Пока готовился к крестинам, начал перечитывать о. Александра Шмемана «Водою и Духом». Ничто не ново под луной. Оказалось, что проблема недостатка священников давно обсуждалась. И даже предлагалось решение. Кто должен заниматься христианским воспитанием взрослых, если священников не хватает? Очевидно, что крестные! И этот опыт был в Церкви в начале константиновой эпохи. Именно крестный свидетельствовал о том, что человек готов стать христианином. И вел его по пути воцерковления. Это сейчас крестный, даже если он верующий, скорее номинальное явление. Потому что воспитывать чужого ребенка практически невозможно, если у тебя нет кучи лишнего времени и суперпрекрасных отношений с родителями. Да и то мало на что можно повлиять. И когда ребенок подрастет, совсем не факт, что он будет считать тебя своим духовным отцом - это от многого зависит. А воспреемничество взрослых вообще исчезло как явление. Клир и этот груз возложил на себя.
Предвижу возражения: не на кого положится, а все адекватные итак перегружены или рукоположены. И здесь я отвечу анекдотом про дровосека:
Мужик пилит дерево, к нему подходит другой и говорит:
- Мужик, давно пилишь?
- 3 дня.
- А может Тебе пилу заточить?
- Некогда мне, пилить нужно.
Разумеется, что сами по себе миряне неспособны это понести. Этому учить нужно. У психологов узнал про понятие «супервизия». Это когда психолог обязательно должен обсуждать с более опытными коллегами сложные случаи. Так и здесь: миряне должны обязательно обсуждать со священником свое служение, получать советы, разбирать сложные случаи. И, разумеется, должна быть разумная нагрузка, которая предотвратит выгорание. Но в целом этот путь выглядит наиболее естественным и разумным, поскольку дает возможность брать мирянам посильную нагрузку.
Интересно, что по этому же пути пошли
"Семейные встречи", которые проводят в Санкт-Петербургской епархии:
"- Выезд организуется и проводится, как минимум, тремя ведущими супружескими парами, из которых одна - священническая. Или три пары мирян и священник без супруги - такой вариант тоже возможен, хотя мы его не приветствуем.
Ведущих может быть и больше. Так вот, одной паре ведущих не полезно участвовать более чем в одном выезде в год, максимум в двух, дабы не наступило профессиональное выгорание. Наши ведущие - это обычные люди, которые когда-то приняли участие в подобном выезде, это им помогло, и теперь они готовы делиться своим опытом, своим свидетельством из жизни с другими - в свободное от основной работы время, поскольку работа ведущими - это форма служения Богу и ближним, за выезд ведущие ничего не получают, кроме того, что сами же выполняют те же задания, что и участники, и продолжают развивать отношения в собственных семьях."
Священник там совершает исповедь и Литургию, но огромная часть работы перекладывается на мирян. Как и должно быть, поскольку вариант массового увеличения духовенства невозможен ни теоретически (нет и на предвидится толп людей готовых на это, особенно в нынешнем формате системы), ни финансово (не будем мы платить десятину, это ясно и прекрасно видно из опыта РПЦЗ).
А теперь цитаты ( из Водою и Духом о. Александра Шмемана)
«Поскольку институт восприемников стал фактически носить условный характер, весьма важно понять его значение и роль в прошлом, а также подумать о возможной и, по-моему, существенной пользе, которую он может принести в настоящее время.
Восприемники упоминаются уже в апостольском предании св. Ипполита Римского ): «...пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере. И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова. Пусть спросят об их образе жизни...»
Т. М. Finn в своей книге «The Liturgy of Baptism in the Bartismal Instructions of St. John Chrysostom» (Washington, 1967) пишет: «Необходимость в восприемниках стала особенно острой начиная с четвертого столетия, в связи с ... резко возросшим числом людей, приходящих в Церковь. В таких больших городах, как Антиохия, представители Церкви были уже не в состоянии знать поведение и образ жизни многих желающих креститься и не имели возможности уделять внимание каждому в его формировании как христианина. Таким образом, восприемник, помимо представления гарантий за принимаемого, становился его учителем и наставником...» (Р. 54-55).
Феодор Мопсуестский пишет: «Что же касается до вас, приходящих ко Крещению, то в должное время ваше имя вписывается в книгу Церкви, а также туда записывается имя вашего крестного отца, который отвечает за вас и становится вашим проводником во Граде и споспешником вашего гражданства в нем. Сие же совершается для того, чтобы вы знали, что, еще находясь на земле, вы заранее приписываетесь к небесам, и что ваш крестный, который уже там, должен усердно учить вас, странников и пришельцев в тот великий Град, всему, что сему Граду и гражданству в нем подобает, дабы вы хорошо ознакомились с его жизнью без особого труда и беспокойства...» (Огласительное слово 12. Цит. по Finn Т. М The Liturgy... P. 55).
По-гречески слово anadecomenoz (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника». Св. Иоанн Златоуст объясняет это восприемникам: «Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отцовскую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. Ибо если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны мы исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность»