Государственный центр исследований экономики Китая выпустил официальный «Доклад о экономическом развитии госпредприятий за 2019 году». В отчете обобщена история развития государственной экономики Китая, начиная с 2012 года (18-ый съезд КПК). Данные показывают, что ряд крупных государственных экономических реформ, таких как реформа перехода к смешанной собственности, достигли положительных результатов.
(Поясню, что такое реформа перехода к смешанной собственности, как мне это объяснили китайские граждане. Состоит она в продаже части акций госпредприятий частным юрлицам, при сохранении в собственности государства контрольного пакета (не менее 51%). Таким образом, в совете директоров появляются частные инвесторы, которые принимают участие в управлении госпредприятием, что и вызвало, согласно докладу, приумножение капиталов госсектора.)
В последние годы в результате реорганизации системы управления финансами госпредприятий и самих госпредприятий был достигнут значительный прогресс в размещении экономики госсектора (имеется ввиду размещение госсредств по секторам экономики) и в их структурной перестройке. Рассмотрим по отраслям: начиная с 18-го съезда КПК доля государственной экономики в первичном секторе экономики (сельское хозяйство) составила менее 1%. Госсредства сконцентрированы в основном во вторичном (промышленность, строительство) и третичном секторе (сфера услуг): 32% всех госактивов находятся в госпредприятиях вторичного сектора. Но с 2013 года они демонстрируют тенденцию к постепенному сокращению. Около 64% активов госпредприятий вложены в третичный сектор и постепенно увеличивают свою долю в третичном секторе.
Госпредприятия вошли в стадию глубокой интеграции с рыночной экономикой, завершив реформу корпоративной системы. Блок предприятий уровня центрального подчинения (, финансируемые и управляемые Госсоветом КНР, такие как крупнейшие энергетические, угольные военно-промышленные предприятия и др., всего их 96) и более 2600 дочерних народных предприятий претерпели корпоративную реформу, осуществив исторический прорыв. Реформа смешанной формы собственности стала важным прорывом в корпоративной реформе госпредприятий. В настоящее время две трети предприятий центрального подчинения уже сумели привлечь вложения различных видов общественного капитала, а доля предприятий со смешанной формой собственности в различных провинциях достигла 49%.
Ли Чжэн, директор Государственного центра экономических исследований Китая заявил, что по состоянию на 2019 год 70% предприятий центрального подчинения перешли в смешанную форму собственности. С 2012 года их доля увеличилась на 20%. 70% предприятий, перешедших в смешанную форму собственности, значительно увеличили свои доходы, что говорит о положительном влиянии реформы.
Для ускорения реформы и в целях формирования более гибкого рыночного корпоративного механизма управления в 2017 году на сайте Комитета по контролю и управлению государственным имуществом КНР (ККУГИ КНР) был опубликован «План осуществления корпоративной реформы предприятий центрального подчинения» (далее План), разработанный Руководящей группой по вопросам реформирования ЦК
ссылка. Согласно реестру «Промпредриятий всенародной собственности», все предприятия центрального подчинения, управляемые ККУГИ КНР (кроме финансовых организаций КПК и учреждений культуры) переходят в форму собственности ООО или АО в порядке, учрежденном «Законом Китайской Народной Республики "О компаниях"».
Согласно «Плану» усиленная работа по противодействию растраты госимущества является неотъемлемой основой работы в процессе реформы, на особом контроле строгое соблюдение законов по реструктуризации. Знакомый китаец так прокомментировал это положение «Плана»: «противодействие растраты госимущества» означает противодействие приватизации народных предприятий по копеечным ценам, как это случилось после распада СССР.