Кинокритика, часть 2. Голгофа и Левиафан

Aug 28, 2015 10:14

Написал пост про фильм "Дети священника", но решил, что и фильм и пост совсем не постные. Поэтому опубликую пост после окончания поста. А теперь перехожу к действительно хорошим фильмам.

Ирландский фильм "Голгофа" Джона Майкла Макдона. Мир, показанный в фильме, очень похож на мир Левиафана. Тоже маленький северный горок. Тоже внешне верующее общество небольшого городка (Фильм начинает с общего причастия горожан на воскресной мессе). И также живущее далеко от Бога, погрязшее в разврате. Здесь тоже есть один хороший священник (есть он и в Левиафане - к бедному деревенскому попу у Звягинцева нет претензий). Но главный герой этого фильма это не спивающийся автомеханик Звягинцева (у которого единственные ценности это дом, водка и секс). Здесь главный герой священник, который верит Богу и готов идти крестным путем. Да, и здесь есть епископ, которому все безразлично. Есть второй священник, неверующий и жадный. Но наличие всего одного героя меняет весь фильм. Был бы он в Левиафане - фильм бы смотрелся по другому. Не важно кем бы он был. Главное, чтобы был человек живущий высшими ценностями. Чтобы зритель видел лучший путь. Путь по которому можно идти даже  в полном разврате.
И, главное, в Голгофе показано, что павшему миру очень нужен такой человек. Что есть тоска по Богу. Это видно в последних сценах фильма, где показано все страдание падшего мира. Поэтому после фильма настроение приподнятое. Есть те люди, которые не преклонили колени перед Ваалом. Они есть и они среди этого мира. Поэтому есть надежда. А вот в Левиафане нет надежды, поэтому и смысла  в таком фильме нет.

Главный герой "Голгофы" говорит очень важную вещь. Именно в этой фразе суть неуспеха нашей современной проповеди. Именно здесь закопано очень много "мы очень много говорим о грехах и очень мало о добродетели" Наша проповедь - это разговор с внешними о страстях, о демографии. Но где та радость, "которой никто не отнимет у нас". Где та любовь друг к другу, которой, по словам апостола Иоанна Богослова, одной достаточно для спасения. Ее то внешние и не видят. И ведь такие люди есть, бывают они и патриахами (вспомним недавно почившего Павла Сербского). И когда люди видят святость, видят добродетели, то многие сердца тают. Недостаточно уклонится от зла. Надо еще и благо сотворить. А вот об этого, увы, гораздо меньше в нашей проповеди к внешнему миру. Много рассказов про запрет секса до брака, но мало о семейной любви и о семейном счастье. Много рассказов о борьбе со страстями, но мало о радости в Духе Святом.

На этом, пожалуй и закончу цикл обзоров. Хотел еще написать про "Убить Дракона" Марка Захарова. Но там все на поверхности. Есть хороший герой, есть плохой, есть аллюзия на второе пришествие и страшный суд. Есть падение главного героя (в книге Шварца, по которой снят фильм, концовка сильно отличается по содержанию и по духу) и его отрезвление. А главное,  в конце фильма Марк Захаров указывает то, чем действительно нужно занятся. В общем, посмотрите, рекомендую. Он был снят накануне падения союза, но оказался неуслышанным. Ни тогда, ни в наших новых бесконечных майданах.

кино, современность, миссия

Previous post Next post
Up