Эх, раз тема Навального не утихает, продолжим

Sep 23, 2013 11:47


История не учительница, а надзирательница magistra vitae (наставница жизни):
она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков
КлючевскийМоя основная претензия к "либералам" (термин совершенно  условный)  в том, что они говорят о реформах России "с чистого листа". Как будто нет у нас тысячелетней истории. Как будто наши грехи и беды возникли вчера. Как будто их не пытались раньше решать. Почему от нас требуют довериться очередному демагогу с призывом "ну а вдруг у него получится". В связи с этим, я продолжаю викторину. В прошлый раз был загадан Керенский. Интересно, какой процент сторонников Навального знает, что это за исторический деятель? И знает, хотя бы в общих чертах историю трагедии 1917 года (может понятно объяснить в чем разница между Февральской революцией и Октябрем). Но идем дальше. Следующий вопрос викторины (выделения мои):

"Свое правление N начал с приказа заменить старых чиновников - дьяков и подьячих. Такая мера была обычной при смене монарха на троне. Лучше ли были те, кто заменил отправленных в отставку приказных, трудно сказать. Традиции кормлений довлели над приказной практикой. Подьячие продолжали кормиться за счет подсудного населения.
N разослал по приказам строгий указ, повелев, чтобы приказные и судьи «без посулов решали дела, творили правосудие и каждому без промедления помогали найти справедливость». Вновь назначенные чиновники должны были собрать у населения все жалобы на прежних воевод «в насильствах, и в продажах, и в посулах или в каких обидах», чтобы «безволокитно» дать населению суд и управу на неправедных чиновников.

Приказные, к которым N был расположен, пользовались поблажками. Зато дьяков, к которым N не благоволил, били палками, водя по улицам города. На шею осужденным вешали кошель с деньгами, если взятка была принята деньгами, или меха, жемчуг, даже соленую рыбу, другие предметы, составлявшие подношение. По словам современников, самодержец обломал не одну трость о спину воров и взяточников.

Дворян избавляли от батогов, но налагали на них большие штрафы. Чиновники искали и находили способы обходить законы. У себя дома православные украшали иконы подарками к праздникам. Новая выдумка, по словам Маржарета, заключалась в том, что искатели привешивали свои подношения к иконе в доме человека, которого надо было подкупить. Возникла своего рода такса. Если цена подарка не превышала семи-восьми рублей, дело могли замять.

Меры, принятые властями, не достигали цели, и N пустил в ход более суровые кары. Двое подьячих Поместного приказа, получив взятку, помогли одному помещику оттягать у другого землю, для чего приказные «починивали в старых писцовых книгах слова, прибавливали вновь воровски». За «воровство» старший подьячий Дашков «был кажнен, отсечена рука».

Это наказание ужаснуло приказной мир. Но лихоимство продолжалось. Однако N снискал в народе славу справедливого государя.

...По всей столице, записал К. Буссов, было объявлено, что N будет два раза в неделю - по средам и субботам - принимать жалобы у населения на Красном крыльце в Кремле, чтобы все обиженные могли без всякой волокиты добиться правды. Даже непримиримый противник N Исаак Масса признавал, что установленные им законы были безупречны и хороши. "
...Поначалу бояре не смели открыто перечить N. Но со временем они пригляделись к N, изучили его слабости и страстишки и перестали церемониться с ним. N привык лгать на каждом шагу. Эта привычка стала его второй натурой. Но ложь слишком часто всплывала на поверхность, и это приводило к неприятным эксцессам в думе. Красочное описание их можно найти в дневнике поляка С. Немоевского, свидетельства которого отличаются высокой степенью достоверности. Бояре не раз обличали N в мелкой лжи, говоря ему: «Великий князь, царь, государь всея Руси, ты солгал»;. Ожидая прибытия в Москву семейства невесты, N («стыдясь наших» - прибавляет от себя автор дневника) воспретил боярам такое обращение. Тогда сановники с завидной простотой задали ему вопрос: «Ну как же говорить тебе, государь, царь и великий князь всея Руси, когда ты солжешь?» Поставленный в тупик, самозванец обещал думе, что больше «лгать не будет». «Но мне кажется, - завершает свой отчет С. Немоевский, - что слова своего перед ними не додержал...»

...Любые новшества наталкивались на противодействие со стороны бояр и князей церкви. Получив власть благодаря народному восстанию, Лжедмитрий оставил в неприкосновенности традиционные порядки, служившие оплотом влияния знати и духовенства. Поэтому он не мог найти в русском обществе сил, которые поддержали бы нововведения. Проникшись недоверием к подданным, самозванец искал сочувствия у окружающих его иноземцев, отводил душу в беседах с ..., уповая на их преданность. Между тем для них N был не более чем пешкой в их собственной игре.
Проекты N были подчинены конкретным политическим целям. Отрепьев мечтал о том времени, когда он сможет сместить с высших государственных постов бояр и передать эти посты иностранцам, на верность которых наивно рассчитывал.

Ну а что из всей этой реформаторской деятельности вышло, думаю, все угадавшие личность уже  знают. Вопрос только в том, почему нас так активно агитируют за очередного N. Чем он так  отличается от предыдущих?

патриотизм, историософия, история, политика

Previous post Next post
Up