Давно хотел сделать подборку сделанных мной (и не только), в разное время и в разных местах, фотографий самолётов Ил-14. В настоящее время, благодаря усилиям энтузиастов идёт активная работа по сохранению оставшихся лётных экземпляров, есть надежда, что ещё не раз удасться увидеть в возухе эти прекрасные машины.
1. "Остафьевский борт".
Первый из сфотографированных мною Ил-14. Это Ил-14М, серийный номер 146001042. Номера он носил разные, раньше RA-01301, позднее СССР-01301. На этой фотографии самолёт на авишоу 2002 года в Домодедово.
2. Следующие три фото (2-4) любезно предоставлены Родионом Николяном. На этом фото опять Домодедово 2002, самолёт стоит в строю с Ли-2.
3. Эти снимки сделаны Родионом тремя годами ранее, самолёт принимает участие в МАКС-1999.
4.
5. Это и пять последующих фотографий (6-10) были сделаны Александром Маркиным aka GEG в аэропорту Шереметьево, где самолёт базировался до 2007 года.
6. В 2007 году в SVO начались очередные имущественно-земельные конфликты, в результате которых появился риск утилизации самолёта. Группой энтузиастов под руководством заслуженного лётчика-испытателя Виктора Васильевича Заболотского были начаты работы по приведению самолёта в лётный вид. На фото - установка заново обтянутых элеронов и закрылков.
7. Здесь самолёт ещё с рулём направления, но без элеронов и хвостового обтекателя.
8. 24 июля 2007 года В.В.Заболотский поднял самолёт в воздух и совершил перелёт на аэродром Остафьево на юге Москвы.
9. Фотографии моментов выруливания и взлёта самолёта в Шереметьево удачно попали в объектив Саши Маркина.
10.
11. Лето 2007, - самолёт в Остафьево. На носу логотипы ФЛА России и компании Авион. В 2008-м они будут закрашены.
12. Остафьево, ночное фото.
13. Осенью 2007 удалось поснимать интерьеры самолёта.
14. Рабочее место штурмана.
15. Рабочее место бортрадиста.
16. Вид на пилотскую кабину.
17. Виктор Васильевич Заболотский демонстрирует астрокомпас.
18. Виктор Васильевич Заболотский на рабочем месте пилота. Благодаря усилиям и настойчивости этого человека был сохранён и поддерживается в лётном состоянии этот уникальный самолёт.
В 2008 году самолёт принял участие в съёмках фильма "Чудо" режиссёра Александра Прошкина, в ходе которых он выполнил подлёт на полосе аэродрома Остафьево. Посмотреть и почитать об этих съёмках можно
здесь. Позднее самолёт принимал участие в других съёмках, но не рулил и не летал.
Современное состояние самолёта неясно. Он по прежнему находится в Остафьево, его передвинули на грунтовую стоянку.
Посмотреть состояние на октябрь 2011 можно
здесь.
19. В Остафьево стоит ещё один Ил-14. Это Ил-14Г, серийный 8343807, бортовой 07 жёлтый. Самолёт стоит на стоянке Газпрома, доступ к нему затруднён. Состояние машины плохое, отсутствуют двигатели, рулевые поверхности нуждаются в перетяжке.
Далее идут "мячковские" машины и первый из них, естественно знаменитый "Пингвин".
20. Поначалу "Пингвин" не был "Пингвином" и носил белую окраску с серым низом и надписью АСК на киле. Это Ил-14Т, серийный номер 147001640. На фото самолёт выполняет полёт на слёте СЛА в Мячково, 2001 год. Это и следующее фото предоставлены Родионом Николяном.
21. Самолёт имел бортовой номер 01114 ФЛА РФ.
22. Это уже конец лета 2002, Мячково.
23. Июнь 2004, Мячково.
24. В 2004 самолёт приобрёл свою знаменитую "пингвинью" окраску по мотивам ливрей самолётов советской полярной авиации. Фото 2007 года, самолёт уже несёт номер RA-1114K.
25. Дальнейшая история самолёта хорошо известна. Группа энтузиастов взялась за его восстановление до лётного состояния. На фото запуск двигателей перед пробным рулением. Июнь 2012 года, репортаж
здесь.
26. А 1 октября 2012 года самолёт перелетел на новое место базирования, аэродром Ступино.
27. Это потрясающее зрелище посадки большого поршневого самолёта.
28.
29. Заруливание на стоянку.
Посмотреть репортаж о вылете машины из Мячково можно
здесь.
Воздушный репортаж перелёта
здесь.
Интересно, что в Киевском музее авиации есть
свой "Пингвин" , самолёт Ил-14 с бортовым номером CCCP-52036.
Второй самолёт Ил-14, оставшийся в Мячково, это более серьёзная машина, оснащённая богатым салоном, её рулевые поверхности обшиты алюминием.
30. Это Ил-14Т, серийный номер 8344001. Самолёт до сих пор несёт бортовой 02299 ФЛА РФ. Объёмный носовой обтекатель выдаёт полярное происхождение машины, под ним располагался метеолокатор. Фото, май 2003.
31. Август 2002. На фоне застилающего всё дыма от пожаров.
32. Март 2007. В одном ряду с "Пингвином" и Моравой.
33. К лету 2012 окраска самолёта обветшала.
34. Кабина пилотов сохранилась хорошо, но требует чистки.
35. Салон самолёта разделён на две части - собственно салон...
36. ...и пассажирский отсек.
37.
Судьба этой машины неясна, самолёт продолжает оставаться в Мячково.
38. "Тушинский" самолёт или "Голубая мечта". На этой машине в настоящее время идут восстановительные работы, почитать об их ходе можно в
журнале Андрея Иванова. Я же приведу здесь три фотографии сделанные летом 2003 года. Самолёт стоит на травке, Тушино не превратилось ещё в большую стройку.
39. Это Ил-14Т, серийный номер 147001647.
40. В ряду с Ан-26 на фоне "Алых парусов".
На этом заканчивается моя коллекция фотографий живых и относительно живых самолётов Ил-14. К сожалению, мне не удалось поснимать питерский Ил-14 "Советский Союз", думаю, что с машиной всё будет хорошо и у меня будет шанс поснимать её, в том числе и в воздухе. Пока же у самолёта
не всё в порядке.
В завершение, несколько фотографий музейных Ил-14.
41. Ил-14Т, серийный номер 148001908 из несостоявшегося музея на Ходынке. Фото 2002 года. В настоящее время самолёт практически уничтожен.
42. Ил-14М, CCCP-91588, серийный 7342307 в музее гражданской авиации в Ульяновске.
43. В ульяновском музее есть ещё один Ил-14. Это Ил-14П, серийный 146000709. Обе ульяновских машины требуют восстановления.
44.
45. Ил-14П в техническом музее в городе Sinsheim, Германия.
46. На фоне Конкорда.
47.
48. Самолёт Ил-14 в авиационном музее города Лодзь, Польша. Фото Александра Михайлова.
49.
Такая получилась подборка, многие самолёты в неё не вошли. Получилось так, что я не заснял ныне уничтоженный быковский Ил-14, не осталось достаточного количества фотографий ходынской машины. Самолёты Ил-14 можно найти ещё в музеях и в виде монументов в различных городах нашей страны и за рубежом. Очень хочется, чтобы у каждой такой машины были бы свои энтузиасты, стремящиеся сохранить для потомков этот заслуженный и добрый самолёт.