VLJ. Eclipse 400 и PiperJet.

Nov 25, 2012 21:58

Сегодня я расскажу о паре наиболее красивых и многообещающих самолётов из длинной череды проектов VLJ. Речь пойдёт о самолётах Eclipse 400 и PiperJet. Они появились примерно в одно и то же время, успешно летали, привлекали внимание авиационных специалистов и потенциальных заказчиков, толстосумов-инвесторов и простых зрителей на различных авиашоу. Закрылись проекты также практически одновременно, оставив налёт разочарования и сожаления в том, что такие интересные и красивые самолёты остались не у дел, а эпоха VLJ закончилась, так и не успев по-настоящему начаться.

Eclipse 400


PiperJet



Середина 2000-х была золотым временем для компании Eclipse Aviation. Успешно проходили испытания VLJ Eclipse 500, самолёт производил фурор на многочисленных авиашоу, заказчики исправно вносили депозиты и становились в очередь за ещё непостроенными машинами. На этой позитивной волне было решено не останавливаться на достигнутом и предложить вниманию публики новый самолёт класса VLJ - одномоторный Eclipse Concept Jet. Самолёт был представлен общественности 30 мая 2007 года, в день 10-й годовщины основания компании Eclipse Aviation. Проектирование и постройка самолета Eclipse Concept Jet заняли 10 месяцев, для чего был заключен контракт с фирмой Swift Engineering. Крейсерская скорость четырёхместного самолёта должна была составлять 640 км/ч, максимальная высота полета - 12 500 км,а дальность полета - около 2300 км.

1. Презентация самолёта Eclipse Concept Jet на авиашоу 2007 года в Ошкоше. Интересно, что поначалу самолёт могли заказать только заказчики, уже заказавшие самолёт Eclipse 500, им предоставлялась скидка в $125 тыс.


V-образная хвостовая часть делала Concept Jet похожим на своего одноклассника от компании Cirrus Design, а салон, по своему размеру и уровню комфорта, напоминал салон автомобиля. В качестве силовой установки выбран двигатель Pratt & Whitney Canada PW615F тягой 6 кН.
Впервые прототип самолета был представлен на авиашоу EAA AirVenture 2007 в Ошкоше, а его первый полет состоялся 2 июля 2007 года. Немного позднее самолёт получил обозначение Eclipse 400. Предполагалось, что самолёт будет стоить $1,35 млн., а первые поставки были намечены на 4-й квартал 2011 г.

2. Полёты Eclipse Concept Jet на авиашоу 2007 года в Ошкоше. На 60% комплектующие для этой машины были индентичны комплектующим для самолёта Eclipse 500, но тем не менее самолёт смотрелся очень свежо и оригинально.


3. Меня, правда, не покидало ощущение, что в этом дизайне есть что-то от проектов немецких истребителей конца WWII, но всё равно, самолёт был чертовски хорош.


4. Заруливание на фоне линейки готовых к старту гоночных самолётов.


5. Двигатель PW615F.


6. И снова полёты в Ошкоше 2007.


7.


8.


9.


10. Берт Рутан осматривает самолёт на статической стоянке.


11. А это уже Sun'n-fun 2008. К тому времени самолёт получил обозначение Eclipse 400.


12. Снова Ошкош, 2008-й год.


13. И снова эффектные полёты.


14.


15. Пара изображений интерьеров Eclipse 400 от разработчика. Рабочие места пилотов.


16. Общий вид кабины - четыре места, как в автомобиле.


Дальнейшая судьба проекта была окутана тайной. Руководители Eclipse Aviation то заявляли, что разработка Eclipse 400 остановлена, то вдруг неожиданно сообщали, что самолёт находится в процессе сертификации. Однако депозиты никому не возвращались, и в 2008 году дело запахло банкротством. Что и произошло с фирмой в январе 2009-го. Новая компания, образованная на месте Eclipse Aviation и вынашивающая планы реанимации производства модели 500, о дальнейшей судьбе модели 400 умалчивает

PiperJet.
Весной этого года, прогуливаясь по окресностям солнечного Sun'n-fun-а я с большим удивлением увидел стоящий на лужайке рядом с местным авиационным музеем самолёт необычных, но таких знакомых очертаний. Да, это был Piper PA-47 PiperJet, бортовой N360PJ, который ещё три года назад с таким успехом и так красиво летал в Ошкоше! Табличка рядом с этим? теперь уже музейным экспонатом гласила, что программа PiperJet была закрыта осенью 2011, а единственный построенный и летавший экземпляр самолёта был передан в музей в начале 2012 года.
Piper довольно поздно включился в гонку VLJ, о начале работ было объявлено только в октябре 2006 года, когда уже вовсю летали Eclipse 500, Cessna Citation Mustang, Honda Jet. Однако для крупной компании разработка такого аппарата не стала проблемой, - на авиашоу 2007 года в Ошкоше был показан полномасштабный макет самолёта, а 31 июля 2008 года PiperJet совершил свой первый полёт.

17. Полномасштабный макет самолёта на авиашоу 2007 года в Ошкоше.


18. На авиашоу 2009 года в Ошкоше новейший PiperJet совершал полёты почти каждый день, будущее проекта казалось безоблачным.


Специалисты компании Piper остановились на одномоторной схеме, они считали, что в недалёком будущем FAA смягчит свои требования к сертификации подобных машин, а одномоторная схема достаточно сильно снижала цену самолёта. Также планировалась сертификация PiperJet на управление одним пилотом. Фюзеляж самолёта строился по проверенной схеме винтового Piper PA-46, он удлиннялся на четыре фута. Это позволяло иметь на борту восемь мест, включая пилота. Предполагалось, что крейсерская скорость PiperJet составит 667 км/час, максимальная дальность 2.400 км. Планировалось использовать двигатель Williams FJ44-3AP тягой 12,5 кН. Так как двигатель располагался довольно высоко над центром тяжести самолёта, Piper пришлось разработать для самолёта специальную систему, которая парировала бы кабрирующие (пикирующие) моменты, которые возникали бы при изменении тяги двигателя. Эта система, была позднее заменена на систему изменения вектора тяги двигателя, которую разработал Williams для своих двигателей.

19. Полёты на Ошкош 2009.


20. Если в Eclipse 400 есть что-то от немецких реактивных истребителей, то PiperJet больше напоминает уменьшенный авиалайнер DC-10. Но всё равно он очень красив.


21.


22.


23.


24. Пара изображений интерьеров, взятых на сайте производителя. Панель приборов.


25. Пассажирский отсек.


В 2006-м году самолёт оценивался в $2,2 млн. и Piper сообщал, что уже нашёл 160 потенциальных заказчиков на самолёт. Серийное производство самолёта планировалось на 2010 год, затем планы производства сдвинулись на 11-13-й годы. В 2010-м Piper сообщил, что вместо PiperJet будет разработана более совершенная машина Piper Altaire и все заказчики, заплатившие депозиты за PiperJet получат её за обещанные $2,2 млн.
В октябре 2011, было сообщено, что проект PiperJet/Altaire, находится "под рассмотрением", а позднее было заявлено, что в случае сертификации машины по существующим нормам FAA, её цена будет значительно превышена, что делает проект экономически нерентабельным.

26. Самолёт PiperJet на лужайке, перед зданием Florida Air Museum. Так закончился ещё один многообещающий проект.

business jet, piper, eclipse, vlj

Up