Прочитал
интервью о. Андрея Кураева на правмире. Оно большое и там есть над чем подумать. Вынесу лишь пару мыслей:
О "согласии отцов": "Чтобы установить, есть consensus patrum или нет, нужно собрать ученый совет Московской духовной академии... Чтобы установить согласие всех отцов, надо прочитать все их тексты. А они написаны на латыни, древнесирийском, древнегреческом, древнегрузинском, древнеармянском и других языках. Я не думаю, что это по силам какому-нибудь одному человеку. Это по силам только сообществу ученейших людей."
А я бы добавил, что не только ученых, но и духоносных. Как бы то ни было, консенсус - это сложная и непростая вещь. И отнюдь не однозначная. Но у нас так получилось, что по многим вопросам есть негласный "консенсус патрум", который непонятно откуда взялся.
Возьмем последний скандал. А равно и любой другой, когда люди теряют веру в справедливый суд (не принципиально - светский или церковный). Забавно видеть постоянные повторения "подай на него в суд". Как будто, это волшебная фраза. И человеческий суд обязательно разберется, решит по справедливости. Но фишка в том, что о. Андрей уже дцать лет в Церкви и он знает как работает этот суд. А про "унтерофицерскую вдову" все мы еще в школе читали.
Ну вот, про "консенсус патрум". Кто и когда установил, что "консенсусом" православного поведения является смиренно подавать в суд и молиться в келии в случае поражения? Что нам говорит история Церкви по данному вопросу? Прав ли о. Андрей говоря: "Если бы речь была просто о личной обиде, естественно, здесь гигиеничнее промолчать и утереться. Но речь идет о событиях, происходящих в публичной сфере и о сюжетах, значимых для всей Церкви. Древние святые, узнав о якобы христианской школе, растлевающей детей, не в синод написали бы, а собрали бы народ и повели бы его на штурм захваченной гадами святыни. Ну мне так кажется."
И ведь в памяти легко всплывают святые, которые поступили именно так. Это выглядит вполне в духе, скажем св. Кирилла Александрийского. Да и Златоуст в проповедях не щадил "высокопоставленных членов церкви" - за что и был сослан.
А вот вопрос: а есть ли в истории православия соборы, которые провели чистку рядов по нравственному принципу? У католиков на вскидку вспоминается Тридентский собор - вроде он был направлен на укрепление моральной дисциплины. А у нас было что-то подобное?
Пято-шестой Трулльский собор?