте мир!)

Париж, 2015, Соборы и Церкви Франции, ФРАНЦИЯ

Previous post Next post
Up