Психопаты и социопаты кажутся прирождёнными воинами. Они не жалеют ни себя, ни других, они не против убивать и почти ничего не боятся. Ходят страшные слухи, что американцы специально набирают в боевые части сплошных отморозков. Так ли это на самом деле и можно ли действительно создать армию психопатов?
Долой психопатов!
Одиннадцатого октября 2009 года в Рунете появилась срывающая покровы статья. Она ссылалась на некий многосерийный фильм телеканала National Geographic 2005 года «о способности человека убивать человека». Дескать, в 1947 году американский генерал Маршалл провёл исследование, и оказалось, что в пределах прямой видимости менее 25 процентов солдат США стреляли в сторону противника. А прицеливались в человека только два процента психопатов, которые и убивали всех врагов.
Остальные якобы стреляли в белый свет как в копеечку, рыдали, пугались. Каждый четвёртый вроде бы как испытывал «паралич пальца или руки» при попытке выстрелить в человека, столько же вовсе ходили под себя от ужаса войны. Основные потери врагу наносили «неконтактные» артиллерия и бомбардировщики, где убийство опосредовано: «Я просто заряжал пушку и открывал бомболюк».
Узнав про это, коварные американцы стали набирать в войска сплошных психопатов, доведя их численность до 70 процентов, а в «подразделения тесного боевого контакта» их и вовсе брали без разбора. Потому эти злодеи всех обижают и побеждают, и один американский боевой рептилоид, жаждущий крови, стоит сотни «нормальных людей». А «на самом деле» человек - мирная няшечка и прирождённый хиппи, который убивать себе подобных не может. Вообще.
Долой психопатов, всем пис, бро.
Статья эта расползлась по ЖЖ и дальше по Рунету, где и обретается по сей день. Кто-то впечатляется, пугается и проклинает американских империалистов. Кто-то шутит шутеечки про трусливых пиндосов, «а вот наши-то чудо-богатыри не такие, у нас все как один герои высочайшей отваги и нравственности». Ага, и ушанками всех всегда закидывают, как при Цусиме в сорок первом.
Развесистые уши фейка на фоне рептилоидов с Нибиру
Срыв покровов пришёл в ЖЖ с ныне покойного сайта «космобаза.ру». который помнят лишь веб-архивы. На этом пристанище борцов в шапочках из фольги статья про два процента психопатов соседствовала с не менее достоверными материалами: «Сообщение от Духовной Иерархии и Галактической Федерации!», «Индейцы - потерянное колено Израиля!», «На Марсе и Луне нашли подземные укрытия!», «Итальянские учёные нашли скелет вампира!», «В Мексике убили инопланетянина!».
А также «Скоро к Земле приблизится Нибиру!», неизбежные «Разновидности Свастики из Славяно-Арийских Вед» и даже «Найден договор Гитлера с дьяволом!».
Судя по заголовкам, Гитлер у них вообще оказался женщиной из Антарктиды, убитой Андроповым.
Ну вы поняли.
Никакого многосерийного документального фильма National Geographic «о способности человека убивать человека» в природе не существует. В 2005 году из сколько-то похожего выходил лишь Hunter & Hunted, который рассказывал об охоте животных. От тигров до бабуинов. Человек в список не входил.
Зато есть британский документальный фильм Граба Смита 2004 года «Правда об убийстве». Изрядная часть срывающих покровы выводов взята именно оттуда - местами в виде сильно испорченного телефона. Вот только и сам фильм мистера Смита основан на весьма сомнительных выводах несколько одиозных авторов. Попробуем разобраться, где в статье и фильме правда, а где бред сивого мерина в лунную ночь.
Как запугать Пентагон
Выводы бригадного генерала Сэмюэла Лаймэна Артвуда Маршалла, известного под прозвищем S.L.A., или «Слэм», несколько отличаются от заявленных в статье. И сами они имеют характер сомнительный и тенденциозный.
Почтенный генерал, который воевал ещё с Панчо Вильей, в годы Второй мировой работал аналитиком американского военного ведомства. Он изучал действия войск США на Тихом океане и в Европе. Его книга «Люди против стрельбы» вышла в 1947 году и произвела фурор. Маршалл утверждал, что опросил множество американских солдат и офицеров. Оказалось, что три четверти, а то и шесть седьмых из них никогда не стреляли во врага.
Автор связал это с высокой моралью уникальной американской культуры, в которой «агрессия, связанная с отнятием жизни, запретна и неприемлема». Прекрасное утверждение, не так ли? Отцы-основатели рыдают от умиления в обнимку с покорителями Запада. Но «Слэм» стал живой легендой. Он ездил по США с лекциями и пугал американских офицеров и генералов на пике холодной войны чуть ли не сильнее всей коммунистической пропаганды.
Выращивание цельнометаллических оболочек
В недавно построенном Пентагоне ужаснулись. Ведь красные идут! А защитники свободы, демократии и яблочного пая слишком добрые и не будут в них стрелять! Нужно спасать Америку. Армейских пехотинцев и морпехов принялись натаскивать с учётом всех наработок военной психологии.
Нажимать на курок при появлении врага без малейших сомнений, «на автомате». Вести огонь слаженной группой, чтобы «разнести» ответственность и задействовать «стайный инстинкт». Дрессировать безусловное выполнение приказа и дух «хищника».
Да-да, советская пропаганда была не так уж и не права, когда писала, что американцы натаскивают своих солдат как убийц. Процесс вполне реалистично и убедительно показан в «Цельнометаллической оболочке» - в том числе потому, что «сержант Хартман», Ли Эрми, был настоящим инструктором по боевой подготовке Корпуса морской пехоты США и отразил в фильме свой реальный опыт ускоренного воспитания убийц.
Но всё равно командиры американских войск, которые первыми отправились во Вьетнам, всерьёз боялись, что их солдаты не будут стрелять во вьетконговцев. Ведь у них уникальная американская духовность, запрещающая убивать даже «комми для мамми»!
Реальность их приятно удивила. Оказалось, что почти все бравые G.I. жизнерадостно лупят в «гуков» из всех стволов, и им вовсе не мешают это делать никакие высокоэтичные дилеммы и загадочная американская душа. Маршалл приехал во Вьетнам и был вынужден признать, что «тут всё по-другому» и во врага стреляют минимум 95 процентов американских солдат.
Американский Мюнхгаузен
В конце 1980-х годов авторитет генерала лопнул окончательно. Профессор Роджер Спиллер, директор института боевых исследований при командно-штабном колледже США подробно изучил работы и архивы «Слэма». Оказалось, что исследований тот практически не проводил. Хуже того - люди, которые признали, что Маршалл их опрашивал, жаловались, что тот перевирал их слова. Ученики «Слэма» признавали, что генерал был очень увлекающимся человеком, для которого «правда никогда не вставала на пути красивой идеи».
Выводы основывались на феерических натягиваниях сов на глобусы: вплоть до того, что за стреляющей четвертью стояло общее число солдат в подразделении, отправленных в бой на передовую. А остальные не стреляли просто потому, что в резерве стрелять обычно не в кого.
В общем, в основе тезисов Маршалла лежали всего лишь «благородные» идеи об исключительной духовности и миролюбивости американской нации. Которые для пущей солидности генерал «подтвердил статистикой», высосанной в лучшем случае из пальца.
Однако поднятая им паника неплохо помогла американским вооружённым силам улучшить огневую подготовку войск по пути к Вьетнаму. Ничего подобного сознательному поиску психопатов не было, да и не могло быть в призывной армии. Зато американцы придумали, как индуцировать социопатию у новобранцев в процессе боевой подготовки, чтобы на поле боя выходили уже готовые к убийству противника «головорезы».
А как же утверждение про два процента сознательных убийц? У генерала Маршалла его не было. Однако и оно ближе к реальности, чем кажется на первый взгляд. Более того - на деле их в два раза больше!
Психопаты и социопаты: близнецы-братья или не совсем?
В конце ХХ века американское общество захлестнула мода на психопатов и социопатов. Культовыми фигурами стали Ганнибал Лектер, «американский психопат» Патрик Бэйтман, Тайлер Дёрден, Джокер и прочие прекрасные люди.
Для начала определимся с терминами. Вопреки «народному» мнению, психопат - это не «псих», который с полтычка слетает с катушек и затем бегает за окружающими с рёвом и топором. Совсем наоборот. Обычно под этим подразумевается человек с «выключенной» или сильно видоизменённой способностью к эмпатии - то есть сопереживанию и ощущению чувств других людей как чего-то важного. Для такого человека нет особой эмоциональной разницы между глотком кофе и перерезанием глотки.
Профессор Даттон из Кембриджа утверждает, что всё глубже: у психопата попросту «выключена» тревожность. Он не боится, не переживает ни о себе, ни о других. Жизнь «рептилоида» представляет собой борьбу со скукой, поиск удовольствий и острых ощущений. А в процессе он без рефлексии хрустит костями и черепами других, если это оказывается полезным для его интересов и не слишком обременительным.
Психопат не обязательно эгоистичен и опасен для окружающих - его удовольствия могут быть «высокими», вроде ощущения приятности своей полезности для общества.
А бесстрашие и хладнокровие важны во многих профессиях, от врачей до спасателей. И, конечно, военных.
Социопат похож на психопата. Многие западные авторы вообще используют эти термины как синонимы. Другие считают, что психопатия определяется генами и устройством мозга, а социопатия - набор сходных, но приобретённых качеств у человека, изначально психопатом не являвшегося. Это разделение кажется разумным.
В 90-е годы психиатрическая наука занялась этим явлением вплотную. Одна из наиболее популярных и в то же время основательных книг по этой теме, «Социопат по соседству» Марты Стаут из Гарвардского университета, утверждает со ссылкой на результаты четырёх исследований 1988-1997 годов, что четыре процента людей в любом обществе являются носителями психопатии или социопатии в той или иной степени.
Ту же цифру подтверждает и исследование американских корпоративных менеджеров, описанное Бабяком и Хэйром в «Змеях в костюмах». А также статья майора армии США Дэвида Пирсона «Природные убийцы - переломить ход битвы» 1999 года, в которой впервые был поставлен вопрос о том, что выявленные и отобранные «прирождённые» психопаты могут быть очень полезны в боевых частях. Ведь они бесстрашны и предельно эффективны - почти как машины. Терминаторы, сделанные из мяса.
По его мнению, психопат чаще всего имеет следующие черты: это экстраверт с по меньшей мере неплохим интеллектом из среднего или высшего класса, склонный к сарказму и «контактным» видам спорта. Обычно это не первый ребёнок в семье, часто дравшийся в детстве. Таких, утверждал майор Пирсон, и надо тащить за уши в боевые части, на страх врагам свободы и демократии.
А что на практике?
Пожелания майора Пирсона остались лишь пожеланиями. Инструкций Пентагона по отбору психопатов не существует в природе - хотя бы потому, что если бы они когда-либо всплыли, то произвели бы чудовищный скандал в американском обществе и прессе.
Можно лишь предполагать, что опытные командиры, особенно в частях специального назначения, и сами предпочитают иметь дело с прирождёнными психопатами. Полезно быть психопатами и снайперам, которым приходится убивать хладнокровно, прекрасно видя в прицел живого человека. Но военные никогда не признают этого официально.
С социопатами тоже не всё просто. В отличие от «прирождённых рептилий» черты психопата в них сочетаются с наследием психологических травм, которые некогда побудили их стать такими. Они не бесстрашны и безжалостны от рождения - они просто загнали всё это глубоко в себя и не слишком крепко прикрыли кипящий «котёл» крышкой.
Потому «средний» социопат, по мнению современных американских военных, неуживчив, склочен, импульсивен, склонен нарушать приказы и не признавать иерархий. И всё это нивелирует его положительные черты на поле боя - тем более в составе требующих особого самоконтроля и дисциплины спецподразделений. К примеру, именно так пишет Райланд Тейлор, бывший снайпер из американских армейских рейнджеров в статье «Психопаты в армии».
Не случайно как раз вьетнамская война, в которой американцы выставили на поле боя армию бойцов с искусственно индуцированной психопатией, породила заодно и тяжёлое наследие «вьетнамского синдрома». Ветераны войны в Индокитае, которых учили быть нерассуждающими хищниками сержанты Хартманы, на десятки лет стали воплощением тяжёлых форм послевоенного травматического синдрома.
Война предполагает убийство.
Даже без сержантов Хартманов на полях сражений обычные люди хотя бы отчасти превращаются в социопатов. Иначе не выжить и не победить.
Эта чаша не минует даже операторов дронов, сидящих с кофе за полпланеты от поражённых ими целей. Но у всего есть своя цена.
Прирождённых психопатов мало, и им далеко не всегда интересна военная карьера. У них есть множество других, менее «напряжных» способов получить желаемое. Социопаты психологически неустойчивы и проблемны - особенно когда социопатия сочетается с вьетнамским и прочими синдромами на «гражданке».
Поэтому, пока не случится каких-нибудь масштабных прорывов в психологии, которые позволят «стабилизировать» социопатов, создавать из них войска совсем не так просто и выгодно, как кажется на первый взгляд.
Алексей Костенков