Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу
Макс Планк
Сегодня поздравили с днем учителя. А я в общем то и забыл про него. Но есть пара мыслей. С прошлого семестра я начал читать лекции в ПСТГУ. Хотя лекции - это громко сказано. Я не люблю лекции - студенты засыпают даже на семинаре, когда их постоянно спрашиваешь. Мне в занятии интересен диалог с аудиторией, а не передача им "суммы знаний". Поэтому стараюсь больше шевелить аудиторию, заставлять разговаривать, отвечать на вопросы. Правда бывает и обратная проблема - когда один из слушателей начинает говорить больше преподавателя. Но для старшекурсников это не так страшно да и направить их в нужное русло не сложно.
Приглашали меня в пожарном режиме: предыдущий преподаватель КСЕ и экологии в последний момент не смог. В результате во вторник мне написали, в четверг мы встретились пообщались на кафедре, а субботу я уже читал первые пары. Строенные.
В общем, читаю я КСЕ и экологию. Предметы оба интересные. Экология оказалась отнюдь не наукой об охране окружающей среды. Это по сути огромный кусок биологии рассматривающий взаимодействие особей, популяций с окружающей средой и между собой. Много всего интересного там нашлось.
Например, оказалось, что на размножение мышей влияет не только еда и санитария. Даже если в клетках убираться, после определенной концентрации мыши становятся агрессивными, постоянно дерутся, фертильность падает. Параллель с нашими мегаполисами очевидна. Кстати демографию мы тоже на экологии разбираем - там много всего интересного.
Концепции современного естествознания (КСЕ) - краткий курс естествознания для гуманитариев. Очень классный научно-популярный предмет на самом деле. Люди очень удивляются, когда им рассказываешь про релятивисткое замедление времени или квантовые эффекты. Ну и тема эволюции, естественно, одна из центральных.
С этого семестра читаю также курс Апологетики (она же "Наука и религия", она же "Основное богословие"). Курс тоже интересный, но более "философский" чем КСЕ. Впрочем, я читаю в основном на пед.факе и им по КСЕ отличные лекции читает о. Олег Мумриков.
Его книжку, кстати, настоятельно всем рекомендую.
Студенты оказались неожиданно хорошие. Нет, правда, - я ожидал гораздо худшего. В прошлом семестре читал у вечерников. Это маньяки. Нет, реально маньяки в хорошем смысле этого слова. Это четвертый курс, перед этим был еще год подготовительного отделения. Каждый будний вечер - две-три пары. Плюс по субботам нередко. И приходская деятельность. И работа. И семьи, которые своих отцов не видят. Но люди интеллигентные, посещаемость высокая, даже по субботам. Глаза горящие, интересующиеся.
Был также пятый курс (по экологии) - эти немного "обожженные" нашей православной жизнью. Задал им сакраментальный вопрос - не потерял ли веру за время учебы. Ответили, что веру нет, но вот антиклерикалами стали. Впрочем, и это постепенно проходит - Господь посылает им и хороших пастырей. Как говориться "подвигом добрым подвизахся, течение учение скончах, веру соблюдох"
Вытягивает и тех и других "общинность", кто в эту общину-группу втянулся, те и учатся. А кто остался отдельно - тот потихоньку и бросил :(
В этом семестре у меня очники. Ожидания у меня тоже были не самые лучшие. Но и они не оправдались. Хорошие, умные ребята. Правда ходит примерно треть группы - но это уже их дело. На зачете встретимся :)
В тот вторник мне сообщили, что отец Анатолий Чистов серьезно заболел и его нагрузка по науке и религии переходит ко мне. Прежде всего это пед.фак. Утром мне сообщили, а вечером уже читал первую лекцию. Впечатления тоже самые хорошие. Молодые, светлые девушки, активные, живые, интересующиеся.
Ну и для полноты картины - вчера были на установочной лекции заочники пед.фака. Это был вечер и у них был предпоследний день сессии. Это очень сильно чувствовалось. Приходилось рассказывать как можно активнее, чтобы глаза хоть немножко оживились. Но к концу лекции все равно все разбежались (у них в это время появился преподаватель, которому нужно было досдать зачет).
О поколениях.
Ну и собственно о чем хотел написать: генералы всегда готовятся к прошлой войне. Молодежь, она другая. Я не видел "Туфли на резиновой подошве, длинная чёрная юбка до пят, рюкзачок, платочек, чёточки." Отнюдь. Педагогини ПСТГУ - симпатичные ухоженные девушки. Многие хотят работать в школе. Существенных противоречий между христианством и гелиоцентризмом эволюционизмом они не видят. Хорошие, светлые студенты.
Кстати, нет особого неприятия эволюционизма и у богословов. Вполне спокойно отличают происхождение души от происхождения тела. Кто-то менее доверяет эволюционизму, кто-то более. Буквалистское понимание Шестоднева практически не встречалось.
А вот вчерашние заочницы пед.фака - существенно старше. И там этот тезис о противоречии эволюционизма и Шестоднева защищался. Не сказать, что очень сильно, но видно, что позиция о. Даниила им явно ближе. Собственно, это и послужило основанием к выбору эпиграфа к этому посту. ИМХО, не нужно столько тратить силы на бесконечные дискуссии, на переубеждение оппонентов (которое невозможно в принципе). Нужно предложить молодежи цельную концепцию. Это относится и к частным вопросам вроде отношения к эволюции (и вообще науке) и к общим вопросам вроде взгляда христианства на мир.
Как написано в хорошем дореволюционном учебнике Рождественского:
"В деле обоснования религиозных истин преимущественное значение имеет раскрытие не столько внешних, сколько внутренних оснований их достоверности. Религиозные истины в себе самих содержат наилучший оплот для их защиты. Это не какие-нибудь отвлеченные суждения рассудка или выводы из теоретических положений, но истины, полные духа и жизни, глубины и силы. Поэтому доказательство всякой религиозной истины по характеру своему должно быть преимущественно изъяснительным... Что касается противных мнений, то преимущественное внимание при защите основных религиозных истин должно обращать на такие мнения, через которые больше уясняется положительная истина и которые таким образом способствуют отрицательным путем утверждению веры. "
Вот так и живем :)