F-16С: Визуальные отличия разных модификаций

Mar 23, 2011 12:29

Этим постом я планирую начать обзор и последующее описание сборки наборов F-16C от Tamiya в масштабе 1:48. Как всегда, перед сборкой неплохо бы провести некоторое исследование. Первая часть этого исследования посвящена тому, какие вообще существуют модификации (блоки) F-16C, и чем они отличаются с точки зрения моделиста.


Сама по себе версия F-16C (или 2-местный вариант F-16D) представляет собой системный апгрейд прежде всего авионики. В ней появился новый радар, изменено программное обеспечение, применены новые технологии производства. Но это все внутри, на внешнем облике все эти изменения не отразились. А вот что весьма и весьма отражается на внешнем виде, так это программа по замене двигателя. Модификация C строится с двигателями Pratt-Whitney F100, или General Electric F110. В зависимости от того, какой двигатель используется, модификация относится к тому или иному блоку. Внешний вид сопла двигателя - это первое, что бросается в глаза.

Сопло двигателя F100 (Pratt-Whitney) выглядит так:



Сопло двигателя F110 (General Electric) выглядит так:



В маркировке "блоков" серии C по установленному двигателю есть вполне ясная система:

- Блок 25 - базовая модификация, строго с двигателями F100
- Блоки с номерами, кончающимися цифрой 0 (30, 40, 50) - двигатель F110
- Блоки с номерами, кончающимися цифрой 2 (32, 42, 52) - двигатель F100

Второе заметное визуальное отличие почти всех F-16 версии C - это золотистое покрытие передней открывающейся части фонаря кабины. Исключение - самолеты блоков 40/42. Это ночная модификация, и после поступления в войска фонарь кабины на них начали менять обратно на прозрачный, потому что золотистый затемненный стильный колпак ухудшал работу очков ночного видения пилота. Но никакой системы в замене фонаря блоков 40/42 не наблюдается, так что встречаются самолеты и с золотистым фонарем, и с прозрачным. Еще одно отличие блоков 40/42 - широкий индикатор информации на лобовом стекле, но он стоит внутри кабины, и заметить его непросто.

Золотистый фонарь выглядит так:



По мере эксплуатации самолетов с двигателями F110 выяснилось, что он более прожорлив в части потребления воздуха. Поэтому начиная с блока 30 на них стали ставить модифицированный широкий воздухозаборник, который называется MCID. При этом внутри серий блока 30 системы нет: какие-то машины дополнялись широким воздухозаборником, а какие-то остались со старым узким, который называется NSI. Блоки 40 и 50 выпускаются строго с широким воздухозаборником. Для машин с двигателем F100 (блоки 32, 42 и 52) увеличивать размер воздухозаборника не было нужды, так что они выпускаются со старым узким воздухозаборником.

Широкий и узкий воздухозаборники в сравнении выглядят так:

Узкий (NSI):



Широкий (MCID):



Замена воздухозаборника на широкий и другие модификации привели к тому, что посадочные фары, которые в F-16 располагались на основных стойках шасси стали затеняться. Поэтому начиная с блока 40/42 фары перенесли на дверцу носовой ниши. Это можно заметить на фотографии выше. С тех пор во всех последующих блоках посадочные фары убраны с основных стоек вне зависимости от того, какой воздухозаборник установлен на самолете.

Дополнительно с блока 40/42 F-16C получили усиленное шасси с колесами большего диаметра. Это повлекло за собой изменение формы дверей ниш основных стоек, на которых появилась видимая выпуклость. Не говоря уж о том, что сами стойки стали массивнее, с другими колесами. Опять же это видно на фотографии машины блока 40 выше.

Более мелкие отличия сводятся к усилению планера, которое до блока 50 проводилось с использованием накладных панелей. Здесь система такая:

Самолеты блоков 25, 30 и 32 имеют усиливающие накладки у корня крыла и перед вертикальным оперением, а также накладные радиопоглощающие панели в носовой части перед обтекателем РЛС. Вот так:



Самолеты блоков 40/42 в связи с усилением шасси получили дополнительно 8 (по 4 с каждой стороны) усиливающих накладных стяжек сверху фюзеляжа, ровно над нишами основных стоек.



Накладки красятся в цвет фюзеляжа. На реальном самолете (на фото машина блока 40, хорошо видны усиливающие накладки над шасси и, кстати, прозрачный фонарь кабины) они выглядят так:



В самолетах блоков 50/52 никаких накладок уже нет. Все усиления в нем уже интегрированы в модифицированный силовой набор, а радиопоглощающие панели - под обшивкой. Это важное замечание, к которому я еще вернусь в обзоре существующих наборов.

Еще одно визуальное отличие есть у самолетов, которые прошли программу модернизации CCIP. В основном это сказалось на авионике, а дополнительное отличие в установленной антенне опознания свой-чужой перед фонарем кабины. Она выглядит так:



Эти антенны штатно установлены на большинстве машин блоков 50/52, а в ближайшее время с их помощью будут модернизированы также и все машины блоков 40/42. На самолеты блоков 25, 30 и 32 эти антенны тоже устанавливаются, но модернизация не носит массового характера. Обычно антенну получает один самолет из звена (лидер), причем предпочтение в установке отдается машинам, задействованным в задачах ПВО. У машин, которые не проходили эту модернизацию, поверхность перед фонарем плоская.

Выше я пробежался по структурным визуальным отличиям разных блоков, опустив некоторые мелочи вроде диспенсеров ловушек и дополнительных вентиляционных заборников, которые не заметишь визуально, пока не присматриваться. Но есть еще другая группа визуальных отличий, связанная с тематической направленностью модернизаций.

F-16C блоков 25, 30 и 32 - это базовые многоцелевые истребители. Никаких встроенных или стандартно подвешиваемых элементов оборудования у них нет - все определяется боевой задачей.

Блок 40/42 - это модификация, нацеленная на повышение способностей по нанесению ударов по наземным целям в ночное время. На них обычно устанавливается комплекс LANTIRN, состоящий из 2-х подвесных контейнеров: навигационный AN/AAQ-13 под воздухозаборником слева и обзорно-прицельный AN/AAQ-14 справа. Иногда комплекс используется без навигационного контейнера, но обзорно-прицельный модуль устанавливается почти всегда. Нередко у самолетов этого блока золотистый тонированный фонарь заменяется на прозрачный. Ну и структурные изменения, конечно.

Блок 50/52 (он же F-16CJ) - модификация, специально разработанная для огневого подавления ПВО. На них всегда устанавливается контейнер наведения противорадиолокационных ракет HTS. Выглядит он вот так:



Попробуем подвести итоги по визуальным отличиям различных блоков F-16C:

Блок 25 - базовый многоцелевой истребитель

- Легкое шасси
- Двигатель F100
- Узкий воздухозаборник
- Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
- Радиопоглощающие накладки спереди
- Посадочные фары на основных стойках шасси
- Тонированная передняя часть фонаря кабины

Блок 32 - базовый многоцелевой истребитель

Внешне практически идентичен самолетам блока 25. Дополнительно может быть установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины.

Блок 30 - базовый многоцелевой истребитель

- Легкое шасси
- Двигатель F110
- Узкий или широкий воздухозаборник; системы не прослеживается
- Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
- Радиопоглощающие накладки спереди
- Посадочные фары на основных стойках шасси
- Тонированная передняя часть фонаря кабины
- Может быть установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины

Блок 42 - модификация для ночных ударов по наземным целям
(надо сказать, что эта модификация встречается довольно редко, большая часть "ночников" строилась по блоку 40)

- Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
- Двигатель F100
- Узкий воздухозаборник
- Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
- Усиливающие накладки сверху над нишами основных стоек шасси
- Радиопоглощающие накладки спереди
- Передняя часть фонаря кабины тонированная или прозрачная; системы не прослеживается
- Широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле
- Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
- В комплект стандартного оборудования входят 2 подвесных контейнера LANTIRN; может оперировать с одним контейнером
- Часто установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины

Блок 40 - модификация для ночных ударов по наземным целям

- Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
- Двигатель F110
- Широкий воздухозаборник
- Усиливающие накладки у корня крыла и перед килем
- Усиливающие накладки сверху над нишами основных стоек шасси
- Радиопоглощающие накладки спереди
- Передняя часть фонаря кабины тонированная или прозрачная; системы не прослеживается
- Широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле
- Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
- В комплект стандартного оборудования входят 2 подвесных контейнера LANTIRN; может оперировать с одним контейнером
- Почти всегда установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины

Блок 52 - модификация для огневого подавления ПВО

- Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
- Двигатель F100
- Узкий воздухозаборник
- Усиливающие и радиопоглощающие накладки отсутствуют
- Передняя часть фонаря кабины тонированная
- Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
- В комплект стандартного оборудования входит модуль прицеливания HTS
- Почти всегда установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины
- В комлект вооружения типично входят 2 ракеты HARM

Блок 50 - модификация для огневого подавления ПВО

- Усиленное шасси; двери ниш выпуклые
- Двигатель F110
- Широкий воздухозаборник
- Усиливающие и радиопоглощающие накладки отсутствуют
- Передняя часть фонаря кабины тонированная
- Посадочные фары перенесены на дверцу ниши носовой стойки
- В комплект стандартного оборудования входит модуль прицеливания HTS
- Почти всегда установлена новая антенна CCIP системы опознания свой-чужой перед фонарем кабины
- В комлект вооружения типично входят 2 ракеты HARM

Завершая этот пост, хотелось бы сказать пару слов о подвесном вооружении. Самолеты F-16C/D имеют очень скромный базовый радиус действия, поэтому практически всегда оперируют с 2-мя подвесными баками под крыльями. Практически всегда подвешены ракеты воздух-воздух на законцовках крыла, причем до операции "Буря в пустыне" это были AIM-9M, а после нее, когда в войска поступило достаточное количество ракет AIM-120 чаще всего на законцовках подвешиваются именно они.

Справочник, История, Исследования, f-16, Авиация

Previous post Next post
Up