Сегодня хочу продолжить расссказывать о наиболее редких и интересных автомобилях США.
На этот раз речь пойдёт о другой разновидности Firebird - юбилейном Turbo Trans Am 1989 года.
1989 год был одним из наиболее успешных в истории марки Pontiac. Именно в этом году компания выпустила самый быстрый серийный автомобиль того времени - Pontiac Turbo Trans Am. Выпуск этого автомобиля был приурочен к 20 летнему юбилею модели Trans Am и участию в гонках Indianapolis 500.
Немного о том что из себя представляют Indianapolis 500 или Indy 500, как их ещё называют. Indy 500 - наиболее известная ежегодная гонка га автомобилях с открытыми колёсами, которая проходит в США. Традиционным местом проведения этой гонки является Indianapolis Motor Speedway, трек имеет овальную форму, протяжённость гонки - 500 миль. В отличии от Формулы-1 старт гонки даётся с ходу а не с места, поэтому обязательно требуется наличие pace-car - автомобиля который задаёт темп на прогревочном круге, а также выезжающий на трассу а случае аварий и других нештатных ситуациях. Каждый год в качестве pace-car выбирается один автомобиль, обязательно американского производства. Как правило это серийная модель, но иногда с некоторыми изменениями в конструкции для улучшения характеристик. В самой гонке используются 2-3 автомобиля, ещё около 100 автомобилей становятся festival-cars, они находятся около трассы и используются для обслуживания мероприятия. Копию pace-car в качестве дополнительного приза получает победитель соревнования. Также некоторое количество реплик pace-car поступает в свободную продажу как правило в количестве 500 автомобилей, хотя в некоторые годы реплики вообще не производились.
Для Pontiac это был 4-й год когда автомобиль этой марки выбирали в качестве pace-car и к сожалению последний. В 1958 году это был Pontiac Bonneville, в 1980 году - Pontiac Trans Am Turbo 2-го поколения и в 1984 году - Pontiac Indy Fiero. В сотрудничестве с компанией Prototype Automotive Services (PAS) на основе Trans Am GTA (топовая версия Firebird) была разработана новая модель, получившая название Turbo Trans Am (TTA). Вместо атмосферного двигателя 5,7 TPI на автомобиль был установлен турбомотор Buick 3.8L V6 который устанавливался на Buick Regal Grand National. Надо сказать что двигатель претерпел некоторые изменения. Самым существенным изменением были новые ГБЦ, взятые у поперечно расположенных версий 3,8 V6 двигателей GM. Новые ГБЦ имели более компактные размеры и имели более эффективную форму камеры сгорания. Так же были заменены поршни, чтобы сохранить прежнюю степень сжатия. Так же была изменена система управления двигателем - убрали ограничитель скорости. При использовании этого мотора на Regal из-за далеко не самой лучшей управляемости и слабых тормозов пришлось устанавливать ограничитель скорости на 200км/ч, но для Trans Am это ограничение уже не имело смысла. Официально заявленная мощность двигателя была 250 л.с. однако многие тесты этого автомобиля позволяют утверждать что реальная мощность двигателя была ближе к 300 л.с.
Все TTA были оборудованы автоматической трансмиссией TH200-4R с овердрайвом. В качестве эксперемента PAS установили в один из автомобилей механическую 6-ти скоростную КПП ZF, это позволило добиться максимальной скорости 291 км/ч, в то время как у автомобилей с АКПП она была 246 км/ч.
Ещё одним важным изменением относительно Trans Am GTA были тормоза. Вместо 10,5 дюймовых тормозных дисков установили диски диаметром 11,9 дюйма. Назад установили диски диаметром 11,7 дюйма. Тормозные суппорта были заимствованы у Corvette. Но к сожалению тормозная система TTA не была лишена недостатков - имелись проблемы с распределением тормозных усилий между осями, из за чего задние колёса блокировались раньше времени. Тормозной путь при скорости 112 км/ч составлял 66 метров.
Подвеска TTA практически осталась без изменений, единственным отличием от GTA были более мягкие передние пружины, которые установили из-за меньшего веса двигателя TTA. Благодаря боле легкому мотору улучшилась и развесовка автомобиля, что позволило добиться ещё лучшей управляемости.
Все выпущенные TTA окрашивались в белый цвет, известно только о 5 автомобилях предсерийной сборки, которые были окрашены в другие цвета. Эти автомобили предназначались для испытаний, известно что 2 из них были проданы частным лицам. Все автомобили имели салон бежевого цвета со всеми опциями присущими Trans Am GTA: оригинальные сиденья с электрорегулировками (на других модификациях Firebird сиденья были проще), электростеклоподъёмники, зеркала с электрорегулировками, круиз контроль, магнитола с управлением на руле и 4 колонками. Отделка салона велюр или кожа. Отличительными чертами TTA были шильдики Turbo Trans Am на передних крыльях, значки 20th Anniversary Trans Am спереди и на задних стойках и значки Indianapolis Motor Speedway внизу передних крыльев. Вместе с каждым автомобилем владельцу давали комплект наклеек «Official Pace Car», который он мог нанести на автомобиль при желании.
Самыми редкими вариантами Turbo Trans Am считаются автомобили с кузовами тарга (T-Top) и кабриолет. Таргу можно было заказать за отдельную плату - 920$, таких автомобилей было всего 40. И всего 3 автомобиля были сделаны с кузовом кабриолет компанией ASC. Известно что один из них был куплен президентом PAS, а два других были проданы в частные руки.
Всего было выпущено 1555 Turbo Trans Am, среди них 5 предсерийныйх автомобилей. Для нужд Indy 500 случайным образом из серийных автомобилей было выбрано 5 штук, их оборудовали стробоскопами, радиостанциями, видеокамерами и системами пожаротушения. Рекламным слоганом Turbo Trans Am стал "Все, что пришлось изменить для пейс-кара - это наклейки".
Ещё раз хочу отметить что TTA стал самым быстрым серийным автомобилем в США (разгон до 100км/ч - 4,6 сек). Впоследствии этот титул у него отобрал Corvette ZR1. Также стоит отметить что TTA был достаточно экономичен (9,8 литра на 100км по шоссе), в то время как единственные автомобили, которые могли приблизится к его характеристикам (Ferrari, Lamborghini и другие) были значительно дороже и значительно проигрывали ему в экономичности. Модель Turbo Trans AM выпускалась только в 1989 году.
Базовая цена юбилейного Trans Am составляла 31198$ это было на 9000 больше чем Trans Am GTA.
ДвигательТипV-6, стальной блок и ГБЦ с турбонаддувом и интеркулеромОбъём3,8 литраСтепень сжатия8.0:1ТурбонагнетательAiResearch (Garrett) T3, 16.5 psiМощность250 л.с при 4400 об/минКрутящий момент460 Nm при 2800 об/мин ТрансмиссияКППавтоматическая 4-х ступенчатая, TH200-4RГлавная пара3.27:1 Размеры и массаКолёсная база2565 ммДлинна4867 ммШирина1839 ммВысота1270 ммВес1573 кгРаспределение веса П/З55.4/44.6%Вместимость топливного бака68 л Данные измерений Разгон до 100 км/ч4,6 секРазгон до 210 км/ч30,2 секВремя на 402 м13.4 сек @ 162,5 км/чРасход топлива в городе14,7 л на 100 кмРасход топлива по трассе9,8 л на 100 км
Turbo Trans Am T-Top
Салон TTA
Отличительные черты Turbo Trans Am
Turbo Trans Am в кузове кабриолет
Под капотом TTA
Оригинальный комплект аксессуаров, который шёл с каждыйм автомобилем
Салон с кожанной отделкой
Багажник. В багажнике оригинальный чехол для хранения съемной крыши T-Top
Turbo Trans Am
Брошюра The 20th Anniversary T/A
Turbo Trans Am на рекламном плакате
Ну и немного видео:
Тут начиная с 4:30 можно наблюдать работу pace-car на финише Indy 500 в 1989 году
Click to view
А вот эти видео показывают что TTA и сегодня может дать фору многим современным автомобилям
Turbo Trans Am vs Evo X
Click to view
Evo vs Turbo Trans Am
Click to view