БУДАПЕШТ

Jan 30, 2017 13:40

Станции метро Fővám tér и Szent Gellért tér

Структура станций-близнецов по двум берегам Дуная базируется на многослойной «сетке» бетонных опор, которые работают, как кости в скелетной системе. Эскалаторы проходят прямо сквозь нее - таким образом обыденный подъем или спуск в метро превращается в незабываемое пространственное переживание.



Четвертую по счету ветку будапештского метро M4, которая должна была соединить исторический центр в левобережном Пеште со спальными районами правобережной Буды, задумали еще в 70-е. Но строительство стартовало лишь в 2006 году, а в 2003-м был проведен конкурс: за 30 лет подход к проектированию метро кардинально изменился. Задание предписывало уделить больше внимания архитектуре подземных пространств. В итоге к работе над новыми станциями привлекли пять бюро, «зона ответственности» была у каждого своя, но общий дизайн-код они разработали вместе.



Sporaarchitects достались две станции, фланкирующие подводный участок пути между левым берегом Дуная и правым. Чтобы обыграть эту зеркальную позицию станций, архитекторы сделали их практически идентичными.

Дизайн-код предписывал обеспечить доступ естественного света на максимальную глубину, приоритет в выборе материалов отдавался бетону, стеклу и стали. Ради ощущения простора и целостности объемов высоту сводов, по сравнению с первоначальными решениями, увеличили и везде, где было возможно, избавились от колонн. В едином ключе также следовало выполнить инфографику и рекламные площади.

Структурно каждая состоит из двух частей - вертикального бокса с рифлеными бетонными стенами и прямоугольной платформы. Стены боксов поддерживают мощные балки из неотделанного армированного бетона. На каждом уровне балки перекрещиваются индивидуальным, якобы случайным образом, образуя многослойную сеть прихотливого плетения.

На поверхности над «Фёвам тер» сооружены фонари кристаллической формы, сквозь которые на платформу проникает естественный свет. Пропущенный через бетонную паутину, он создает удивительные графические эффекты. Рисунку балочных перекрестий вторят и длинные, узкие потолочные светильники.

Над «Геллерт тер» нет световых фонарей, и балки подсвечены мощными прожекторами. Зато вход в станцию отмечен ломаной бетонной лентой. С одной стороны она заканчивается альтернативным «проводником света» - прозрачной шахтой лифта, а с другой - павильоном над лестницей, ведущей в вестибюль.

Вестибюли обеих станций обшиты панелями из кортен-стали, а вот структура и отделка платформ отличаются. Секции подземного пространства «Фёвам тер» пропорциональны квартальной сетке улиц Пешта, сложившейся в XIX веке. В то время как существенная часть платформы и путей «Геллерт тер» перекрыта цилиндрическими сводами, поддержанными двумя рядами пилонов, а опоры и потолок покрывает мозаичный узор, созданный художником Тамашем Комороцки.

Станция "Фёвам тер"























Станция "Сент Геллерт Тер"





























Текст: arch:speech
Фото: Tamás Bujnovszky, Sporaarchitects

Европа, Будапешт

Previous post Next post
Up