память о Суслове

Sep 26, 2019 19:43

Александр Яковлев очень много и охотно вспоминал о Суслове. Сам Яковлев  долгие годы работал в ЦК КПСС под началом «серого кардинала», но как известно с 1973 году был послом СССР в Канаде. Свое глубокое уважение и вероятно даже восхищение к Суслову сохранил до самого конца.



Яковлев с уважением, если не восхищением вспоминает о Суслове

«Власть у него была несусветная. На политбюро ходили как на праздник. Там ничего не случалось: хихоньки и хахоньки, Брежнева заведут, и он давай про молодость и про охоту рассказывать. А на секретариатах Суслов обрывал любого, кто на миллиметр отклонялся в сторону от темы:
"Вы по существу докладывайте, товарищ".
Когда Суслов был в отъезде, за него секретариаты вел Андрей Павлович Кириленко. Так Суслов, возвращаясь, первым делом отменял скопом все решения, принятые без него.
Он был очень самостоятельным в принятии решений на секретариате. Ни с кем не советуясь, объявлял: "Решать будем так!" Когда некоторые хитрецы говорили, что другое решение согласовано с Брежневым, отмахивался и отвечал: "Я договорюсь". А боялись его прежде всего потому, что кадровые решения он принимал очень резко.
Он как-то смотрел по телевизору хоккей и увидел, что команде-победительнице вручили в награду телевизор. На другой день был снят с работы директор телевизионного завода. Суслов спросил: "Он что, свой собственный телевизор отдал?" И все.»

Вспоминал он такой случай:
«Комсомольская правда',в самом конце 60-х опубликовала статью о Солянике, которая сделала бы честь любому изданию времен перестройки. Соляник был фигурой. Ногой открывал двери кабинетов членов Политбюро, а на Украине вообще был царем и богом. Он был руководителем китобойной флотилии. Начался страшный крик: обидели выдающегося человека, героя труда и т. д.
Чтобы вы оценили масштаб скандала, могу сказать, что, когда обсуждался этот вопрос, на секретариат ЦК единственный раз за время своего руководства партией пришел Брежнев. Суслов хотел уступить ему председательское место, но он сел по правую руку от Суслова. Начались выступления. Секретари ЦК и другие присутствующие набросились на газету и отдел пропаганды ЦК, который я возглавлял.
       Последним выступал Шелепин. Он с ходу обострил вопрос. 'Я,- говорит,- не пойму: если факты не верны, давайте снимать с работы главного редактора газеты и заведующего отделом пропаганды. Ну а если факты верны?' Вы бы видели, как у всех изменились лица. Воцарилась абсолютная тишина. Все смотрели на Брежнева и Суслова.
Не знали - нужно возмущаться выступлением Шелепина или его одобрять. Суслов наклоняется к уху Брежнева и что-то ему говорит.
Видимо, предлагает выступить. Тот отрицательно мотает головой. И вдруг Суслов сухим, монотонным голосом заявляет: 'Правильно товарищи говорят, товарища Соляника нужно наказывать'. Это было чисто сусловское византийство. Никто ведь об этом ничего не говорил. 'Исключать из партии Соляника,- говорит,- наверное, не надо, это правильно товарищи говорят, но наказать следует'".



Михаил Суслов с Иосифом Сталиным -- на этом фото человек создавший СССР сидит с человеком, который выдвинет к власти его могильщика Горбачева



На фото С. Буденный, М. Суслов, Н. Хрущев, А. Микоян, Г. Маленков, Л. Берия, Н. Булганин







Михаил Суслов и Мао Цзэдун















Михаил Суслов с первым секретарем Московского горкома КПСС Виктором Гришиным

Далее  вспоминал такой случай:
« Звонит мне как-то Московский, главный редактор "Советской России", и говорит: "Собираюсь о бардах статью напечатать. Разлагают молодежь, сеют мелкобуржуазные настроения. Высоцкий тот же". Меня это насторожило. "Пришлите,- говорю,- мне эту статью". Прочитал. Хулиганская статья.
Звоню Московскому: "Нет, я вам не советую ее печатать. Вы орган ЦК КПСС. Пусть какая-нибудь 'Культура' или журнал какой-нибудь в порядке дискуссии этими вопросами занимаются. Несолидно партийной газете заниматься бардами". Через четыре дня статья публикуется. Ну, меня тут завело. Пишу записку. Оказывается, Московский после разговора со мной, исполняющим обязанности заведующего отделом пропаганды ЦК, позвонил в больницу моему заместителю Дмитруку и согласовал вопрос с ним. Суслов, узнав об этом, выносит вопрос на секретариат.
На заседании его все тянули к содержанию статьи. А он отмахивался, хотя, я уверен, был согласен с ней на сто процентов. "Товарищ Дмитрук, где вы находились?". Тот отвечает: "В больнице". "Так почему вы вместо того, чтобы лечиться, руководили отделом? - спрашивает Суслов. - У нас есть кому руководить отделом. Нет, вам нельзя в ЦК работать".
Переходит к Московскому: "Вам, товарищ Московский, руководитель отдела не советовал печатать эту статью? Это что же за понимание партийной дисциплины?" И закатил лекцию о ленинских нормах партийной дисциплины. А через месяц освободили от работы и Московского.»

Вспоминал Яковлев как Суслов спас его от Андропова:
« Когда из Канады в мою бытность послом выдворили советских шпионов, Андропов вынес вопрос обо мне на политбюро. Встал и начал говорить о том, что громкое выдворение произошло по моей вине, из-за моих слабых контактов с канадским руководством. И что нужно решать кадровый вопрос - отзывать меня.
Вдруг Суслов говорит: "Товарища Яковлева не КГБ назначал послом в Канаде".
Андропов посерел и сел. Брежнев усмехнулся и сказал: "Переходим к следующему вопросу".»

Это свое отношение к Суслову Яковлев перенес на политику "перестройки", когда в эпоху грянувшей гласности начали обливать грязью или вытаскивать достоверный компромат на обозрение широкой публики. Очень много грязи вылили на брежневское руководство,  обвиняли семью генсека, его окружение, но никто не критиковал, не марал репутацию Суслова.
В годы гласности, когда обливали грязью все брежневское руководство, личность Суслова обошли стороной. Ни одна статья в газете или передача по телевидению не марала память о Суслове.
https://aizen-tt.livejournal.com/506410.html

Суслов

Previous post Next post
Up