Сегодня пришел черед рассказать об опере . Опять же собираюсь сделать это давно - начала пост после премьеры Онегина, но из-за нехватки времени закончен он не был. Кстати, я уже посетила почти все оперные постановки (остались только 2 оперы Верди ), с балетами я "расправилась "гораздо раньше . Речь идет конечно о нашем Челябинском театре оперы и балета.
В других мне пока побывать не удалось.
Вчерашняя "ТОска" меня просто покорила....У меня появилась вторая любимая опера... Итальянский язык по части "певучести" не имеет конкурентов, там спеть можно любое слово...
Раньше я правда думала что она называется "ТоскА" и казалось будет что-то такое ....тягучее, атмосферное..)
А оказалось эта фамилия главной героини - Флории Тоска,
Изначально, если верить
википедии, эту была пьеса для актрисы Сары Бернар, позже ее увидел композитор Джакомо Пуччини и заинтересовался как сюжетом для новой оперы, либретто. "Пуччини настоял на том, чтобы были убраны все второстепенные детали, сюжет предельно упрощён, а действие максимально ускорено. Претерпел изменения и образ главной героини: из дивы, считавшей грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, Флория Тоска превратилась в талантливую актрису и патриотку Италии."
В трех предложениях. певица Флория влюблена художника Марио Каварадосси, а он, втайне от Флории, помогает укрыться сбежавщему из тюрьмы Анджелотти. По следу беглеца направлен отряд полиции, начальние полиции барон Скарпиа (тоже влюбленный в Тоску), уже подозревая Каварадосси, со свойственным средневековью коварством, через Флорию узнает где они могут скрываться.. Ну и далее моральные и физические муки героев и все умирают.
Да, синопсис вышел пошловатый. но, даже если бы вы прочитали либретто сложилось то же ощущение (либретто, конечно, жанр неблагодарный и сложный (что может быть сложнее чем упростить?)
Но когда вступает музыка, появляются герои, голоса, декорации, все это тебя уже зачаровывает. В операх Пуччини нет увертюр, сразу начинается действие (увертюра - это музыка заиграла, а занавес не поднимается еще минут 10)))
Музыка Джакомо Пуччини она именно певучая, нежная, мелодичная, там нет каких то неожиданных приемов (если можно так выразиться), все согласовано, ты слышишь и голоса и оркестр....
Это один из самых популярных и востребованных оперных композиторов.
Сам Пуччини относился скептически к будущему жанра: «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».
Да это как раз случай нашего времени. Но закончилась как массовая опера, в массу ушла другая музыка, опера стала жанром элитарным. Насчет того, что после Моцарта / Чайковского ничего не создать, - не верю я в это, просто ресурсы и условия другие. Может кто-то и пишет.. Ну вот не умер бы Капитан..
Ну и возвращаюсь к отзыву, эта опера, стала одной из самых любимых. Там нет каких-то скучных мест, все настолько живо и динамично, эмоционально очень насыщенно, что не замечаешь длительности действий. Сюжет настолько напряжен, что даже не возникает мысли отвлечься, и от всего получаешь огромное удовольствие.
И я надеюсь услышать ее еще не раз..
Наталья Даренских - в роли Флории Тоски - редкий красивый тембр драматического сопрано. образ однозначно удался.
Павел Чикановский - в роли Кавараосси - это очень одаренный певец - тенор, кроме превосходного голоса, он еще и очень артистичный.
Сергей Гордеев - барон Скарпиа - барритон, голос отличный, но я его не сразу восприняла в роли злодея.
Небольшой отрывок вам для ознакомления и восхищения,
ария Каварадосси, но в исполнении Франко Корелли (его расцвет был в 50-60 г.г.). Каварадосси осужден на казнь и поет о своей тоске, о жажде жить и любить.
Превосходный объемный голос ну и ...яркая мужская красота - все при нем)) В сети есть и вся опера с его участием.
Click to view
Кстати переслушав несколько вариантов сделала уверенный вывод - если исполнитель не в образе - ария так проникновенно не звучит (наверное концертное исполнение всех опер заметно проигрывает).
А здесь прямо до мурашек пробирает. Еще мне понравилось исполнение
Пласидо Доминго - самое известное, его наверное все слышали, не зная что это за произведение.
------------------------------------------
Евгений Онегин "обновленный"
Меня вполне устраивала старая версия, и когда я узнала что "прежняя версия спектакля морально и физически устарела, ее сняли с репертуара, и решили обновить" первый мысли были: ну вот, за святое взялись...а что еще устарело?...
В том то и весь прикол смысл любой оперы, что она "устарела". разве не так?
Да и что-то милое....аналоговое)))даже лубочное было в той простоте.
Ну и стала ждать, Что они там обновят....Ждать осталось недолго...через месяца четыре уже была премьера, значит все эти нововведения были спланированы давно.
Вот какая тенденция прослеживается в театре, с приходом нового руководства он стал активно развиваться, даже слишком активно.
Только за последний год - три оперных премьеры, а спектакли идут чуть ли не ежедневно, не знаю как артисты и оркестр выдерживают этот ритм.
В прошлом мае мы ходили на "Жанну Д'арк", а уже был и "Фауст" был и вот "Онегин". Оперной труппе уделяют больше внимания - балетных премьер за это время не было.
Добралась и до нашей провинции новомодная
"режиссерская опера" (остроумно прозванная "режопера"). Я очень удивилась, когда увидела интервью с молодой девушкой - московским режиссером важно рассказывающим что она вот она хотела сказать и показать в спектакле "жанна д"Арк".
Думаю, с чего это вдруг интересует всех режиссер,не умалаю его значения конечно и никого не интересуют например солисты, как они строили образ. Так и получается - эпоха див и прим прошла. Их имена знают только покупатели программок, а режиссерами вот немного интересуется и общественность.
Новые концепции, новых трактовки и подача - это вышло на первый план.
Прочитала тут в одном материале, что в Мюнхене спектакль "Риголетто" (это опера Моцарта) "режиссер перенесла на "планету обезьян",
а в другой постановке Онегин и Ленский и вовсе гомосексуалисты…
Любыми путями вызвать интерес и продать билеты..Другого объяснения у меня нет.
Есть какие-то приемы которые могут быть уместны в драме, в опере они пока не смотрятся, а нестандартная сценография отвлекает..
Оперное искусство, конечно, синтетическое, но все же главным должен быть вокал...
Итак снова возвращаюсь к отзыву
Кстати режиссер-- поляк...уж не знаю с чем связан столь необычный выбор...по-моему политика уже до всех сфер жизни добралась. Видимо с тем, что он специализируются на "Е.О.")) Художник-постановщик -итальянец.
Прошел предварительный показ, на который были приглашены какие-то избранные зрители - наутро некоторые из них плевались в комментариях на городском сайте (да и после негативных отзывы были, ну не много, но много их не может быть по определению). Ну я тоже приготовилась к худшему, уж я-то определенно консерватор.
Но все оказалось не так страшно) Можно сказать, что все невинно, могло быть и хуже)
Постановка новаторская, но в наше время она не перенесена, может только очень частично, взаимоотношения Татьяны и Онегина достаточно откровенны. Но все в допустимых пределах...(они как раз на заглавном фото:)
И костюмы соответствую времени и очень хороши, стильные не слишком яркие, позволяющие воспринимать образ, не отвлекающие.
Но вот декорации...
В первом действии сценография мне не очень понравилась - показалась избыточной.. столько всего и сразу и эти березовые стволы, и зеркала, люди.
Столько иллюминации., но все равно - полумрак.. Кое-кому в глаза попадал свет лампы - они подсвечивали эти зеркальные деревья со стороны сцены..
Замысел был хорош, но получилось "тяжеловато", избыточноСейчас уже, готовя это пост, узнала, что это был образ "льда", заледеневшие деревья.
Затем Комната Татьяны - с этими висящими березовыми стволами..похожая на ледяную пещеру или на комнату в космическом корабле с огромным черным иллюминатором.. Все эти серебристые, отражающие материалы смотрятся еще и футуристически, но вот и навели меня на ассоциации.
К счастью во втором действии декорации и обстановка сменились (правда стволы никуда не делись), И здесь мне очень все понравились и танцующие пары, задействованный бильярдный стол и битва на киях, тающие строки романа, спроецированные на закрытый занавес - во время знаменитой арии Ленского- вот эта сцена очень сильная. Затем гибель Ленского, сожалеющая Ольга (вроде по книге их дуэль была тайной)..ну вот это и был долгожданный для большинства момент.
Только декорации льдин показались комичными. Ленский после дуэли падает на эту льдину ..и занавес закрывается..
все фотографии
тут Третье действие происходило в воде, по замыслу режиссеров это "лед растаял" вместе с сердцем Онегина.
Ну вот это элемент шоу..если бы не было никакой воды, то по идее ничего бы спектакль не потерял. Ну да не говорили бы : "вода...о, настоящая вода"
Я против таких вот откровенных "шоу"-приемов, еще бы залили лед и выдали бы всем коньки. (вот вам идея).
Да, привлечение массового зрителя - это деньги но в долгосрочной перспективе ни к чем хорошему эти заискивания с обывателями не приведут.... Конечно, это уже получается мировая проблема - зажравшийся массовый зритель, вкус которого сформирован бесконечными шоу на тв (о, это вообще отдельная тема!)
В общем такое было зрелище) Как вам?
Что касается исполнителей, тот состав, на который ходила я
Мне и правда понравился Онегин - Владимир Боровиков - я специально выбрала фото с ним.. Это - попадание в образ, выглядит очень современно...))Подлец получился восхитительный: бесцеремонный, нагловатый...В этой постановке это было очень в тему!
В прошлом году он смотрелся совсем по-другому, скромнее (он был, если я не путаю..) А здесь, ну его роль..
Татьяна - Гузелья Шахматова - действительно показала настоящую Татьяну - скромную, застенчивую, и вместе с тем очень сильную.
Ленский - Павел Чикановский - он всегда стабильно хорош, в любой роли, здесь у Ленского такой бодренький образ, очень контрастирующий с вальяжным Онегиным. Правда партия ленского в прошлом году мне понравилось больше...или я стала такая уже взыскательная..
Ольга - Анастасия Лепешинская - всегда восхитительна, очень артистична и красива..И голос - восхитителен
еще мне очень понравилась няня, но к сожалению не помню кто пел.
Хор, оркестр - это все как обычно очень хорошо
Иногда мне все мерещилось несовпадение оркестра и партий, списываю все это на волнение исполнителей перед премьерой.
Следующий Онегин будет
4 июня. Правда состав не тот, о котором я написала, я думаю вы не заскучаете)))
если кто-то еще ходил, поделитесь своими мыслями,
Спасибо за внимание.
Хотела еще вкратце рассказать о других операх, но видимо в другой раз..19 июня я еще иду на "Травиату", присоединяйтесь!