Apr 29, 2011 09:33
Власти силятся «разрулить» ситуацию, которая во многом была создана административным воздействием.
Приход весны ознаменовался очередным бензиновым кризисом - уже в десятке регионов бензин на АЗС отпускают или по клиентским картам, или по 10-20 литров на машину. Первым в списке пострадавших регионов оказался Алтайский край, потом - Новосибирская область, сейчас призрак кризиса забрел в Красноярский край и Кузбасс. Алтайский губернатор Александр Карлин несколько дней пытался успокоить сограждан, затем проблему заметили из «центров» и взяли под свой контроль. «Нянек» оказалось изрядное число - и ФАС, и прокуратура, и Минэнерго... Зато в Кузбассе федерального внимания к нехорошей теме в регионе ждать не стали и изгонять бензиновый кризис начали уже по известному и испытанному сценарию - административным координированием действий всех заинтересованных сторон.
Глава Минфина Алексей Кудрин уже заявил о том, что дефицит бензина в ряде регионов возник исключительно из-за проблем в администрировании и регулировании. Отчасти согласны с ним и эксперты, которые говорят, что сейчас нефтяникам куда как выгоднее поставлять свой товар на экспорт, чем торговать им внутри страны по более низким ценам. В феврале премьер Владимир Путин резко раскритиковал нефтяные компании, после чего последовало снижение и розничных, и оптовых цен на бензин и дизтопливо.
Весной начался сезонный рост спроса на ГСМ и внутри страны, и на мировых рынках. Но на внутреннем рынке повышать цены на бензин и дизтопливо было бы политически недальновидным шагом, поэтому нефтяные компании просто увеличили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. А притом, что российские селяне традиционно не успевают к весне запастись ГСМ, спрос подскочил намного выше того, что нефтяные компании смогли предложить потребителю внутри страны. Некоторые эксперты прогнозируют усугубление ситуации - в апреле-мае традиционно начинаются профилактические работы на многих НПЗ, что автоматически сокращает выпуск бензина и дизтоплива для внутреннего рынка.