Травленка чешской фирмы Eduard хорошо известна, славится своим качеством. Правда, в Россию она поставляется преимущественно серыми путями. И в связи с этим ассортимент оставляет желать лучшего; в магазинах зачастую имеется не более одного комплекта, а поставки редкие и нерегулярные.
К счастью, эту травленку можно заказывать прямо из Чехии через Интернет. На
сайте фирмы Eduard постоянно представлен полный ассортимент, и при заказе на сумму свыше 100 у.е. доставка в любую точку мира, включая Россию, бесплатная. На 100 у.е. набрать, конечно, непросто, но если есть в уме какой-то план по постройке на несколько месяцев вперед, то это уже становится обоснованным, да и экономия выходит за счет отсутствия накруток у серых "челноков". Вот так я и познакомился с цветной травленкой Eduard, которая у нас не встречалась мне ни разу.
Результат работы на примере передней кабины F-15E (Academy 1:48) выглядит так:
Здесь дополнительно установлено кресло Aires, а ручка управления самолетом срезана, и сама гашетка взята из запасников от Tamiya F-16C. РУД сделана из литника - ее в комплекте нет, и выглядит она несколько грубовато. Фон раскрашен аэрографом, то же самое с некоторыми деталями травленки. По деталям (заклепки) сделана точечная смывка, местами - сухая кисть серым тоном.
Сиденье почти не обрабатывалось, потому что предполагается в него сажать пилота. Кресло и ручка управления самолетом раскрашены кистью (акрил Citadel) по фону аэрографом. Все остальные прелести - тот самый цветной Eduard.
В комплект поставки входит одна раскрашенная пластина, и одна пластина некрашеной травленки. Я заказывал самоклеющуюся версию, и это, пожалуй, ошибка. На крашеную пластину местами нанесен самоклеющийся слой, он толстый, держится плохо. В итоге все равно фиксировать пришлось циакрином. Единственное преимущество самоклейки - возможность попробовать расположить элементы до окончательной фиксации. Тонкие детали (например, рамки дисплеев) все равно без клеевого слоя.
Самое интересное - покраска. Она нанесена шелкографией в несколько слоев. Слои краски сравнительно толстые, с их помощью плоским панелям придается рельеф. Раскраска дисплеев дана для "включенного" состояния, с различной нарисованной информацией. Если хочется сделать "выключенный" самолет, их довольно легко закрасить черным, а поверх положить слой лака, или Micro Kristal Klear для ровной поверхности стекла. Если ограничиться простой закраской, на дисплеях останется фактура шелкографии, что нежелательно.
На фото выше можно заметить, что красочный слой имеет фактуру шелка, причем краска сама по себе глянцевая. Но за счет того, что поверхность сама по себе неровная, с фактурой ткани, на расстоянии блеска нет. Покрытие имеет приятную "сатиновую" поверхность. Собственно за счет именно шелка-сатина она и получается.
На макрофотографии может создаться ощущение, что раскраска грубая. Но аналогичную деталировку кистью получить невозможно. Я не жалуюсь на дрожание рук, но для ровных панелей нужна твердость руки промышленного робота. Можете сравнить на фото мои потуги по черно-желтым полоскам на кресле и кнопочки на джойстике с тем, что нанесено шелкографией. Дать тонкий штрих короткий, или поставить аккуратную точку человек может. А вот точно нанести аккуратный прямоугольник, или точки в четкий ряд с равномерными интервалами - едва ли. То есть получится на одной панели - сползет на другой. См. ниже, вместе с линейкой для масштаба:
Раскраска в целом пестроватая. Настоящий самолет выглядит, конечно строже:
Впрочем, совсем мелкую деталировку краской воспроизвести невозможно. К тому же учтите, что снимок кокпита модели производился при искусственном освещении, а не при дневном свете. Он теплее, мягче, серый тон не превалирует. За счет множества мелких деталей он смотрится многим интересней кокпитов, раскрашенных вручную, или с использованием декалей (на фото ниже штатный кокпит для модели Tamiya в масштабе 1:32 в исполнении Масатаки Нариты, призер нескольких конкурсов):
В общем, крашеная травленка оставила только самые положительные впечатления. Жалко только, что заказать ее можно строго через интернет - в России в розницу мне нигде не попадалась. Допускаю, что смола в сравнении имеет более интересный рельеф, но в масштабе 1:48, например, его так аккуратно почти невозможно раскрасить. Да и не виден этот рельеф, если уж положить руку на сердце.
Впрочем, чуть позже, когда закончу работу с кокпитом Aires, сравню их в лоб. Но пока мне кажется, что смола проиграет. Вернее, проиграют человеческие руки, которые не могут быть так же тверды, как и нанесенная по трафарету окраска.
Всех с праздниками!