Jan 23, 2018 12:08
В закрытом посте я в свое время описывала эту ситуацию, но сейчас готова ее осмыслить публично:)
В июле-августе 2017 года у меня был первый конфликт с польским (бывшим) работодателем. Это была частная языковая школа, в которой я проработала 4 года, но сотрудничать с которой я перестала в июне 2016 года (закончился учебный год).
Небольшая ремарка: не знаю, я никогда не работала в русской компании, но в польских, особенно средних фирмах, работодатели -очень ушлый народ. Чтобы платить меньше налогов, они будут заключать с работниками очень странные, часто не совсем законные договоры (śmieciowe, как говорят по-польски). Вид договора также зависит от деятельности, которой занимается сотрудник. Языковая школа, в которой я работала, долгое время подписывала с учителями договоры, которые не должна подписывать, потому что они не подходят под род учительской деятельности. Они тянули с этими договорами до последнего, пока им серьезно их юрист не пригрозил пальцем. После они стали подписывать нормальные договоры. Но, к сожалению, проверка налоговой не прошла мимо тех лет, когда подписывались "левые" договоры, и перевернула вверх дном всю документацию школы. Дело дошло до суда. И чтобы как-то покрыть расходы на разбирательство и штрафы, школа, очевидно, решила "проехаться" по учителям-иностранцам.
В конце июля 2017 года в субботу днем я получила мейл (не письмо в конверте, а мейл в субботу днем!) от директора школы с очень невнятным описанием проблемы, с претензией на то, что я обманывала школу, поэтому они заключили со мной такой договор, а не тот правильный, и что я обязана заплатить 1500 зл. плюс просрочка. Никаких официальных документов к этому письму приложено не было.
Я уже начала соображать - откуда возьму деньги, а, может, я действительно им такое говорила и т.д. Я никак не могла припомнить, чтобы сообщала работодателю информацию, в даче которой он меня пытается упрекнуть. Попросила прислать соответствующий документ. Директор не отвечала мне на это письмо 4 дня, ссылаясь на проблемы со сканером (как оригинально!). В итоге, мне присылают нужный документ, где ни слова нет о том, в чем меня пытаются уличить, при этом особенно просят обратить внимание на один пункт договора, который тоже присылают, в котором говорится об ответственности за ложные данные. При этом говорят, что я подписала этот договор. Хотя такого не было.
Мне пришлось перерыть дома все свои бумаги, чтобы найти все договоры, подписанные с этой школой, чтобы смело написать в ответ "вы что-то путаете, ничего такого мы с вами не подписывали".
Это была явная попытка манипуляции, давления. Мне даже писали что-то в стиле "может, ты не хотела обмануть, но так получилось". Если бы я не знала польского и была бы таким витающим в облаках иностранцем, я бы, наверное, сразу же отдала эту сумму, даже не пробуя разобраться - в чем тут, собственно, дело. Но здесь меня до глубины души задела позиция, что я обманула и мне пытаются это внушить.
К слову, второй и третий ответ (потом я просто перестала отвечать) работодателю я писала после консультаций с польскими юристами (а их было - три!), о чем также сообщила директору в письме. Спасибо всем, кто откликнулся и помог!:) Юристы офигевали от наглости работодателя и вообще предлагали заявить о ситуации в соответствующую инстанцию. Но я решила не заходить так далеко.
В школе этой работал один англичанин, который по-польски практически не говорил. Так вот, его директор ставила мне в пример, говоря, что у него была такая же ситуация, и что он будет оплачивать этот долг частями.
Отметить следует факт, что чем дальше заходила переписка (а с моей стороны это только 3 коротких сухих ответа), тем больше эмоций, запутанности и несоответствий было в том, что писала директор. Она даже предложила в конце как-то снизить эту сумму. Не хотела, правда, признать своей вины:)
Вся эта завируха продолжалась 2,5 недели. Я сильно нервничала, не могла спокойно спать. И даже в какой-то степени начала думала - блин, может, я действительно обманула? Понимаете, тот, кто не хотел бы всей этой тяжбы и ужасов переписки с обвинениями, заплатил бы деньги и жил спокойно. Но мне не давала покоя позиция директора, в которой я - мошенница. Знаю, что для работодателя это так и будет, особенно после того, как я просто перестала отвечать на ее письма. Но есть правда права и то, что я не отвечаю за документы и бухгалтерию школы. Я учитель и этим должна заниматься.
Скажу еще, что в этой школе я получала меньше всех из учителей. Это была школа английского, а русский там нужен был только в 2 фирмах и одному частному ученику.
С тех пор я не сотрудничаю ни с какими частными языковыми школами. Ставки смешные - раз, бардак с договорами - два.
И вот тут я не знаю - что лучше: определенная хаотичность русских с документами, а иногда их полное отсутствие, или желание поляков подписать договор, но через одно место? Мне иногда легче отказаться от какого-нибудь небольшого предложения, чем тратить кучу времени на глупые формальности (прислать кучу сканов, все данные, подписать, заполнить то и сё).