За монастырскими окнами

Jun 27, 2012 16:43


Друзья, этим постом мы открываем цикл обзоров самых интересных мест Москвы, называться он будет "За окнами...". Вы будете удивлены, сколько всего необычного, удивительного и замечательного происходит за обычными и не очень, белыми и разноцветными, квадратными и арочными ОКНАМИ:-).

Монастырь - далекое,  закрытое, неприступное место, ранее туда отправляли насильно, а сейчас идут в монастырь люди, которые хотят убежать от суровой реальности. Таков стереотип.



Иоанно-Предтеченский женский монастырь - самый настоящий действующий монастырь в центре Москвы, м. Китай-город, в  десяти  минутах  ходьбы от Красной Площади.




Интересно,  как живут  там сестры, можно ли им выходить из монастыря, как они умудряются противостоять соблазнам большого города, отрешиться от всего, находясь в самом центре столицы.  Не увязывается центр Москвы с этим стереотипом, вступает с ним в диссонанс.






С этими мыслями я туда направляюсь, утешая себя мыслью, что мое любопытство хоть и побеспокоит монахинь, но поможет читателям узнать больше о святом месте.  Свои ощущения буду описывать подробно. Приготовьтесь к чтению.




На картинках в интернете территория монастыря выглядит огромной, а на самом деле, места не так уж и много, небольшой дворик, здания, налепленные друг на друга, как это принято в центре Москвы. Очень тихо.  Мне даже немного не по себе.










Вижу сестринский корпус. Дверь с кодовым замком.




Наконец-то открытая дверь,



внутри помещения церковная лавка (дальше по коридору вход в храм).










Спрашиваю, как мне записаться на экскурсию, на сайте монастыря написано, что можно посетить музей. Сейчас главное найти кого-то, кто согласится поговорить со мной.  Меня отправляют в сестринский корпус. Возвращаюсь обратно, грустно смотрю на кодовый замок. Ну что же, стучите и откроется Вам.




Я упросила матушку Тавифу  пообщаться со мной. Мы идем в храм, пользоваться диктофоном я не стала. Матушка дает мне массу литературы о монастыре и его подвижниках, кстати, совершенно бесплатно.  Меня какое-то время разрывает между желанием  предложить ей оплату за книги, которые были отпечатаны на пожертвования других людей и стойким убеждением, что как-то  это не совсем прилично. В итоге моя совесть находит компромисс и делает  пожертвование с чувством огромной благодарности.













О своей жизни разговаривать матушка явно не настроена, просит написать о мало известных подвижницах - святых покровительниц монастыря. Я расстраиваюсь и готовлюсь к долгому и унылому рассказу, и вот тут-то, друзья мои, я и не угадала. Во-первых, матушка Тавифа оказалась прекрасным рассказчиком, я не могла не отметить насколько красиво и правильно, профессионально она говорит, как увлекается сама и увлекает слушателя, передавая ему свои чувства, свою любовь ко всему, о чем рассказывает. Во-вторых,  моих впечатлений от общения с ней хватило для того, чтобы  все понять и про стереотипы.




Сначала о княжне Таракановой. Давайте вспомним картину Флавицкого.



На самом деле на ней изображена нанятая польской короной самозванка, которая была заключена в Петропавловскую крепость. Истинная княжна Тараканова, внучка Петра 1, была заточена именно в Ивановском монастыре. При постриге ей дали имя
Досифея.







Поначалу она содержалась в монастыре тайно, как узница, в течение двенадцати лет могла изредка общаться только с игуменьей и священником. Все свое время затворница проводила в молитве, рукоделии, чтении духовных книг, и долгие годы одиночества стали для нее школой терпения и духовного роста. После смерти императрицы Екатерины, Августа Тараканова перестала представлять собою угрозу для престола и  условия ее содержания стали менее строгими, при желании она могла уйти из обители. Однако монахиня Досифея не изменила своего образа жизни, добровольно продолжила жить в монастыре, не выходя из своей кельи.

Досифею называют старицей, это определенный чин, звание, не знаю, как правильно  назвать. Но смысл в том, что старцы - это определенная категория людей, которым дано (с) вершить судьбы человеческие, т.е. они могут давать конкретные советы, научить, как и что делать в той или иной ситуации.



Я позволю себе некоторую вольность предположить, что в старчестве первична именно особая чистота души, достигаемая через смирение и лишения, а потом уже определенный внешний вид. Например, Досифее было 64 года, когда она умерла, при этом выглядела она как старушка, маленькая - 1,37м., сгорбленная, больная телом. Наверное, такое внешнее состояние тела помогает достичь внутреннего просветления. Человек становится проводником воли Божьей. Матушка Досифея была прозорлива, имела дар утешать людей, приходящих к ней со своим горем. Пережив сама многое,  могла понять, прочувствовать других. Характер при этом старица имела сильный, «царственный», порода ее проявлялась в колоссальной воле, (духовной власти над судьбами людей).



Поясню, как сумею, почему личность каждого святого, подвижника, старца имеет огромное значение. Я обратила внимание на то, что о разных покровителях монастыря матушка рассказывает с разным чувством, про кого-то умилительно, со слезами на глазах, кто-то вызывает чувство глубокого почтения. У каждого святого свой путь к святости, свой подвиг, у одних - в великом терпении, у других - необыкновенной душевной доброте.










Почитание и любовь к еще незнакомому монахиням святому возникает не сразу. Существует определенная система. Сначала они просто произносят его имя в молитве, спустя какое-то время устанавливается тонкая связь, ощущение незримого его присутствия. Затем приходит помощь, от каждого святого своя, похожая на ту, что оказывалась святым при его земной жизни, настоящая мистика. Один из ярких примеров - святая блаженная Марфа Московская.



Совершенно неизвестно откуда и когда девица Дария появилась в монастыре. Известно только, что была она истинною христианкой, (с) не любила ни мир, ни яже в мире. Подвиг ее был один из самых трудных, ради любви к Богу она отказалась от обычного употребления человеческого разума. Стала юродивой, а точнее стала казаться юродивой. С мирской точки зрения поступок несколько странный, но наш разум - это тоже проходящее, не вечное, он заставляет нас проявлять гордыню,  искать логику и выгоду там, где необходимо проявление только душевных качеств. Я вспоминаю про подаяния.



Всем известно, что в метро милостыню не просят, а зарабатывают, многие люди перестают подавать, как только осознают этот факт. Какие у нас мысли: такого умного и главное доброго меня - используют и обманывают, могут подумать, что я идиот, не понимаю этого. При этом сердце мое будет разрываться от жалости к грязным оборванным цыганским детям, инвалидам и беременным женщинам, но разум сохранит честно заработанные, выдав в сознание заголовки из интернета на тему «Нищие зарабатывают больше тебя!».  Вы сейчас думаете, ну все правильно, так и есть, зачем поощрять попрошайничество, пусть идут работать и т.д., а проблема «разумного» отношения к жизни не в том, дали мы деньги или нет. А в том, что мы подумали, когда совершали то или иное действие. Вот так все сложно с этими играми разума, поэтому издревле  так почитаются юродивые, от них такого подвоха ждать не приходится.



Вернемся к схимонахине Марфе. В монастырском храме есть рака, в которой когда-то до захоронения на Ваганьковском кладбище находились ее мощи. Хоронили их очень поспешно, перед революцией, до сих пор точно не известно в каком конкретно месте кладбища они находятся, а та табличка, которая сегодня обозначает это место, стоит скорее для того, чтобы хоть куда-нибудь можно было прийти и поклониться мощам святой. В христианстве вообще очень трепетно относятся к мощам и всему тому, что остается от человека после смерти. По останкам определяют, стал ли человек святым при жизни. Кроме того, считается, что душа тесно связанна с телом и часто находится в непосредственной близости от него после смерти.




На раке лежит мозаичная икона, под нее верующие кладут записки с просьбами.




О том, что святая является скорой помощницей, узнали не сразу, понемногу устанавливалась незримая связь. Когда-то давно блаженная помогла в восстановлении монастыря. Об этом вспомнили, когда возникла проблема с поставщиками плитки из Италии для иконостаса. Поставка затягивалась, необходимо было подавать в суд.  Тогда насельницы монастыря обратились с молитвой к святой и, как говорится, все случилось. Конфликтная ситуация быстро и безболезненно разрешилась сама собой. Со слов матушки Тавифы святая Марфа очень отзывчива и добра,  покровительствует в семейной жизни, особо помогает тем, кто просит о благополучных родах и о зачатии. Еще при жизни схимонахиня Марфа помогала своими молитвами многодетной благочестивой супруге царя Михаила Федоровича Евдокии.  А в наше время был случай, когда беременной женщине ставили нехороший диагноз, подтвердившийся у ребенка. Она очень просила святую об исцелении, когда ребенок родился, врачи не могли поверить чуду. Диагноз сняли.




Прихожане свидетельствуют, что помощь Марфы очень скорая, были случаи, когда буквально в этот же день просящие получали утешение. Если нет возможности исполнить просьбу моментально, или не суждено свершиться тому, о чем просят, блаженная Марфа обязательно сделает какой-нибудь подарок, что-нибудь хорошее после посещения ее обязательно случится. Конечно, я тоже написала записочку и приложилась к иконе святой, но рассказать собственную историю не могу, т.к. просьба моя касалась людей мне посторонних и узнать от них, исполнилась ли она, у меня не получится. На этом я свое описание закончу, как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.




А по поводу стереотипов: люди, которые добровольно отказываются от жизни в миру и уходят в монастыри, безусловно,  счастливы, их радости иные, неориентированные на внешнюю сторону жизни. Когда-нибудь мы тоже сможем прочувствовать в той же степени, что важнее, чем материальные ценности, идеология и даже нравственность может быть только безусловная любовь к Богу и Его к нам.

P.S. Хочу сказать, что писать на эту тему было не просто, т.к. я опасалась, что допущу неправильное толкование. Не так пойму  или приведу не удачный пример, да и весь ход моих мыслей окажется неверным, но ничего, сестрам понравилось J. В ответ на мое письмо с текстом на проверку, кстати, у монастыря есть свой сайт http://www.ioannpredtecha.ru/, а инокини прекрасно  знают, что такое электронная почта и интернет, матушка Тавифа прислала мне некоторые пояснения, я оставляю их без изменения:

«Если подойдет по стилю, можно добавить о радостях монашеской жизни:

Молитва - основа жизни в монастыре. Служба в храме, утром - 3 часа и вечером - 3 часа. Правило монашеское - в течение дня или ночью, по возможности непрестанная молитва при выполнении послушаний.

Душа каждого человека с самого детства живет в ожидании праздника, а в церковной жизни - каждый день праздник.

Всякая душа стремится к радости, и настоящую радость и блаженство находит в любви к Богу.

С поклоном, мон. Тавифа».

День памяти  святой блаженной Марфы Московской празднуется 14 марта.                                                                                                           День памяти монахини  и    Досифеи-затворницы - 17 февраля.

видеть жизнь Гришковец, http://www.пластика-окон.рф/, установка окон ПВХ, остекление балконов и лоджий, вид из окна, стеклопакет, теплопакет, обшивка пластиковыми панелями, цветные окна, фурнитура, ремонт окон ПВХ, окно, герметичность, окно ПВХ, Пластика Окон, монтаж окон, подоконник, двустворчатое окно

Previous post Next post
Up