VLJ. Эпик фэйл.

Nov 08, 2012 18:18

Как и в многих других проектах по созданию VLJ, все начиналось очень радостно и многоообещающе.
В 2007 году впервые поднялся в воздух реактивный 6-местный самолет Elite - совместный проект Aircraft Investor Resources (AIR), - дочерней компании Epic Aircraft (США), и Тбилисского авиастроительного завода (Tbilisi Aircraft Manufacturing, Грузия (ТАМ)). В том же году самолёт был с большой помпой представлен на авиашоу EAA AirVenture в Ошкоше. Дальнейшая история самолёта и фотографии, сделанные на AirVenture 2007 и других выставках, будут представлены ниже.




1 июля 2008 года первый прототип самолета Elite, разработанного специально для рынка СНГ, прибыл в Международный аэропорт Тбилиси. В ходе торжественной презентации, исполнительный директор авиастроительного концерна Epic сообщил, что грузинская сторона взяла на себя ответственность за сборку и сертификацию сверхлегкого бизнес-джета.
Для реализации совместного американо-грузинского проекта было выделено около $10 миллионов. Будущее проекта казалось радужным, предполагалась одновременная сертификация самолёта в США и в России. Интересно, имели ли представление американские инвесторы о производственном потенциале тбилисского завода и качестве продукции, которую он выпускал? Это останется загадкой, в любом случае, разразившийся летом 2008-го российско-грузинский вооружённый конфликт и подоспевший мировой кризис поставили жирный крест на так и не начавшемся возрождении грузинской авиационной промышленности.

В 2009 году фирма Epic Aircraft была признана банкротом, а в 2010 году всё её имущество было приобретено китайской компанией Aviation Industry Corporation of China, которая в свою очередь заявила, что возобновит разработку и процесс сертификации самолёта.

1. Впервые я увидел макет этого самолёта на авишоу 2005 года в Дубае. Здесь он с логотипом TAM-AIR на хвосте.


2. А это уже Ошкош 2007, презентация готового к испытаниям самолёта.


3. На Elite установлено два двигателя Williams FJ-33-4A с тягой по 8,5 кН.


4. Максимальная взлётная масса самолёта 3492 кг., максимальная скорость 760 км/час, крейсерская 715.


5. Практическая дальность предполагалась в районе 2600 км.


6. Elite в полёте, хорошо видно прямое крыло самолёта с заострёнными кромками ближе к концу.


7. Панель приборов Elite, фото Epic.


8. Места для пассажиров, фото Epic.


9. До начала работ над реактивными машинами, фирма Epic разработала однодвигательный турбовинтовой самолёт LT. Хорошо заметно, что его фюзеляж послужил основой для создания фюзеляжа самолёта Elite.


10. И не только Elite. Дело в том, что Epic представил в тот год в Ошкоше не только двухдвигательный Elite, но и однодвигательный Victory Jet!


11. Самолёт полностью повторяет конструкцию Elite, но оснащен одним двигателем Williams FJ33. Соответственно он может перевозить только четыре или пять человек, включая пилота.


12.


13. Расположенный над фюзеляжем воздухозаборник двигателя придаёт самолёту весьма нетривиальный вид.


14. Epic Victory Jet в полёте!


15. Максимальная взлётная масса самолёта 2495 кг., максимальная скорость 592 км/час, крейсерская 463.


16.


17. Панель приборов самолёта, фото Epic.


18. Компоновка пассажирского отсека, компьютерная графика Epic.


19.


Интересно, что грузинский завод пытался сотрудничать не только с Epic. На сайте ТАМ я нашёл информацию о том, что совместно с американской фирмой Maverick Jets, на мощностях завода планировался выпуск четырёхместного VLJ TAM-Jet, который представлял собой развитие самолёта Maverick Jet 1500, разработанного в середине 90-х годов.

20. На самолете установлены два  двигателя Maverick MC-750 самостоятельной разработки, тягой по 340 кг. Двигатель был создан на базе вертолетного двигателя Lycoming T-58.
Максимальная скорость самолёта - 648 км/час, крейсерская - 556. Дальность полёта - 1852 км.
Maverick Jet на авиашоу 2001 года в Ошкоше. Фото Родиона Николяна.


21. Первый полет самолета состоялся в 1999 году. В 2002 году самолёт был продан, и, судя по всему, новых заказчиков у фирмы не нашлось.
Не сложилось и сотрудничество с грузинской стороной.


22. Хотя на сайте фирмы и сейчас можно найти много красивых картинок с различными модификациями самолёта. Такими, как четырёхместный Maverick SmartJet.


23. ...или двухместный MilitaryJet.


24. ...или вообще необыкновенный SeaJet! Дорогие заказчики, где же вы!?


Такая вот получилась история о тернистых путях прогресса.
Вывод один - investors needed!

oshkosh, vlj

Up