Dec 20, 2013 19:01
Его семинары для родителей, учителей и методистов были безумно интересны, хотя и повергали в шок.
Приезд в Челябинск Алексея Кушнира - главного редактора журнала «Народное образование», кандидата психологических наук, педагога в восьмом поколении, автора двух эффективных методик обучения чтению и английскому языку и, наконец, отца семерых детей стало ярким, масштабным событием. Его семинары для родителей, учителей и методистов были безумно интересны, хотя и повергали в шок. «Я понимаю, что говорю жестокие вещи, но у меня всего два дня, чтобы прочистить вам мозги», - объяснял аудитории Алексей Михайлович. Что он сказал такого, от чего в головах людей, по их словам, произошла революция? И в чем суть его методики?
Учение с песней
По словам Алексея Михайловича, она опирается на принципы проверенной веками народной педагогики, которая существует уже 500 лет. Суть ее - обучение, соответствующее природе детского устройства.
Ведь как ребенок развивается? Сначала он понимает других, потом реагирует междометиями, далее - короткими фразами, и только потом возникает собственная речь. Учить говорить пустую голову бессмысленно. По логике айсберга, когда видимый результат - это верхушка, а подводная часть - скрытый подготовительный этап, и строится обучение
Вместо учебника «Родная речь» на уроках Кушнира книги из библиотеки мировой детской литературы. Причем не адаптированные тексты, а полные, классические. За три года ребята прочитывают не три книги, как в обычной школе, а 50-60 как минимум. Домашних заданий нет. Все - на уроке. Но там нет мычания Васи и других учеников на тему: «Папа купил Пете пенал», нет теоретических понятий, к которым дети этого возраста невосприимчивы. А в обычной школе вдалбливают теорию, меняя на уроке виды деятельности, а по сути, формы насилия над ребенком.
«Творческий учитель насилует креативно», - говорит Алексей Михайлович. На уроках по Кушниру много песен. Поющий ребенок невосприимчив к стрессам, нервозам. Песня - его иммунитет.
Телега лучше «Мерседеса»
Результаты методики Кушнира потрясающие. Дети в пять раз делают меньше ошибок в работах по русскому языку, чем в обычной школе. Скорость чтения (которая не самоцель) - в два-три раза выше нормы. Английский язык, который начинают учить с пятого класса, выпускники знают на уровне лингвистических гимназий.
Свою методику Кушнир открыл еще в 1983 году. Сегодня ее используют в Амурской области, где он жил, и примерно в 200 школах страны. Почему так мало?
По причине инерции, которая в российском менталитете, считает Алексей Михайлович. По этому поводу он рассказал такой анекдот. Едет мужик на телеге и радуется своему средству передвижения. Догоняет его «Мерседес». Посмотри, мол, какая крутая машина, говорит водитель и дает ключи. Прокатись! Проехал мужик по кругу, выходит, а водителя и след простыл. Тогда он быстро откручивает от «Мерседеса» колеса и прикручивает их к своей телеге, отправляясь дальше.
По разным причинам эффективной методике трудно пробиться. На ее пути и коррупционные процессы, и другие препятствия. До войны, например, выпускники школы знали иностранные языки вполне прилично. И на фронте ребята, которые учили немецкий язык, становились переводчиками. А после войны, когда на страну обрушились так называемые вражеские голоса зарубежных радиостанций, Политбюро обеспокоилось. Что делать? Решили поставить глушилки. Но ведь везде их не установишь, а сотни тысяч людей понимают иностранную речь. И тогда предложили придумать такую методику, когда иностранный язык все учат, но никто его не знает. Она появилась, и через неделю из всех библиотек исчезла прежняя методика.
Не готовьте детей к лизоблюдству
Родители, которые начинают учить детей английскому языку чуть ли не с пеленок, были ошеломлены позицией Кушнира. Он, как выяснилось, противник раннего неестественного обучения иностранному языку. По его мнению, оно заблокирует интеллектуальные перспективы ребенка. На этот счет у Алексея Михайловича есть свои научные доказательства. Когда ребенок находится в ситуации конфликта двух языковых культур (у каждого языка своя мелодия и своя интонация), он, как правило, не знает ни одного по-настоящему.
- Английский язык облегчит вхождение вашему ребенку в среду обслуживающего персонала, - говорит Алексей Михайлович. - Вы хотите, чтобы он умел сказать: «Что изволите?» Или чтобы мог поболтать о погоде с англичанином на его родном языке? Не преувеличивайте значения таких вещей. Расставьте правильно приоритеты.
Если ребенок станет крупным специалистом, по словам Алексея Михайловича, к нему приставят пять переводчиков и будут спрашивать у него: «Чего изволите?»
Но дело даже не в этом. Пока ребенку нечего сказать, учить его говорению бессмысленно.
«А как же Пушкин, дети дворян?» - недоумевали родители.
Обучение детей иностранным языкам ничего не дало дворянам, кроме деградации рода, по мнению Алексея Кушнира. А Пушкин в раннем возрасте говорил на французском языке, русский же начал учить уже в отрочестве, напомнил он родителям.
По методике Алексея Кушнира дети начинают учить английский язык с пятого класса. И за один-два месяца получают те же результаты, что в начальной школе за три года, занимаясь по три урока в неделю. Алексей Михайлович не транжирит время детей и другим не советует.
Больные дети - на совести педагога
Только пять-семь процентов детей уходят из школы без установленного диагноза. Остальные имеют патологию. В чем причина: наследственность, экология?
Причина - в школьной технологии, убежден Алексей Михайлович.
- Вы бы могли и сами догадаться, открыв учебник психологии, - говорит он учителям.
Все обучение в школе направлено на левое полушарие. А у нормального ребенка их два. Правое полушарие, связанное с образным восприятием мира, школа вышибает напрочь.
Правда жизни и в том, что если ребенок чего-то хочет, он горы свернет. Образование ему нельзя дать, он может его только взять. Но если желания нет, бейся как рыба об лед, а результата не получишь
.
Десять лет школа держит ребенка в зоне ближайшего развития, которая является, по сути, зоной несамостоятельности. Кого дает школа обществу? Человека инфантильного, для которого родительские погреба всю жизнь служат источником существования. Убили в школе труд. Гипотезу Эльконина о ведущих видах деятельности, не подтвержденную научно, объявили аксиомой и сделали ее определяющей в архитектуре образования на 50 лет.
- Разве не так? - обращается Кушнир к залу.
- Так, - отвечают из зала. - Но ведь вся страна работает. Что изменится, если я одна пойду по другому пути?
- Вы сохраните здоровье 30 детей. Разве этого мало для одного человека? - вопросом отвечает Алексей Михайлович.
Школа,
психология,
Дети