Первый из "сотой" серии.

Oct 18, 2015 22:36

Полёты исторических боевых самолётов один из самых интересных и притягательных пунктов в программе воздушного шоу, которое ежедневно разыгрывается в небе над Ошкошем. А уж если в полётах участвуют реактивные истребители, то этот момент пропускать уже никак нельзя. В этом году "реактивщики" от души порезвились в Ошкоше, грохот двигателей не смолкал над аэродромом с утра до вечера. Такое впечатление, что все решили на время забыть о затянувшемся кризисе и от души пожечь керосин на радость себе и многочисленным зрителям. Вместе с "обычными" для американских шоу групповыми полётами Т-33 и Л-39, можно было увидеть в воздухе такие реактивные раритеты как МиГ-17, А-4 Skyhawk, F-86 Sabre, De Havilland Vampire, Temco TT-1 Pinto, S-211, Т-37 - всего и не упомнишь. За военных перед зрителями отдувались "Рэпторы" ВВС и "Харриеры" морской пехоты. Широко аннонсированый F-35 Lightning II в полётах участия не принимал, всё время простоял на статической стоянке под бдительной охраной.
Однако самой вкусной изюминкой "реактивного Ошкоша" стало прибытие и полёты реактивного истребителя North American F-100F Super Sabre восстановленного до лётного состояния группой энтузиастов. Обо всём подробнее ниже.





Самолёт F-100 Super Sabre стал первым в ряду так называемой "сотой" серии (или Century Series) американских боевых самолётов - истребителей, перехватчиков и ударных, которые стали заметной вехой в истории американских ВВС 50-60-х и даже 70-х годов, долго служили в ВВС США а также в воздушных силах стран союзников, выпускались большими сериями, участвовали в вооружённых конфликтах того времени. Сейчас их можно увидеть только в музеях и тем более неожиданно и приятно было узнать, что один из этих аппаратов можно увидеть в воздухе. Только ради этого стоило ехать в Ошкош :)

1. Для иллюстрации я использовал обложку книги, посвящённой Century Series, её можно купить на Амазоне.


Начало проектирования F-100 может быть отнесено к февралю 1949 г., когда фирма Норт Америкен Авиэйшн приступила к разработке проекта сверхзвукового самолета на смену F-86 Sabre. Сначала, как всегда, думали обойтись увеличенной стреловидностью крыла и более мощным двигателем, однако получился абсолютно новый, довольно крупный самолёт, который поначалу задумывался в как всепогодный перехватчик, оснащенный радаром, затем проект трансформировался в фронтовой истребитель. 25 мая 1953-го самолёт F-100А(YF-100A) впервые поднялся в воздух. Было принято решение о запуске машины в серийное производство. В те времена развитие боевой авиации шло семимильными шагами, почти сразу же после начала производства самолёт уже перестал устраивать военных, фирме-производителю почти сразу же пришлось разрабатывать новые варианты своего детища. F-100А сменила модификация В, затем появились самолёты С и D, эта модификация стала самой многочисленной, - в течение второй половины 50-х годов Норт Америкен построила 1274 истребителя этого типа. Повоевали "Супер Сейбры" и во Вьетнаме, однако уже не как истребители, а больше как самолёты непосредственной поддержки, разведчики и целеуказатели. Попытка применить F-100F в качестве "охотника за РЛС" оказалась неудачной, для этих целей больше подходили специализированные самолёты F-105F Wild Weasel. F-100 были выведены из Вьетнама в 1971-м, в 1972-м их начали снимать с вооружения частей ВВС США. Однако в национальной гвардии "Супер Сейбры" прослужили до середины восьмидесятых годов.

2. Все шесть самолётов "сотой" серии на базе ВВС США Неллис в Неваде. Фото не моё.


Если уж быть предельно точными, то к "сотой" серии "с ноликом посередине" можно отнести такие самолёты как F-107 Ultra Sabre, XF-103 Thunderwarrior, XF-108 Rapier, Bell XF-109, однако летал из них только F-107 и был машиной опытной, тогда как другие "сотки" существовали только в виде макетов.

3. И вот знаменательный день, двухместный F-100F Super Sabre появляется над Ошкошем.
"Smoker, smoker", закричали местные споттеры, я уж правда подумал, что приближается Ту-134, такой был дымный шлейф за самолётом.


F-100F стал последней версией "Супер Сейбра", попавшей в серию, это двухместный учебно-боевой самолёт. Первый серийный F-100F совершил полет в марте 1957-го, всего было выпущено 338 машин.

4. Этот самолёт ВВС США получили в 1958 году, его серийный номер 56-3948. В 1974 уже неновая машина была поставлена в Турцию. Пятнадцать лет спустя самолёт, снятый с вооружения, был выкуплен частным лицом и вернулся в США. Нынешний владелец Dean “Cutter” Cutshall выкупил самолёт в 1996-м году. Его команда занялась кропотливой работой по восстановлению самолёта, он был доведён до лётного состояния и покрашен (заполирован?) в цвета оригинальной машины на которой летал американский ас Francis “Gabby” Gabreski, который за свою боевую карьеру во Второй Мировой войне, Корее и Вьетнаме сбил 34 вражеских самолёта.


5. Погода в этот день не очень, но блики получились.


6. Всего один проход и заход на посадку.


7. Как у всех нормальных самолётов той поры при посадке используется тормозной парашют.


8. Я очень надеялся, что самолёт поставят на центральной площади (сейчас она называется Boeing plaza) однако самолёт почему-то уехал на закрытые дальние стоянки на другой стороне полосы и снова мы его увидели только через день, в пятницу 24-го июля во время большого warbird-шоу.


9. Что творилось в этот день! В полётах исторических машин приняло участие чуть ли не сотня различных ЛА, отгремело шоу "Tora, Tora, Tora", отлетали поршневые истребители и бомбардировщики, здоровенные формации учебных самолётов, группы Л-39 и Т-33, и вот в воздух поднимаются реактивные боевые машины былых времён. А-4 Skyhawk.


10. F-86 Sabre.


11. МиГ-17 и это только малая часть того, что ещё взлетело в этот день


12. И наконец взлетает "Супер Сейбр" судя по всему без форсажа, разгон очень длинный.


13.


14. Отрывается он в мареве, почти на торце полосы. По поводу пламени из сопла - это для меня загадка, мне показалось, что это какая-то пиротехника, ибо включалась оно с каким-то хлопком и издавало шипение вместо плотного форсажного рёва.


15. Проходы над полосой в хорошем свете.


16.


17. Пока "Супер Сейбр" заходил на очередной проход в небе появился ещё один раритетный гость - один из последних стоящих на вооружении Фантомов - QF-4E Phantom II, 74-0626, принадлежит он 82nd Aerial Targets Squadron (82 ATRS), 53rd Weapons Evaluation Group (53 WEG), 53rd Wing (53 WG), United States Air Force, Holloman AFB, NM, USA. В общем, он из Нью-Мексико, работает мишенью.


18. "Супер Сейбр", новые проходы.


19.


20.


21. Фантом успевает сделать ещё пару проходов и приземлится, распустив парашют.


22. А над полосой проносятся другие самолёты, шоу продолжается.


23. "Супер Сейбр", проход на малой скорости "для пенсионеров". Можно хорошо рассмотреть выпущенный тормозной щиток немалых размеров.


24.


25. А это уже заход на посадку над толпой уже приземлившихся участников полётов.


26. С парашютом, очень красиво.


27.


28. После полёта F-100 уехал на центральную стоянку выставки, - через некоторое время туда отправился и я в надежде, когда схлынет народ, от души поснимать раритет. Успел сделать несколько снимков "деталей машин" - передняя стойка шасси.


29. Выхлопное отверстие.


30. Дедушки - техники из команды "Супер Сейбра" благожелательно беседуют с посетителями.


31.


32. Киль, относительно небольших размеров, можно видеть что руль направления занимает лишь его небольшую часть. Буквально через десять лет боевые реактивные самолёты полностью перейдут на двухкилевую схему, настолько увеличатся скорости.


33. Открытый фонарь кабины.


34. Подошёл ещё один дедушка, он служил техником на этом типе во Вьетнаме.


35. А потом дедушек - вьетнамских ветеранов стало ещё больше. Прилетел специальный рейс American Airlines - Old Glory Honor Flight на котором вернулось из Вашингтона более сотни ветеранов, гостей Ошкоша.


36. Они улетели в столицу утренним рейсом, там их ждал приём и экскурсия по мемориальным местам.


37. И вот теперь они снова вернулись в Ошкош.


38. Их не оставят в покое, их ждёт чествование на центральной площади и концерт.


39.


40. Поэтому толпа вокруг "Сейбра" совсем не рассасывается, как я надеялся.


41. А тем временем команда готовит самолёт к ночной стоянке, здесь можно видеть самого владельца и пилота самолёта - Dean “Cutter” Cutshall надел чехол на входное отверстие и поворачивает штангу ПВД в стояночное положение. Я только много позже понял, кто этот человек, а тогда всё больше снимал колоритных дедушек - техников.


42. Команда продолжает готовить самолёт к стоянке. Говорят, F-100 был очень удобен в обслуживании, основные агрегаты находились сразу под обшивкой, а передняя часть в носу перед кабиной откидывалась как капот автомобиля. Жаль не удалось это заснять.


43.


44. А зрители предстоящего концерта уже расположились в теньке под носом, сцена совсем рядом. Так и не удалось мне сделать вечерние кадры на стоянке.


45. А это уже утро следующего дня, я специально пришёл пораньше, чтобы поснимать самолёт, но не тут то было, его уже готовят к буксировке на дальнюю стоянку. Снова "детали машин".


46. Табличка с серийным номером.


47. И несколько кадров уезжающего вслед за тягачом самолёта. Ну никак не складывается съёмка.


48.


49.


50.


51.


52.


53. Будем ждать следующего Ошкоша, копить деньги на билет, и надеяться что "Супер" прилетит снова.


super sabre, oshkosh, warbirds

Up