Эстетическое

Jun 29, 2012 12:38

Ко мнѣ давно возвращается по разнымъ поводамъ одна мысль, а я все уговариваю себя, что разные люди про это про все сочинили, небось, по тысячѣ томовъ. Запишу, чтобъ отвязалась. Предупреждаю: на требованiя уточнить значенiя «терминовъ» буду отвѣчать грязными ругательствами.


Такъ вотъ: всякiе малопрiятные мнѣ теоретики имѣли нѣкоторый резонъ настаивать на связи искусства съ жизнью. Я бы только замѣнилъ «жизнь» на «бытъ». Нормальные условiя существованiя искусства - когда оно уже выдѣлилось изъ быта, но еще отъ него не оторвалось.

Иными словами: живопись нужна, чтобы украсить храмъ, дворецъ или гостиную; музыка - для домашняго музицированiя, сопровожденiя танцевъ и обрядовъ, лирическая поэзiя - для оформленiя и успокоенiя эмоцiональнаго хаоса - и т.д., и т.п.

Пока искусство растворено въ быту, оно почти или совсѣмъ не есть еще искусство. Затѣмъ, по мѣрѣ обрѣтенiя себя, оно натягивается, как мыльная пленка надъ поверхностью воды - и, собственно, по этой тягѣ мы его и опознаемъ. Если тяга будетъ достаточной, оно можетъ оторваться и взлетѣть, утрачивая бытовую функцiю - обычно на этой-то энергiи отрыва и получаются его высшiя достиженiя, - но чуть (впрочемъ, «чуть» и 200 лѣтъ продлиться можетъ) дальше пузырь лопается.

Хорошая модель - исторiя джаза (благо тамъ, съ одной стороны, все происходило быстро, а съ другой, я ее худо-бѣдно представляю себѣ): какой-нибудь «Оригинальный джассъ-бандъ» (нулевая стадiя, «растворенность») - Армстронгъ («натяженiе») - Колтрейнъ («отрывъ») - Зорнъ.

Изъ музыки, которую можно слушать, а не просто танцовать подъ нее, получается музыка, которую надобно именно слушать - но дальше начинается музыка, которую слушать нельзя. Изъ развлекательнаго чтива получается, къ примѣру, Достоевскiй - но слѣдующей стадiей будутъ романы, которые невозможно читать. Отъ полотенъ, которыя неумѣстны ни въ храмѣ, ни во дворцѣ, ни гостиной, а предназначены имянно и только для музеевъ и галерей, - прямая дорога къ «инсталляцiямъ».

Къ этой мысли есть еще одна побочная тема въ родственной тональности, но про нее, пожалуй, въ слѣдующiй разъ.

gouts, critique

Previous post Next post
Up