Вот портрет Леонарда Эйлера. По свидетельствам современников, великий математик XVIII века Леонард Эйлер был человеком жизнерадостным и дружелюбным. Он прожил в Петербурге большую и очень плодотворную часть своей жизни, оставив, кроме чисто математических трудов, работы по теории музыки и по небесной механике.
Портрет Леонарда Эйлера. Художник Якоб Хандманн, Jakob Emanuel Handmann
А вот портрет Анны Марии Сибиллы Мэриан.
Мария Сибилла обожала всяческих букашек, особенно гусениц и бабочек. С восхищением наблюдала их метаморфозы. И зарисовывала всё, за чем наблюдала. Метаморфозы происходили на растениях, которые Анна Мария Сибилла тоже зарисовывала с мастерством, достойным восхищения.
Ananas comosus (L.) Merr.
M.S. Merian, De metamorphosibus insectorum Surinamensium, of te verandering der Surinaamsche insecten, t. 1 (1714)
Портрет самой Марии Сибиллы - это гравюра Якоба Хоубракена (Jacobus Houbraken).
Вот его автопортрет - тоже гравюра.
Якоб Хоубракен (Jacobus Houbraken)
До изобретения фотографии с портретами было всё сложно. Даже художники не все оставили для потомков селфи. Хоубракен селфи сделал а Георг Гзель (Georg Gsell), нарисовавший портрет Анны Марии Сибиллы Мэриан, гравюру с которого сделал Хоубракен, селфи, похоже, так и не сделал.
И портрета первой жены своей, Марии-Гертруды фон Лоен из Франкфурта-на-Майне, Георг Гзель не нарисовал.
А она ему, между прочим, родила пятерых девочек. Младшую назвали Катариной. Её портрета папаша Гзель тоже не нарисовал.
Мария Гертруда прожила недолго. После её кончины Георг Гзель временно женился на некой Анне Хорстманс, но они очень быстро расстались и Гзель окончательно и навсегда взял в жены Доротею Марию Графф (Dorothea Maria Henriette Graff), вдову хирурга из Гейдельберга. Фамилия Графф - от отца Доротеи, художника Иоганна Андреаса Граффа.
Вот тут то оно всё и завертелось. То ли в 1716, то ли парой лет позже, в Амстердаме, Гзель познакомился с Императором Петром Великим и получил предложение поступить к нему на службу. Взяв Доротею и дочерей от первого брака, не знаю, всех ли, но младших - точно, Георг Гзель отправился в далекий Санкт Петербург, где Доротея родила ему трех сыновей и дочку - Саломею Эбигейл (Salome Abigail Gsell).
В Петербурге Георг Гзель был управляющим картинной галереей в Петергофе, составил описи коллекций живописи дворцов Монплезир, Эрмитаж и Марли. В Кунсткамере работал. Расписал плафоны Летнего дворца и грот в Летнем саду, в росписи Петропавловского Собора принимал участие. Портреты рисовал.
Георг Гзель. Портрет Петра Толстого.
Супруга Гзеля, Доротея, преподавала тем временем в Петербургской академии наук и занималась пополнением коллекции естественной истории в Кунсткамере. А портрета её папаша Гзель, похоже, так и не нарисовал.
Зато нарисовал портрет её матери, своей знаменитой тёщи, Анны Марии Сибиллы Мэриан. Это у неё Доротея Графф-Гзель научилась рисовать, вместе с ней работала над акварелями с цветами, гусеницами и бабочками, вместе с ней путешествовала в Нидерландскую Гвиану.
Цикламен. Авторство изображение приписывается совместно Марии Сибилле Мериан и ее дочерям, Хелене и Доротее
Вы ещё не забыли, что младшую дочь Георга Гзеля от первого брака звали Катариной?
Так вот на Катарине Гзель в 1734 году в Петербурге женился математик Леонард Эйлер, с портрета которого начался этот пост.
Супруги прожили вместе сорок лет. У них было тринадцать детей, восемь из которых умерли во младенчестве.
Через три года после смерти Катарины, Леонард Эйлер женился на её сводной сестре, Саломее Эбигейл Гзель, дочери художника Георга Гзеля и Доротеи Марии Генриэтты Гзель, внучке Марии Сибиллы Мериан.
Благодаря этой истории в Петербурге находится огромная коллекция картин Сибиллы Мериан, привезенная её дочерью Доротеей из Амстердама.
Увы, они хранятся в запасниках, постоянной выставки этих работ до сих пор нет и увидеть их можно только случайно, на временных выставках.
Passiflora laurifolia L.
M.S. Merian, De metamorphosibus insectorum Surinamensium.., t. 21 (1714)