История расставляет акценты безошибочно. Один из примеров - оценка деятельности Сталина. Чаще вспоминают ГУЛАГ, реже - масштабы индустриализации. Однако советская индустриализация вошла в западные учебники по экономике.
И если отбросить идеологические пассажи, то в этих учебниках темпы сталинской индустриализации признаны рекордными, несравнимыми ни с одним экономическим «чудом» по эффективности вложений в условиях экономической блокады и низкого стартового уровня.
В конце жизни Сталин обратился к проблеме отсутствия объективных теоретических знаний об экономике социализма. Его размышления в последней работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (февраль 1952 г.) задают тон к переосмыслению политэкономической теории.
Некоторые историки в процессе осмысления судьбы СССР и социализма, приходят к выводу, что именно Великая Отечественная война унесла множество интеллектуалов, которые могли бы повернуть теорию политэкономии так, чтобы в полной мере отразить преимущества и недостатки экономики государства без института частной собственности на средства производства. Как сказал в марте 1953 года сам Иосиф Сталин: - «Без теории нам смерть!»
Государство - важнее партийных принципов
Отвергнув сослагательное наклонение, нетерпимое историей, можно обратиться к фактам. Являясь «старым большевиком» Сталин отступал регулярно от догматов марксизма, когда дело касалось укрепления государственности.
Один из таких отверженных догматов гласил, что коммунизм возможен только в глобальном масштабе. Сталин доказывал - построение социализма в отдельно взятом государстве возможно.
Знаменитое изречение Исаака Дойчера о российских сохе и атомном реакторе, слишком фигурально для осознания реальной тяжести экономического положения России в начале двадцатых годов. К тому времени к жесткой кредитной зависимости царской России от западного капитала прибавилась разруха Первой мировой войны и последовавшая Гражданская война с разгулом иностранной интервенции. Введенная в 1921 году политика НЭПа через экономическую либерализацию направила скудные экономические ресурсы страны на рост потребления в ущерб укреплению производственного базиса экономики в целом.
Новая модель экономики
Сталинская практичность в экономической сфере проявилась в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Пятилетние планы при Сталине служили основой для конкретизации целей экономического планирования в целом и развития индустриализации в частности. Экономисты отмечают, что в те годы развитие ускорилось не только в сфере промышленности, но и в других отраслях. Главное, что удалось решить в короткие сроки - внедрение новых методов управления предприятиями, отраслями, межотраслевыми институтами. Так оформлялась новая экономическая модель.
Внедрение новой модели помогло решить две главных задачи, стоявших перед страной: обеспечение экономической самодостаточности и построение индустриальной базы для оборонной промышленности. Обе задачи были выполнены к 1941 году.
Помимо чисто экономической стороны развития страны, когда было построено 9 тысяч крупных предприятий только до 1941 года, решалась задача социального строительства.
Сумасшедший рост экономики
С 1929 по 1956 годы, в период развития экономики по «сталинским принципам», было построено больше трехсот новых городов. Каждый город обладал полным набором инфраструктурных и социальных признаков. Вместе с производственными предприятиями возводился жилищный фонд, предприятия ЖКХ, дороги. Все здания по мере возможности обеспечивалось инженерными системами водоснабжения, водоотведения, отопления. Функционировал общественный транспорт, магазины. В каждом городе налаживалась система здравоохранения, строились детские сады и школы, кинотеатры, театры, библиотеки и многое другое.
В этот период (с 1929 по 1956 год) экономика СССР выросла в 20 раз! Ни одна другая страна не достигла и близко подобных показателей. Экономика стран Запада за этот же период выросла в среднем в 2 раза
Высокие темпы промышленного и социального строительства сопровождались мощной идеологической поддержкой. Следовало объяснить людям необходимость тяжелого труда. Впрочем, система блокады советской экономики, выстраиваемая на протяжении многих лет западными странами, только добавляла ясности в восприятии населением СССР главных целей индустриального рывка.
Санкции со стороны Запада
Экономические блокады и санкции, организованные для «советов» с 1920-х годов, показали необходимость перехода страны к «самообеспечивающей» экономике.
Доступ к технологиям и кредитам был перекрыт пресловутым «железным занавесом», опущенным западными странами. После объявления «золотой блокады» в 1925 году правительство СССР столкнулось с продовольственным кризисом, так как остававшееся внутри страны зерно теперь понадобилось, в числе прочих продовольственных ресурсов, для расчетов по импортным контрактам.
Впрочем, Великая депрессия сделала западный капитал более лояльным к вложениям в советские стройки. К началу сороковых годов доля необходимого для страны импорта незаменимых товаров составила около 1%. Этим объясняется малая заинтересованность сталинской экономики в расширении экспортной составляющей.
Этапы Сталинской индустриализации
Планирование сталинской индустриализации можно представить в виде трех этапов.
Создание базы для развитой промышленности - строительство предприятий «первого передела» в металлургии, развитие электроэнергетики, цементных заводов, крупнотоннажных химических производств (первая пятилетка).
Создание сети промышленных предприятий машиностроения, станкостроения (вторая пятилетка).
Создание высокотехнологичных производств в оружейной промышленности, химической, фармацевтической (третья пятилетка).
Посмотрите на этот график. Теперь понятно, почему И. Сталин стал врагом для Западного мира № 1?
Экономика выстояла в период войны
Вторая мировая война показала высокую живучесть экономики мобилизационного автаркического типа, выстроенной под руководством Сталина за полтора десятилетия. Строительство предприятий-дублеров, объясняемое большими российскими расстояниями, пригодилось для массовой эвакуации промышленного потенциала за Урал в начале войны.
Столь масштабной эвакуации в экстремальных условиях за кратчайшие сроки ни одна экономика в мире не переживала.
Послевоенные темпы
Послевоенные темпы восстановления уже не позволяли маскировать преимущества советской сталинской экономики на международном уровне.
Поскольку все европейские страны восстанавливать свою промышленность и инфраструктуру начали одновременно, то завершение в СССР периода восстановления к концу 1940-х годов, видимое всему миру, обнаруживало серьезные проблемы экономического потенциала стран Запада.
Экономическое «соревнование двух систем» началось. На первом этапе советская экономика лидировала. Только План Маршалла, при котором на «антикоммунистических» условиях США инвестировали в экономику Европы миллиарды долларов, ускорил восстановление западной экономики.
Снижение цен
Одним из «народных» признаков сталинской экономики являлось планомерное снижение потребительских цен. Знаменитые «сталинские снижения цен» прекратились после его смерти. Экономисты отмечают, что подобная ценовая политика не носила популистский характер, не строилась на субсидировании из госбюджета.
Документы показывают прямую связь снижения розничных потребительских цен со снижением себестоимости производства, характеризуя советскую экономику как «противозатратную». Экономическую инициативу трудящихся выражала популярность среди всех возрастных категорий массового движения «Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов». В иные периоды фиксировалась выдача 5-6 миллионов документов об изобретениях ежегодно.
Факторы Сталинской экономики
Сталинская экономика с ее мобилизационным характером в полную силу использовала три главных фактора производственного потенциала: капитал (средства производства), ресурсы материальные и ресурсы трудовые. Отсутствие частной собственности на средства производства особое значение придавало фактору рабочей силы. Труд, как источник стоимости, был идеологизирован в полной мере, что делало его инструментом социального контроля в условиях социалистического общества. Праздность в любом виде считалась недопустимой и убыточной для экономики.
Упор на образование
Опора экономики социализма на человека труда, как на главный фактор производства, требовала постоянного совершенствования образования.
Практическая ценность образовательных технологий ставилась во главу угла. Интенсивность профессиональной подготовки кадров была высокой, но никогда не была узконаправленной. Расширение кругозора поощрялось и культивировалось. Инициатива и активность выдвигали на руководящие посты в экономике выдающихся людей, чей профессионализм пользовался авторитетом у подчиненных.
Внешняя торговля
Еще одной типичной для сталинской экономики чертой была государственная монополия внешней торговли. При Министерстве внешней торговли СССР в 1950-е годы существовало около 50 внешнеторговых объединений, с соответствующей специализацией по товарной номенклатуре, стране-импортеру. Все поставки зарубежной продукции проходили через такие объединения, которые формально считались, для западных партнеров, акционерными обществами со стопроцентным участием советского государства.
Ученые-экономисты и историки считают, что впервые о государственной монополии на внешнюю торговлю заговорил В. И. Ленин в 1917 году. До этого теоретические изыскания в экономической сфере ни в царской России, ни на Западе не использовали такого понятия.
В феврале 1918 года особый декрет советского правительства закрыл внешнеторговые операции для частных предприятий. Негодование западного делового сообщества ярко выразилось в 1922 году на Генуэзской международной конференции по экономическим и финансовым вопросам, когда РСФСР получила почти ультимативные требования об отмене госмонополии на внешнеторговые сделки.
Ленин выразил главную идею противостояния европейских стран с советским государством: экономическая война означает войну политическую со всеми вытекающими последствиями. Большинство оппонентов Ленина в вопросах внешнеторговой госмонополии (Н. И. Бухарин, экономист Н. Д. Кондратьев и др.), как показало время, имели слабое представление о накале политического противостояния молодого советского государства со странами-лидерами западного мира.
Снизив до минимального уровня финансово-кредитное влияние западного капитала на экономику СССР, советское руководство сумело сохранить на долгие десятилетия независимость во внешней политике. В 1987 году внешнеторговая государственная монополия в СССР была отменена.
Народное хозяйство
Вся сталинская экономика создавалась для развития единого народнохозяйственного комплекса на территории СССР. Правительство и население были объединены общими целями. Часть из них касалась обороны, но значительная доля интересов была направлена на рост благосостояния. В связи с этим Госплан СССР (Государственный плановый комитет), являясь общесоюзным органом, следил за сохранением межотраслевого баланса экономики. Положительные стороны этого баланса проявлялись в огромной устойчивости экономического потенциала. С другой стороны, эффективность баланса сохраняется только при условии обязательного централизованного управления. Как показало дальнейшее развитие экономики, формат централизованного планирования нуждается поддержке вычислительными мощностями. Просчеты в планировании нарастали год от года.
В то же время, единый центр управления экономикой СССР изначально был политизирован, что неизбежно в условиях предвоенного, военного противостояния и последовавшей холодной войны. При отсутствии ясной политической доктрины после 1953 года, центральное управление советской «экономической машиной» стало подвержено влиянию сиюминутной политической конъюнктуры. Чаще всего источником этого влияния становились идеологические и политические провокации стран Запада. Колеблющийся «центр управления экономикой» негативно влиял на всю экономическую составляющую социалистического строя.
Смерть Сталина и омертвление экономики социализма
После XX съезда КПСС новое руководство СССР решило отойти от сталинских принципов в экономике. Идеологическая подоплека смены экономической парадигмы социалистического строительства была выражена в секретном «антисталинском» докладе Н. Хрущева 1956 года. Доклад с «развенчанием культа личности» нанес сокрушительный удар по коммунистическим идеям во всем мире. От итальянских коммунистов в Европе до Мао Цзэдуна в Китае прокатилась волна негодования против «предательства» советским правительством идеалов построения общества будущего.
Программа КПСС
Спустя несколько лет после смерти Сталина в СССР принимается Третья Программа КПСС. В документе открыто провозглашалось следование принципам экономического развития, направленным на рост материального благосостояния народа.
Все строительство коммунизма в СССР и странах соцлагеря должно было с 1961 года опираться на принцип материальной заинтересованности. Так, по мнению некоторых экономистов и политологов, строительство коммунизма было приравнено к целям любого капиталистического общества - рост материальной составляющей.
Это явилось началом разрушения социалистического общества и социалистической идеи изнутри. Отныне без материального стимула движение в любой социальной сфере признавалось неэффективным, что наталкивало на поиски методов, сходных с обычным капиталистическим производством: прибыльности, рентабельности, доходности.
Развитие отрасли ЭВМ в СССР, теоретические труды выдающегося кибернетика академика АН СССР В. М. Глушкова, предоставили возможность Госплану СССР начать менять систему планирования, выводить ее на новый уровень эффективности.
Ошибки в планировании
К сожалению, человеческий фактор, связанный с властью партийной и производственной номенклатуры в советском государственном аппарате, не допустил ЭВМ к планированию в должной мере. Оказавшись перед дилеммой «планировать самим или довериться машине» чиновники отдали предпочтение первому, желая сохранить собственное влияние и востребованность. Поскольку к 1960-м годам персонализированная ответственность чиновников за «просчеты и промахи» значительно ослабла, то снизилась и заинтересованность аппарата Госплана избегать ошибок на всех уровнях планирования.
Так сталинские основы экономического строительства были лишены технологической поддержки в сфере планирования и централизованного управления.
Начиная с 1960-х годов, лишенные идеологической опоры в методах поддержки человеческого потенциала, принципы сталинской экономики стали медленно терять эффективность. После отмены госмонополии на внешнюю торговлю в 1987 году, все основные принципы социалистической экономики перестали соответствовать главным идеологические догмам социалистического строительства.
источник