Валерий Брюсов (часть 2)

Feb 26, 2016 03:15


Но последний царь вселенной,
Сумрак, сумрак - за меня!
Штрихи к портрету уже положены, пришло время подробной и весьма неординарной биографии.


Валерий Брюсов родился в 13 декабря 1873 году в зажиточной мещанско-купеческой семье. С этого и начинается его противоречивость, купечество - совершенно нехарактерная среда для становления поэта. Родители его были людьми довольно образованными для своего времени.
Большое внимание в семье Брюсовых уделялось формированию атеистическо-материалистическому мировоззрению, поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу.

"Над столом отца постоянно висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан, так сказать с пеленок, в принципах материализма и атеизма. Нечего и говорить, что о религии в нашем доме и помину не было: вера в Бога мне казалась таким же предрассудком, как вера в домовых и русалок"

Мода на атеизм у обывателей в те годы сродни нашей моде на оголтелое православие.
Отец его собрал вполне приличную по тем временам домашнюю библиотеку, и будущий поэт, освоивший грамоту в четыре года, запоем читал книги.
Читал он и французские романы, любимые матерью.
Уже в этом возрасте он пишет прозу - комедию «Лягушка». Первой же публикацией поэта считается «Письмо в редакцию»: рассказ о семейном отдыхе, изданное в детском журнале «Задушевное слово» в 1884 году (в 11 лет).
"Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт» за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора."
Мать - Матрена Александровна Бакулина, женщина "очень добрая, чудаковатая, мастерица плести кружева и играть в преферанс".

Дед Брюсова по линии отца был крепостным у помещика Брюса в Костромской области - так и появилась фамилия. В крепостничестве родился и отец поэта.
В 1859 дед выкупился и приехал в Москву.
"Позднее дед получил "волю" и занялся торговлей, стал купцом и довольно успешным - торговам заморскими "пробками". Отец этих способностей не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А.Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.
В 60-х годах мой отец, раньше учившийся только грамоте у дьячка, поддался общему движению и деятельно занялся самообразованием; одно время был вольнослушателем Петровской Академии. В те же годы отец сблизился с кружками тогдашних революционеров, идеям которых оставался верен до конца жизни", - пишет Брюсов в автобиографии.

Да, сочетание купечества, мещанства и крепостничества весьма нетривиальное.
Этим как полагают и объяснялся его тщеславный и властный характер , и даже не лидерские качества -в традиционном понимании у него их точно не было, а была именно жесткость, желание раболепной преданности, холопства.

Валерий получил хорошее образование, окончив знаменитую гимназию Поливанова. "Учился я сначала в частных гимназиях Москвы (ибо то были годы, при жизни деда, наибольшего благосостояния нашей семьи), потом в Московском университете, курс которого по Историческому отделению Историко-филологического факультета окончил в 1899 г."

Всю жизнь до того самого 1910, когда он переехал в пятикомнатную квартиру, он жил в доме на Цветном бульваре, который купил еще его дед.
Ходасевич вспоминает:
Дом на Цветном бульваре был старый, нескладный, с мезонинами и пристройками, с полутемными комнатами и скрипучими деревянными лестницами. Было в нем зальце, средняя часть которого двумя арками отделялась от боковых. Полукруглые печи примыкали к аркам. В кафелях печей отражались лапчатые тени больших латаний и синева окон.(...)В зале, сбоку, стоял рояль. По стенам - венские стулья. Висели две-три почерневших картины в золотых рамках. Зала служила также столовой. Этот мещанский быт он перенес и  другой дом на Первой Мещанской улице (в 1957 ее переименоали в проспект Мира)
Уже в ранние юношеские годы Валерий Брюсов уседно готовился к "подвигу жизни" и писал автобиографии.
Вот 1889 году уже написана "Автобиография. Материалы для моей биографии" - 7 страниц мелким почерком. Каждая глава снабжена эпиграфом.
Но по содержанию это - детские размышления, рассказы о родных, домашние события, игры.
В 1890 году - в 16 лет- он заводит очередную тетрадку и озаглавнивает ее: "Моя жизнь. Матерьялы для моей биографии. Тетрадь первая."
Эпиграф тоже впечатляющий "Созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес ") Подобных тетрадок 11. Разбиты они на 14 книг.
ну какие могут быть комментарии)
В ранние годы запись ведется ежедневно, но с годами становится реже. В 1907 году начинает "Возрожденный дневник".
В поздние, уже зрелые годы, он стал говорить, что ведет свой дневник на латыни, но возможно это было шуткой - такого дневника никто не
видел.
Впоследствии он и писал повесть "Моя Юность" и издавал "Записки прошлого".

Ни одно движение свое души он не собирался утаивать от потомков. Не то что мемуары, он даже письма свои же издал при жизни. Да, что письма - он при жизни издал даже собрание сочинений с биографией.

Пример записи 1893 года:
"Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!"

В 1898 записал: "Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния"

Сложно предположить откуда у него развилось такое неумное тщеславии и безграничное честолюбие, эта совершенно ницшеанская мания величия.
Это генетическое стремление "всем доказать", или огрехи воспитания?. В жж есть небольшая заметка о том, что в юности у него на самом деле не складывались отношения с другими гимназистами - он был объектом травли, (могу предположить, что не последнюю роль играло происхождение), но воспитание должно было быть либеральным, но это все только гипотезы, я до таких глубин не докопала.

В детстве Валерий "особенно интересовался естественными науками и астрономией. В гимназии всего более увлекался математическими науками, - пристрастие, сохранившееся у меня и поныне. В университете много занимался историей философии.

Владислав Ходасевич, оставивший подробные мемуары о Брюсове вспоминает «В шестнадцатом году (в 43 года!) он мне признавался, что иногда «ради развлечения» решает алгебраические и тригонометрические задачи по старому гимназическому задачнику. Он любил таблицу логарифмов».

Сомневаюсь, что еще хоть один поэт имел слабость к математике. Хотя...Хлебников, ну это особый случай))

И везде и во всем Валерий Брюсов будет применять научный, даже системный подход. Как будто он заменил цифры на слова, и только....

Иногда робко, случайно будет пробиватся его душа.(теплота, сердечность)..мелькнет в стихотворении в письме...но мелькнув, тут же исчезнет.

Все его жизнь с самого рождения создана из противоречий и взаимных исключений: вот сочетал системный подход и творчество, атеизм и спиритизм, блестящую образованность и нрав варвара, отождествлял себя с французскими декадентами, и любил испеченные женой морковные пирожки.
Мне кажется всегда он делал выбор  в сторону "выгодности" той или иной позиции, оценивал как это повлияет и что ему принесет. Отсюда многие его увлечения и принятие большевизма.

Но при все при этом он был и поэтом.

***Первый сборник Брюсова (это все помимо "Русских символистов") выходит в 1895 и называется скромно для дебюта - «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»)..
Почти все стихи - о любви, может быть с него пошли обвинения в эротомании (и кажется он только поддерживал обвинителей, предъявляя в каждом сборнике новое "доказательство").
Современники его раскритиковали, не последнюю роль тут сыграло и название.

Вот первое, достаточно известное..

Моя любовь - палящий полдень Явы,
Как сон разлит смертельный аромат,
Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,
Здесь по стволам свиваются удавы.
И ты вошла в неумолимый сад
....
или
Притворно стыдливо прикроются глазки,
И я расстегну голубые подвязки,

или

Наблюдаю в мерцаньи колен изваянья, беломраморность
бедер, оттенки волос…
А дымящее пламя взвивается в вихре и сливает тела
в разноцветный хаос.

ну или вообще "Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,"
но некоторые мне понравились "Здесь, в гостиной полутемной/Под навесом кисеи" или

....ну по-моем недостаточно для признания эротоманом, а в наши дни это и вовсе читается невинно. Также в дневнике есть моменты о желании близости, и об обретении опыта с проституткой. Но это написано в этой статье. и вроде бы взято из достоверных источников. Но все равно, не вижу я в этом ничего особенного для того времени. Примечательно это лишь тем, что он скрупулезно это все описывал.



Следующий сборник тоже с экзотическим названием - «Me eum esse» - «Это я» - 1897 год.
"Моя будущая книга "Это я" - будет насмешкой надо всем человеческим родом" - записано в дневнике - "В ней не будет ни одного здравого слова,  -и конечно у нее найдутся поклонники." Автор был очень уязвлен критикой первого сборника "Шедевры": "Глупец! Я вздумал писать серьезно!"
Здесь уже хрестоматийный

Юноша бледный со взором горящим,
Три совета..
Первый прими: не живи настоящим,
..Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

По-моему он их соблюдал) Да он жил с настоящим, но все на перспективу, а уж ради искусства был готов...почти на все.
Он и в дневнике в то время записал: "Если можешь идти впереди века; если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века, хотя бы даже он шел назад."

Возможно позже, он отступил от своих заветов, но...такое уж тогда настало время....
у него есть еще стих с советами юношеству:

"Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь."
"Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,"

предельно искренно на самом деледа тут уже по части эротомании все обостряется

Едва ли ей было четырнадцать лет -
Так задумчиво гасли линии бюста.
О, как ей не шел пунцовый цвет,
Символ страстного чувства
Да. идет конечно этот мотив стабильно, но...он не единственный.

В его стихах много - и гораздо больше - и одиночества и непонятости (стандартная тема поэзии), рассуждений о судьбе эпохи, очень много взято из древнегреческой/римской  мифологии и античной культуры, темы о приоритете искусства, много размышлений о роли города, о городе будущего, у него и сборник так называется "граду и миру", даже о науке есть... "Мир электрона" или "Высь, ширь, глубь. Лишь три координаты." - ну кто еще такое напишет)

Но чаще всего все мотивы пересекаются в одном сборнике и вызывают недоумение.

* * *


Кстати в том же 1897 Валерий Брюсов женится - один раз и на всю жизнь на Иоанне (Жанне) Рунт - она работала в семье Брюсовых гувернанткой для младших сестер. По воспоминаниям соременников это была женщина милая, застенчивая, ничем особо не примечательная. Гиппиус назвала ее "необыкновенно обыкновенной". Она всю жизнь посвятила служению мужу, всегда с уважением и вниманием относилась к его делу, и вообще была ближайшим помощником, после смерти поэта она же занималась архивом и публикацией произведения, в том числе и дневника. Это как раз тип женщины -спутницы. О каких-то ее скандалах, упреках  и совсем небеспочвенной ревности нигде не упоминается.

Но на самом деле и до и после Иоанны женщин было достаточно, и у всех у них была печальная судьба. Но о них тоже позже.

*****

Все его сборники отличает прежде всего количество стихов. Они - огромные. И - даже в одном сборнике- совершенно разные, он пробует разные тематики, рифмы, формы.
И очень, очень старается.
Одно время он регулярно с 8 до 11 писал стихи, считая, что вдохновение приходит во время работы.(хотя не помню чтобы он употреблял это слово)...
Работа, работа...- вот любимое слово Валерия Брюсова. Именно в такой формулировке.

Это и
Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопата и кирка!

"Работать, писать, думать, изучать", За работу, работа не ждет! "Прочь чувство - здравствуй мысль."
"Писал с утра до вечера", ""Пишу весь день" "Работа укрепляет", такие записи появляются в ежедневники регулярно.
В письмах встречается "работал 15 часов"

И вот это то, что меня восхищает. его трудолюбие было невероятным. Понимая (но никому не показывая), что он не Моцарт, он в этом плане стал добросовестным Сальери.
Хотя с другой стороны, он работал по призванию, из чистого энтузиазма... Это было не внешне принуждение, именно поэтом утакой мощный результат.

Я больше чем уверена - ни один поэт серебряного века не написал больше стихов. Он их "вымучивал", "высиживал", складывал, готовил как в пробирке, попутно разрабатывая теории стихосложения. Он как раз-таки "гармонию алгеброй проверял" , но гармония такого не потрепела и асталась одна алгебра....
Легкости, романтизма в нем не было. И это очень заметно.

Разбирал и античных поэтов, и французов и многих других - формы, ритмы, размеры, ударения. Да он даже издал учебник стихосложения!
Кстати вот он - "ремесло поэта", и ведь название говорит само за себя, но все же в первых же строках сказано;

"Способность к художественному творчеству есть прирожденный дар ... эту способность можно и должно развивать, но приобрести ее никакими стараниями, никаким учением нельзя.... Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил. Каждый, или почти каждый, за редкими исключениями, может, если приложит достаточно стараний, научиться стихотворству и достигнуть того, что будет писать вполне гладкие и «красивые», «звучные» стихи. Но такие стихи не всегда - поэзия."


Но видимо себя он причислял к даровитым: "Мучительный дар даровали мне боги", но далеко не все современники разделяли такое мнение.
Возможно, надо было ему писать меньше. или издавать меньше, больше смаковать (вряд ли такое слово было в его лексике), растягивать.

Эти огромные его сборники рассеивают внимание. Он будто щеголяет перед читателем: и так я могу и этак, и вот так...Разные рифмы, тематики, размеры, формы...Тут и академичность в стиле золотого века, и попытки авангарда, и нелепые городские романсы, и любовная лирика.

Это можно сравнить с музыкальным альбомом (хотя и эта категория устарела, но все же) - представьте, что в альбоме любимого исполнителя  не 12-15 песен, а 45 , ну решил он показать все на что способен, не принимая во внимание концепцию и шли бы эти песни подряд и каждая минут по 10, Вот такое же ощущения от большинства сборников Брюсова.

Хорошие стихи есть, но  есть и откровенно "высиженные", графоманские. И идут они сплошным потоком.... особенно это характерно для Urbi et orbe (он так и написал в письме: "они дали все что было во мне"), хотя этот сборник считается наиболее успешным.
Все же поэзия тоже такой жанр, где и паузы...и пустота листа между строф имеют значение.

Но после сборника Στεφανος -(Стефанос - "венок" по-гречески),вышедшего в 1906   он в письме к Нине Петровской (это главная любовь всей его жизни, и до нее я еще дойду) признает что "исписался":

"Венок" завершил мою поэзию, надев на нее воистину "венок". Творить дальше в том же духе значило бы повторяться, перепевать самого себя. "
Следующий сборник все напевы вышел в 1909, но он был уже очевидно слабее, и стихотворений в нем было гораздо меньше).
вот это название "Все напевы" - подошло бы почти ко всем сборникам, ну кроме может самого первого.

Но кроме стихов он проводил и другую колоссальную работу: писал прозу, критические и публичистические статьи, драмы, проводил разборы стихов молодых поэтов (ну к "начинающим" он относил и состоявшихся на тот момент Блока и Белого, недооценивал очень многих своих ровесников).

Да авторитет у него был: да ее какой, это факт! Но основан он был отнюдь не на творческом превосходстве, а как бы мы сказали на пиаре - на умелой самопрезентации и манере поведения, но и конечно играло роль его руководство издательством "Скорпион" и журналом "Весы" - главными рупорами символистов.

Занимался переводами. В одной передаче сказали, что он знал 20 языков, это вполне могло быть правдой, но десяток знал точно, это и латынь с древнегреческим, и английский, немецкий, испанский, итальянский, французский. Знал и переводил с них.

Особо значимы его переводы французских символистов,  Ромена Роллана, драматурга Мориса Метерлинка, Виктора Гюго, Расина, Мольера, Байрона, Эдгара По, Уайльда, Вергилия и других авторов античности.
Также он перевел "Фауста" Гете (представляете себе объем!)Перевел много армянской поэзии, в Армении чтят его память и даже назвали его именем университет.

Брюсов считается теоретиком перевода и здесь он действительно был очень успешен и признан.
Был блестящим знакотом истории античности и средневековья.
На вопрос: "Что более всего интересно в современности?", он эпатажно отвечал: "История Древнего Рима"

В статье из прошлого поста был отрывок  "в чем я считаю себя специалистом", начинается он с того, что  "в наши дни нельзя быть энциклопедистом" - идет перечисление широчайших знаний чуть ли не на страницу...и ведь много не назвал.

Я не знаю, как ему все это удавалось.. "Провожу за письменным столом 15-16 часов"
.Это действительно мощный интеллект, невероятная работоспособность и...вера в свое предназначение.

Да, он даже марки собирал "специализировался он на марках колоний европейских государств", и под конец жизни стал председателем общества филателистов (ну он тогда много где председательствовал).

А сколько всего он читал и изучал.. Я не знаю как можно все это вместить в одну жизнь..
И всегда было мало: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды знания, которая сжигает меня. Я готов плакать, когда думаю о том, чего я не знаю».

Но,  он слишком много работал для того, чтобы быть принятым всерьез...

Марина Цветаева, таившая на него обиду (далеко не она одна) с издевкой назвала его Героем Труда СССР, И даже написала свои воспоминания.о Брюсове с тем же названием.

***

Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья,
И господа и дьявола хочу прославить я

Еще странное противоречивое увлечение Брюсова - спиритизм, он был практикующим медиумом - так это назыалось.
Он "занимался оккультизмом, спиритизмом, черною  магией,не веруя, вероятно, во все это по существу, но веруя в самые  занятия,  как  в жест,  выражающий  определенное  душевное  движение.".

Опять же из мемуаров Владислава Ходасечива: "В начале девятисотых годов, по почину Брюсова, устраивались спиритические сеансы. Я был на одном из последних, в начале 1905 г. Было темно и скучно. Когда расходились, Валерий Яковлевич сказал:

- Спиритические силы со временем будут изучены и, может быть, даже найдут себе применение в технике, подобно пару и электричеству.
Впрочем, к этому времени его увлечение спиритизмом остыло,".
Спиритизм - медиумизм- в начале века был очень популярен на светских тусовках. Тогда же издавался первый эзотерический журнал "Ребус", одним из авторов которого был Брюсов. И надо полагать, что у спиритизма не было такого флёра, какой есть у сегодняшней эзотерики, это было достаточно "элитарное" времяпрепровождение.

И для В.Я. - это был один из способов создать имидж, вызвать уважение и власть, поддержать авторитет, охватить "неохваченных" его звериным обаянием. Тех, кого не мог покорить литературой - покорял таинственностью.  "Дневники того же Валерия Брюсова полны записей о том, как он с кем-то целовался во время подобных сеансов и даже делал иные, еще более рискованные вещи." - но это только цитаты из статьи, может и правда записи есть)

В той же заметке "в чем я являюсь специалистом" он небрежно перечисляет: "знаю магию, знаю оккультизм, знаю спиритизм, осведомлен в алхимии, астрологии, теософии."  Но это все мало сочетается с атеизмом, тогда уж его следует назвать его агностиком.

*****продолжение следует,  и, вероятно, некоторая редактура...

литература, валерий брюсов

Previous post Next post
Up