Т-33, звёзды падающие, серебряные и морские.

Dec 17, 2013 00:00

Как обычно, поводом для написания этой статьи послужила мегаподробная публикация Игоря, - я лишь попробую описать собственные впечатления от этого, несколько раз уведенного и многократно отснятого, несомненно заслуженного американского самолёта. Интересно то, что созданный примерно в те же годы, что и советский УТИ МиГ-15, оснащённый почти таким же двигателем, Т-33 практически в точности повторил судьбу советского конкурента, оставаясь на вооружении в течение десятков лет, в то время как боевые машины, на базе которых был созданы эти самолёты - советский истребитель МиГ-15 и американский Lockheed P-80 довольно быстро ушли в запас из строевых частей. Как и УТИ МиГ-15, Т-33 использовался в ВВС многих стран мира, строился по лицензии. До настоящего времени сохранилось довольно много лётных экземпляров Т-33, они активно летают, радуя зрителей на многочисленных авиашоу.





1.Внешне Т-33 Shooting Star не поражает своими формами и пропорциями. В отличие от советских конструкторов, американцы не поддались модным веяниям стреловидного крыла, - как и его прародитель P-80, Т-33 имеет прямое крыло и нормальное оперение. Сбоку самолёт смотрится откровенно тяжеловато, в основном из-за массивного длинного носа, в который, как кажется, легко поместился бы здоровый радиолокатор.


2. Но это только кажется, нос довольно сильно сплющен с боков, в нём помещается только небольшой отсек оборудования, а в нижней части два 12,7мм Браунинг М3. На частных машинах отверстия под стволы пулемётов чаще всего закрыты. На снимке частная машина канадского производства T-33A-N Silver Star NX230CF.


3. Если первые советские реактивные самолёты как правило имели носовой воздухозаборник, то американцы чаще всего оснащали свои машины боковыми. Несмотря на то, что Т-33 дозвуковой самолёт, хорошо видно, что его воздухозаборник стал плодом серьёзного труда аэродинамиков, пытавшихся не только создать хорошие условия для питания двигателя воздухом, но и значительно уменьшить сопротивление воздуха в месте сопряжения крыла и фюзеляжа. На снимке можно рассмотреть изогнутые верхнюю и нижнюю кромку воздухозаборника, щиток отвода пограничного слоя.


4. Цельные стеклянные фонари больших размеров, - это традиционная фишка американских боевых самолётов. Если в войну пилоты советских и немецких боевых машин смотрели на мир через частокол переплётов своих кабин, то "американцы" уже тогда щеголяли огромными цельнопрозрачными фонарями. Конструкторы Т-33 тоже не стали мудрствовать и закрыли двухместную кабину единым каплеобразным фонарём, - красивое решение, но в заднюю кабину доступ всё-таки затруднён.


5. Открытый передний отсек. Видно, что пилот-частник использует его для перевозки личных вещей, а также для бака дымовой системы.


6. Это тоже машина канадской постройки CT-133 Silver Star. В Канаде Т-33 строились по лицензии, компанией Canadair, они оснащались английским двигателем Rolls-Royce Nene 10. Было построено 656 машин. В ВВС Канады самолёты Silver Star использовались с середины 50-х до 2005 года.


7. Вид спереди - наиболее выигрышный для Т-33, сбоку он смотрится довольно длинным и громоздким, округлый небольшой киль архаичной формы усугубляет это впечатление. И всё-таки есть в этой машине какая-то неуловимая привлекательность!


8. В воздухе, с включённой дымовой системой. Эта машина участвовала в традиционных гонках в Рино в классе реактивных машин.


9. Тройка Т-33 в воздухе, незабываемое зрелище, "расчёски" не хуже наших Як-28 :)


10. Сразу после посадки...


11. ...и руление с открытым фонарём.


12. Ещё одна попытка найти интересный ракурс для Т-33. На этой машине владельцы сохранили оружейные порты и торчащие из них пулемёты.


13. Это тоже машина канадского производства.


14. Silver Star в воздухе.


15.


16. Владелец этой машины оставил на стоянке выпущенными фюзеляжные щитки и закрылки.


17. Ещё один вид на шикарный фонарь.


18. Буксировка Т-33.


19. Ещё один 33 в воздухе, в камуфляже он смотрится ещё ужаснее.


20.


21. В окраске Blue Angels #1 и с выпущенными щитками.


22. Снова на стоянке...


23. ...и снова на взлёте. На самолёте используется обычная схема уборки шасси, - основные стойки в крыло вовнутрь, носовая - назад, в фюзеляж.


24. Т-33 выпускался с 1948 по 1959 годы, было выпущено 6557 машин, неудивительно, что этот самолёт можно часто увидеть в коллекциях авиационных музеев, а также в виде различных памятников. Этот установлен на территории аэродрома Wittman Regional в Ошкоше.


25. А в Лэйкленде Т-33 раскрасили в ливрею ПГ Thunderbirds и установили на высокую стеллу перед музеем.


26.


27. В немецком Шпейере Т-33 вообще затянули на какую-то неимоверную высоту.


28. Из коллекции музея ЕАА в Ошкоше.


29. Филиал Deutsches museum в пригороде Мюнхена, здесь можно видеть Т-33 в камуфляже Люфтваффее. В Германии 192 экземпляра Т-33 использовали недолго, они были сняты с вооружения с переходом на сверхзвуковые F-104.


30.


31. Несмотря на то, что основной модификацией Т-33 была учебно-тренировочная, - эта машина использовалась также как лёгкий штурмовик, разведывательный самолёт, пилотируемуя и беспилотная мишень, а также для различных испытательных целей.
Известно не так много американских самолётов, которые бы одновременно использовались ВВС и флотом. Т-33 один из них, у моряков и морских пехотинцев он назывался TV-2 Seastar, 649 таких машин использовалось с сухопутных аэродромов. Такой самолёт можно видеть в музее авиации флота в Пенсаколе.


32. Предшественник Т-33 - одноместный истребитель Lockheed P-80 Shooting Star. Первое, что бросается в глаза, это целая батарея 12,7мм пулемётов в носу.


33. Советский конкурент, - УТИ МиГ-15. Несмотря одинаковое назначение, практически одинаковый двигатель и сходную судьбу, это абсолютно другая машина, - меньших размеров, со стреловидным крылом и оперением, с фирменным советским (немецким?) носовым воздухозаборником.


34. Практически сразу после начала производства Т-33 встал вопрос о возможности превращения самолёта в тяжёлый ночной истребитель, оснащённый радиолокатором и мощным вооружением. Получился истребитель F-94 Starfire вооружённый четырьмя пулемётами калибра 12,7мм, и 24 неуправляемыми ракетами Mighty Mouse расположенными в носовой части вокруг обтекателя антенны РЛС. Самолёт был выпущен в количестве 855 экземпляров и даже успел повоевать в Корее. Правда там его основными противниками были советские поршневые истребители и ночные бомбардировщики По-2. Также считается, что им удалось сбить три МиГ-15. В 1952 году два Starfire участвовали в перехвате НЛО, появившимся над Вашингтоном. 


35. Основное вооружение Starfire находятся в четырех магазинах по шесть ракет в каждом. До начала стрельбы пусковые установки закрыты створками. В полете, носовая часть контейнеров закрыта обтекателями из стеклотекстолита, которые при пуске разрушаются. При этом скорость самолета снижается на 7-15 км/ч. Кроме этого, ещё 24 ракеты размещаются в двух контейнерах на консолях крыла. Вместо крыльевых контейнеров с НУР могут устанавливаться контейнеры с пулеметами. Впечатляющее вооружение.


36. В начале 80-х фирма Skyfox Corporation затеяла серьёзную модернизацию Т-33 с целью создания современного тренировочного самолёта и лёгкого штурмовика, и для замены стоящего на вооружении Cessna T-37 Tweety Bird. У самолёта появилось стреловидное крыло, оперение, были внесены изменения в конструкцию фюзеляжа. А самоё главное, машина получила вместо заслуженного, но прожорливого Allison J33, два установленных хвостовой части экономичных двигателя Garrett TFE731-3A. Самолёт совершил свой первый полёт в 1983 году, была начата программа испытаний. В 1986 проект был поглощён Боингом, где он получил название Boeing Skyfox, а затем был благополучно похоронен "в связи с незаинтересованностью потенциальных заказчиков". Так была закрыта которая по счёту попытка создать эффективный low-cost штурмовик/учебный самолёт.


37.Boeing Skyfox, ещё один ракурс.


38. В связи с эти вспоминается вот этот эскизный проект модернизации самолёта Су-25, выполненный бригадой "100-2" КБ Сухого. Подробнее об этом я писал ранее.


39. А это доморощенная "модернизация" выполненная любителями с аэродрома Deland, FL с целью радикально повысить характеристики Т-33. Местные инспекторы FAA пригрозили энтузиастам отобрать у них пилотские на тысячу лет вперёд, если они даже попробуют завести это чудо. Так и стоит уже много лет в ожидании покупателя, на памятник, либо в музей.


40. И в заключение, серия снимков, сделанная во время выступления самолёта Т-33 из состава пилотажной группы Black Diamonds на авиашоу Sun'n-fun 2013. В Black Diamonds, помимо четырёх L-39 и двух МиГ-17, входит ещё и один Т-33, который время от времени заменяет во время выступлений пару МиГов. Видимо так они экономят ресурс советских машин, признаться, я был сильно разочарован, когда узнал что Т-33 будет заменять МиГи все дни авиашоу. Но увидев, что умеют делать пилоты BD на этом самолёте, я не разу не пожалел об отсутствии МиГ-17 в воздухе. В этот день мы поехали смотреть шоу BD на торец полосы, с нами был Валера Шатров aka shvp, бывший советский пилот-истребитель, ныне проживающий в Канаде. Надо сказать, что пилотаж четвёрки L-39 и одного Т-33 снёс головы и мне, и Валере и группе американцев рядом, один из которых, стоя на квадрике и снимая шоу айфоном ухитрился крепко навернуться с него.
Взлёт, Т-33 намного крупнее чешских самолётов, пилотаж на нём смотрится очень специфично.


41. Во время выступления погода менялась то и дело, то пробивалось солнце, то начинал моросить дождь. И всё шоу происходило на фоне свинцовых облаков.


42. Т-33 в основном выступал соло, заполняя паузы между проходами четвёрки L-39.


43. Мощные виражи...


44. ...и энергичные проходы почти над самым бетоном.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52. Бочка вокруг четвёрки!


53.


54. Выступление завершилось, элки сруливают с полосы Т-33 на глиссаде. Через секунду ударит ливень.


В заключение видео от Фарита Гатауллина, - выступление Т-33 в составе пилотажной группы Black Diamonds.

image Click to view



Такой получился фоторассказ, во всём прошу винить Игоря.

sun'n-fun, t-33, oshkosh, авиашоу

Up