VLJ. Закрытые и нереализованные проекты.

Nov 24, 2012 00:33


Продолжаем обсуждение темы VLJ, сегодня я попытаюсь рассказать о закрытых и нереализованных проектах. Эта публикация будет предпоследней, в последней я расскажу о самолётах Eclipse 400 и Piper Jet.




Проект VisionAire Vantage.
Этот проект стартовал в начале 90-х годов. Был построен шестиместный цельнокомпозитный самолёт, оснащённый двигателем Pratt & Whitney Canada JT15D-5D тягой 13,5 кН.
Самолёт должен был развивать крейсерскую скорость 650 км/час. Предполагалось, что машина будет стоить $1,65 млн.
Самолёт строился на предприятии Scaled Composites Берта Рутана и совершил свой первый полёт в ноябре 1996 года. Первые полёты выявили многочисленные технические и аэродинамические проблемы. Было принято решение коренным образом перестроить самолёт. Переделки самолёта затянулись до 2003 года, затраты превысили рассчётные и фирма обанкротилась. Дизайн самолёта VisionAire Vantage был использован при проектировании самолёта EV-20 Vantage. На нём предполагалась установка двух двигателей Williams FJ44-1. Проект тоже оказался неудачным.

1. Оставшийся экземпляр самолёта VisionAire Vantage иногда показывают на выставках


2. В родном аэропорту Hickory.


Adam А700.
Компания Adam Aircraft Industries (AAI) была создана в 1998 году. Первым её самолётом стал двухбалочный двухмоторный Adam A500, который компания довела до серийного производства и сертификации. На базе А500 был и создан реактивный самолёт А700 который мог перевозить шесть или восемь пассажиров.
Двигатели: 2 х Williams FJ-33-4A тягой 6 кН каждый, максимальный взлётный вес 4250 кг., крейсерская скорость 612 км/час.
Впервые самолёт полетел 28 июля 2003 года, было построено три лётных прототипа. Несмотря на удачные поршневые и реактивный самолёт, а также на контракт с военными на разработку перспективного вертолёта (или автожира?), компания AAI в 2007 году была объявлена банкротом. Приобретение обанкротившейся компании Adam Aircraft российскими группами «Каскол» и «Промышленные инвесторы», в 2008 году, также не привело к возобновлению выпуска самолётов.

3. Мне посчастливилось поснимать этот самолёт в воздухе на авиашоу 2005 года в Ошкоше. Очень эффектный аппарт несмотря на свою "двухбалочность".


4.


Comp Air Jet.
В 2002 совладельцы компании Aerocomp, ныне более известной как Comp Air, Steve Young и Ron Lueck выдвинули идею строительства собственного самолёта VLJ. Фирма включилась в гонку VLJ уже имея достаточный опыт производства лёгких поршневых и турбовинтовых самолётов. 10 июля 2004 года самолёт Comp Air Jet совершил первый полёт.
Этот восьмиместный цельнокомпозитный самолёт был оснащён украинским двигателем Аи-25 тягой 16,9 кН, на испытаниях самолёт развил скорость 648 км/час.
После серии испытательных полётов и показа (на статике) на Sun'n-fun 2005 самолёт вернулся к разработчику. До 2011 года самолёт числился в регистре FAA как экспериментальный.
Официальных сообщений о закрытии проекта не было, неофициально его закрыли в 2007-м.
http://www.aerocompinc.com/

5.Несколько интересных фотографий с сайта разработчика. Самолёт только что вывезен из ангара, окраска отсутствует, N-номер однако, уже нанесён.


6.Несколько фотографий процесса производства - пенопластовые заготовки стабилизаторов.


7. Готовый фюзеляж с пристыкованным крылом, воздухозаборники ещё не приклеены.


8. Здесь уже приклеили воздухозаборники и зализы крыла.


9. Склейка винглетов.


10. Каркас приборной панели.


11. Готовая панель приборов.


12. Готовый и окрашенный самолёт перед испытаниями.


13. Пробежки и подлёты. Вот что можно сделать из простого Л-39!


14.


15.


Avcen Jetpod P-200.
Ещё один проект VLJ, которому предшествовала шумная рекламная компания и множество красивых картинок.
Разработчик, английская компания Avsen Limited, представляла свой самолёт как революционное транспортное средство  короткого взлёта и посадки с модульным фюзеляжем. Предполагалось что оно будет летать на высотах 150-300м. с крейсерской скростью 560 км/час, используя для взлёта и посадки полосу длиной всего 130м. Стоимость машины предполагалась в районе $1млн., первый полёт планировалось совершить в 2006 году, серийное производство начать в 2010-м.
Закончилось всё это катастрофой первого опытного образца 17 августа 2009 года. Аппарат разбился на взлёте, похоронив под обломками и вдохновителя проекта 53-летнего Michael Robert Dacre.

16. В варианте аэротакси.


17.


18. Военно-транспортный вариант.


19. То что осталось от самолёта после катастрофы. Аэродром Taiping Малайзия.


Avocet ProJet.
Ещё один красивый VLJ с несложившейся судьбой. Хотя начиналось всё, как обычно, очень хорошо, - энергичные и пробивные организаторы, длинный списк потенциальных инвесторов, не менее длинная очередь заказчиков, гарантиии в помощи в разработке от концерна IAI.
В 2005 году компания IAI вышла из проекта, этом дело собственно и кончилось. Организаторам пришлось возвращать депозиты, а от проекта остались только сайт и красивые картинки.
http://www.avocetprojet.com/

20.


21.


22.


Century Jet.
Ещё один "картиночный" проект, который завершился в далёком 2001-м, не дожив до расцвета эпохи VLJ.
http://www.centuryaero.com

23.


24.


25.


Safire Jet.
Ещё несколько картинок.
Шесть человек на борту, 2 двигателя Williams FJ33-4, крейсерская скорость 704 км/час, как у всех нормальных VLJ. Проект закрыт в 2006-м.

26.


27. Была даже создана модель Safire Jet для MSFS, так что на нём можно полетать. Пусть виртуально.


Такая получилась у меня подборка, почти половина - только нарисованные проекты. Однако всё это позволяет оценить размах сил и средств, которые были брошены на разработку различных типов VLJ, очень жаль, что слишком малая часть из этих проектов добралась до лётных образцов.

business jet, vlj

Up