Турбопроп vs VLJ.

Nov 18, 2012 00:12

Уже который день в своём журнале я пытаюсь разобраться с историей самолётов класса VLJ, но сегодня мы отойдём немного в сторону и поговорим о лёгких турбовинтовых машинах. Публикация инициирована вопросами коллегиbigdrum, далее мне самому стало интересно сравнить характеристики лёгких одномоторных турбовинтовых машин, близких по максимальному взлётному весe к VLJ, и попытаться разобраться, почему VLJ так активно развивались в то время, когда рядом существовал целый класс машин очень близкими показателями.
Я не буду стараться объять необъятное и рассказать обо всех машинах этого класса. Ограничусь только собственными фотографиями и необходимым минимумом технических характеристик, исключительно для того, чтобы сравнить лётные данные различных самолётов.
Из повествования будут исключены турбовинтовые самолёты высокопланы типа Pilatus PC-6, Quest, Sherpa и т.д., как заведомо более тихоходные и предназначенные для других задач.




1. Как и в истории с VLJ все лакомые кусочки в виде сертификации и серии достались грандам. На фото самолёт Piper PA-46-500TP Malibu Meridian, Ошкош 2009.
Краткие характеристики самолёта:

Количество мест - 6-7
Двигаттель - Pratt & Whitney PT6A-42A 750 л.с.
Максимальный взлётный вес - 2310 кг.
Крейсерская скорость - 482 км/час.
Дальность - 2000 км



2. Meridian в воздухе, Ошкош 2009.


3. Французские самолёты Socata близки по своим характеристикам к Пайперам. На фото самолёт Socata TBM-700, Sun'n-fun 2012.

Количество мест - 6-7
Двигаттель - Pratt Whitney Canada PT6A-64 700 л.с.
Максимальный взлётный вес - 3270 кг.
Крейсерская скорость - 347 км/час.
Дальность - 2870 км.



4. Дальнейшее развитие самолёта TBM-700 - Socata TBM-850. Эти турбовинтовые машины создавались для рынка США и рассчитывались на прямую конкуренцию с нарождающимся классом VLJ.

Количество мест - 6-7
Двигаттель - Pratt & Whitney Canada PT6A-66D 850 л.с.
Максимальный взлётный вес - 3353 кг.
Крейсерская скорость - 467 км/час.
Дальность - 2935 км.

Снимок сделан на выставке JetExpo 2010 во Внуково.


5. TBM-850 на Sun'n-fun 2012.


6. Российский самолёт "Гжель" М-101. Снимок сделан на МАКС 2007. К сожалению, проект оказался неудачным.

Количество мест - 6-7
Двигаттель - Walter М-601F 760 л.с.
Максимальный взлётный вес - 3270 кг.
Крейсерская скорость - 420 км/час.
Дальность - 1100 км.



7. Самолёты Epic LT на Ошкош 2007.
Турбовинтовой самолёт Epic LT впервые полетел в 2004 году и поставлялся заказчикам в виде наборов. После банкротства в 2009 году, фирма Epic была приобретена китайскими инвесторами, которые намерены продолжить строительство самолётов. Самолёт обладет довольно внушительными характеристиками.

Количество мест - 6
Двигаттель Pratt & Whitney PT6-67A, 1200 л.с.
Максимальный взлётный вес - 3311 кг.
Крейсерская скорость - 470 км/час.
Дальность - 3471 км.

Сайт разработчика - http://epicaircraft.com/



8. Ошкош 2007.


9. Ошкош 2009


10. Самолёт американской компании Comp Air Inc. Comp Air СА-9 целиком изготовлен из композитных материалов и поставляется в виде наборов для самостоятельной постройки.

Количество мест - 6
Двигаттель Honeywell TPE331-10, 1000 л.с.
Максимальный взлётный вес - 3493 кг.
Крейсерская скорость - 463 км/час.
Дальность - 2778 км.
http://www.aerocompinc.com/


11. Приборная панель. В линейке продукции Comp Air Inc. имеется несколько турбовинтовых самолётов высокопланов, а также более крупный самолёт СА-12 рассчитанный на 6-8 пассажиров, но он имеет взлётный вес более 10000 фунтов.


12. Немецкий производитель пилотажных самолётов компания Extra Aircraft также пытается выйти на рынок лёгких турбовинтовых самолётов со своей машиной  Extra EA-500.
Количество мест - 6
Двигаттель - Rolls-Royce Model 250-B17F/2, 450 л.с.
Максимальный взлётный вес - 2130 кг.
Крейсерская скорость - 419 км/час.
Дальность - 2963 км.

http://www.extraaircraft.com/

Ошкош 2005.


13. Friedrichshafen 2009.


14. Интерьер пассажирской кабины.


15. Американска компания Lancair создала целое семейство скоростных поршневых и турбовинтовых самолётов. Вершиной модельного ряда Lancair стал самолёт Evolution.

Количество мест - 4
Двигаттель - Pratt & Whitney PT6A 550 л.с.
Крейсерская скорость - 500 км/час.
Дальность - 2450 км.

http://www.lancair.com/



16. Evolution на Sun'n-fun 2012. 


17.


18. А этот Evolution прилетел на МАКС-2011. Через год такой самолёт был построен и впервые полетел в России.


19.


20. Предшественник Evolution - самолёт Lancair IVP оснащённый турбовинтовым двигателем. Sun'n-fun 2006.


21. Ещё один IVP на Sun'n-fun 2006.


22.


23. Примером того, что VLJ и турбопропы развивались примерно по одному и тому же пути может стать появление двухместных машин с ТВД, которые в классе VLJ можно было бы сравнить с такими разработками как ATG Javelin или ViperJet ( о них я расскажу позднее).
Самолёты Turbine Legend были разработаны в 1999 году американской фирмой Performance Aircraft для поставки в виде наборов для самостоятельной постройки.

Количество мест - 2
Двигатель - Walter M601 725 л.с
Максимальный взлётный вес - 1496 кг.
Максимальная скорость - 573 км/час.
Крейсерская скорость - 537 км/час. на высоте 7620 м.
Дальность - 1520 км.

http://turbinelegend.com/

Самолёт с  двигателем Garrett на Ошкош 2007.


24. Самолёт с двигателем  M601 на Ошкош 2007.


25. Самолёт с двигателем M601 на обслуживании и доработках в Делэнде.


26. Приборная панель.


27. Разработчики турбопропов имеют и другую возможность создания лёгких скоростных машин путём переделки поршневых самолётов и установки на них ТВД в качестве силовой установки. Известны случаи когда двухмоторные поршневые машины переделывались в одномоторные турбовинтовые.
Конструктор Oscar Taylor в 2009 году переделал двухмоторный поршневой самолёт Piper Aerostar в одномоторный турбопроп Speedstar 850.


28.


29. Известны и другие примеры установки турбовинтового двигателя на поршневые самолёты, в частности на самолёт А36 Bonanza, на который разными фирмами устанавливались ТВД Allison, Pratt & Whitney, Rolls Royce и другие.


30. Bonanza с ТВД Rolls Royce.


31. Сертифицированная переделка поршневых самолётов Malibu и Malibu Mirage в турбовинтовые получила в компании Piper название JetPROP.


32. В России в 2001 году фирмой Техноавиа также была предпринята переделка двухмоторного поршневого самолёта Piper PA-31P в одномоторный турбопроп GM-17 Viper с двигателем Walter M-601E.

Количество мест - 6-7
Максимальный взлётный вес - 3300 кг.
Крейсерская скорость - 430 км/час.
Дальность - 2760 км.

МАКС-2003.


33. Самолёт Envoy, компании Sreya Aviation долго возили по выставкам в виде макета с двигателем. Предполагалось, что он тоже будет поставляться в виде наборов. К сожалению, пока этот многообещающий самолёт не полетел.

Количество мест - 6
Максимальный взлётный вес - 2700 кг.
Крейсерская скорость - 530 км/час.
Дальность - 2200 км.

http://www.sreyaaviation.com/envoy/main.html

Sun'n-fun 2006


34.


35.


Таким образом мы видим, что турбопропы имеют примерно на 100-150 км/час меньшую крейсерскую скорость, при примерно сходной с VLJ дальностью. Как правило,турбопропы оснащены только одним двигателем, что создаёт ограничения при сертификации. Не стоит забывать о таких недостатках турбовинтовых самолётов, как повышенный шум и вибрации.
Цена турбопропов несколько меньше, чем самолётов VLJ, но не столь категорично, если, к примеру, сравнивать VLJ и "взрослые" бизнес джеты. Кроме того возможна относительно недорогая переделка поршневых машин под ТВД.
Получается так, что реактивные VLJ своим бурным расцветом и шумихой вокруг них затмили параллельное развитие целой группы лёгких пассажирских самолетов, оснащённых турбовинтовыми двигателями. Можно признать, что история развития этой группы также оказалось близкой к истории становления и упадка VLJ - серийные и сертифицированные самолёты выпускаются лишь небольшой группой грандов, остальные разработчики довольствуются поставкой самолётов в виде наборов, либо продолжают оставаться в стадии разработок, испытаний и сертификации, в надежде найти крупного инвестора, который поможет закончить процесс разработки и приступить к серийному производству.

turboprop, business jet, vlj

Up