Самолёты Waco, - жизнь и высокий стиль.

Aug 31, 2012 13:52

К тридцатым годам самолёты приобрели свой классический облик, - звездообразные двигатели закрыли кольцевидные капоты NACA, на неубирающихся шасси появились изящные обтекатели. В отделке появился полированный алюминий, лакированное дерево, окраска самолётов отличалась высоким качеством.
Так сложился неповторимый стиль самолётов Waco, настоящий стиль далёких тридцатых, который и в наше время заставляет учащённо биться сердце фанатичного коллекционера и простого любителя авиации.

Фрагмент из моей статьи о самолётах Waco, написанной в своё время для журнала AeroJetStyle (ныне уже не существующего), открывает эту публикацию, в которой вы найдёте полный вариант этой статьи, а также некоторое количество фотографий этих горячо любимых мной самолётов, сделанных на различных авиационных мероприятиях и в музеях.




Американская промышленность тридцатых годов дала миру большое количество прекрасных образцов технического дизайна и высокого стиля в самых разных отраслях производства. Бушевавший в стране экономический кризис сильно затормозил, но как ни странно не остановил производство дорогих предметов потребления доступных только богатым слоям общества. Строились дорогие здания, происходили показы модных коллекции одежды, создавалась новая музыка и кино. Инженерам и дизайнерам того времени удалось сосредоточить свою мысль не только на техническом совершенстве своих изделий, но и на придании им новых качеств, поиску новых средств выражения индивидуальности, в том числе посредством поиска новых линий, создания собственного, неповторимого стиля. Сердца знатоков и коллекционеров автомобилей сладко замирают при упоминании интригующих названий марок Auburn, Packard, Duesenberg, Pierce-Arrow, Cord. Эти автомобили, созданные в США в тридцатых годах стали признанными эталонами высокого технического дизайна и непревзойдённого совершенства стиля.

Авиационная промышленность США тоже не стояла на месте. Всё началось после первой мировой войны, когда аэродромы и гаражи Америки были полны авиационными энтузиастами, которые считали авиационный бизнес большой и развивающейся нишей и стремились занять в ней своё собственное место. Эти времена сейчас принято называть Золотым Веком американской авиации - начавшийся бум привёл к созданию сотен фирм и компаний, которые занимались проектированием, производством и продажей авиационной техники. Одна из таких групп энтузиастов и организовала в 1919 году небольшую фирму Weaver Aircraft Company of Ohio по первым буквам названия которой сложилось торговая марка Waco, которая в свою очередь дала в 1929 году название фирме, - Waco Aircraft Company.
Потрясения большого кризиса начала тридцатых погубили множество мелких авиастроительных предприятий, однако на их место пришли другие, а те, кто пережил стагнацию, снова взялись за дело, удовлетворяя растущий спрос. Waco выдержала Великую Депрессию и в тридцатые годы создала самолёты, которые в наше время являются украшением авиационных музеев и предметом заботы гордости частных владельцев
За время своего существования фирма произвела неимоверное количество различных типов самолётов, - от двухместных учебных, до изящных четырёхместных лимузинов с закрытыми кабинами. Конструкция самолётов традиционно представляла собой расчалочный одномоторный биплан с неубирающимся шасси, фюзеляж в виде стальной фермы с полотняной обтяжкой. Двигатели практически всегда применялись радиального типа, что создавало самолётам Waco дополнительную узнаваемость.

1. Самолёт Waco ATO в музее ЕАА.


2. Самолёт Waco СTO.


3. Waco RNF.


4. Waco UMF.


5. Четырёхместный лимузин Waco ARE.


6. Он же в ангаре в музее.


Как вы видите, самолёты Waco не блистали изящными названиями, такими, какие присваивала в ту пору своим самолётам, к примеру фирма Lockheed, - Orion, Vega, Electra… В тридцатые годы сложилось трёхбуквенное обозначение самолётов Waco, где обозначался тип двигателя, тип самолёта и тип кабины. Так неблагозвучное обозначение Waco EGC-7 могло быть расшифровано как самолёт с двигателем Wright R-760-E2, биплан с закрытой кабиной, кабина типа Custom Cabin, первый самолёт выпущен в 1937 году. Не очень хорошо для обычного покупателя, зато неплохо для инженера и маркетолога.
Основными моделями Waco были различные модели прогулочно-тренировочных самолётов с открытой трёхместной кабиной, когда два пассажира располагались сразу за двигателем, а пилот сидел в отдельной кабине сзади. Открытая пассажирская кабина на некоторых моделях могла закрываться специальной крышкой и тогда самолёт превращался в одноместный.
К тридцатым годам самолёты приобрели свой классический облик, - звездообразные двигатели закрыли кольцевые капоты NACA, на неубирающихся шасси появились изящные обтекатели. В отделке появился полированный алюминий, лакированное дерево, окраска самолётов отличалась высоким качеством.
Так сложился неповторимый стиль самолётов Waco, настоящий стиль далёких тридцатых, который и в наше время заставляет учащённо биться сердце фанатичного коллекционера и простого любителя авиации.

7. Кольцевой капот закрывает цилиндры звездообразного двигателя.


8. Кабина самолёта Waco ATO, обратите внимание на качество отделки.


9. Самолёт Waco ATO на земле и в воздухе.


10.


11. Waco CUC-2.


12. Waco QCF.


13. Waco QCF кабина.


14. Waco UEC.


15. Еще один Waco UEC без капота двигателя..


16. Waco UPF-7


17. Waco YKC.


18. Waco YKC ещё один ракурс.


Со второй половины тридцатых годов Waco активно пыталось предложить военному ведомству США различные типы военных самолётов - транспортные, тренировочные, лёгкие бомбардировщики, однако все эти машины, созданные по обычным технологиям тех лет не привлекли внимание американских военных, лишь несколько машин были приняты на вооружение ВВС США в качестве учебных. Несколько десятков тренировочных машин в было продано для ВВС Бразилии и других стран Южной Америки.
Предчувствие большой войны уже веяло в воздухе, правительство США огромными темпами наращивало свои вооружённые силы и ВВС. Здесь нашлось место для 600 единиц самолётов Waco UPF-7 заказанных для «Программы тренировки гражданских пилотов», которая предусматривала подготовку пилотов в высших учебных заведениях, чтобы обеспечить резерв обученных пилотов на случай войны. Еще 31 такой же самолет был поставлен для Комиссии по гражданской аэронавтике.
Перед войной часть гражданских самолетов Waco была реквизирована для нужд ВВС США и авиации ВМФ и использовалась для транспортных целей до самого конца боевых действий.

19. Самолёт Waco UPF-7 в цветах ВВС.


20. Ещё один тренировочный UPF-7.


Во время войны, не обладая возможностью в больших количествах строить высокотехнологичные цельнометаллические самолёты, фирма тем не менее оказалась востребованной и стала основным поставщиком средних десантных планеров Waco CG-4A. Эти угловатые машины деревянно-металлической конструкции вместимостью 15 человек стали самым массовыми десантными планерами второй мировой войны. Они приняли участие практически во всех крупных операциях союзников, на всех театрах боевых действий. Сама Waco построила только 1075 планеров, но к производству были привлечены ещё 16 субподрядчиков, многие из которых до того вообще не занимались авиационным производством. Вместе они построили 13916 десантных машин - огромное количество.
Примечательно, что в производстве Waco CG-4A в те времена принимала участие фирма Steinway - всемирно известный производитель роялей и фортепиано.

21. Десантный планер Waco CG-4A Hadrian в музее ВВС США.


Закончилась война, были остановлены военные заказы, нужно было искать свою нишу в послевоенном производстве. Намереваясь выйти на послевоенный рынок легких самолетов, компания Waco не устояла перед соблазном предложить самолёт довольно радикальных очертаний и в марте 1947 года подняла в воздух опытный образец четырехместного самолета Waco Aristocraft. Самолет представлял собой четырехместный цельнометаллический высокоплан с двухкилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Он был оснащен двигателем Franklin с толкающим винтом, установленным в задней части фюзеляжа. Компания получила около 300 заказов, но первые испытания показали необходимость больших затрат на доводку. Этот фактор, а также очевидный неизбежный кризис на рынке частных самолетов привели к остановке программы. Компания Waco в результате прекратила авиационное производство но осталась в других видах бизнеса, в том числе и в строительном.

22. Самолёт-автомобиль Waco Aristocraft.


В 1969 году название Waco было продано итальянской фирме SIAI-Marchetti для производства под этим брэндом самолётов Meteor, Minerva, Sirius, Vega и Vela, однако это программа оказалась нереализованной.
Новая попытка возобновить авиационное производство была предпринята Waco в 80-х годах, но она тоже оказалась неудачной.
Однако это неудача не стала последним авиационным проектом компании, поскольку в 1983 году в компания Classic Aircraft Corporation из штата Мичиган возродила биплан YMF-3 под названием Waco YMF Classic. Первый полёт нового самолёта состоялся в 1986 году.
История авиации тогда ещё не знала примеров возобновления производства конструкции пятидесятилетней давности, которая, тем не менее сумела получить сертификат FAA.

23. Несколько фотографий самолётов Waco Classic современной постройки.
Waco Classic YMF-F5C.


24. Waco Classic YMF.


25. YMF-F5C.


26.


В конструкцию самолёта было внесено более 300 изменений, для того, чтобы самолёт соответствовал современным требованиям, предъявляемым к лёгким самолётам. Была применена новая марка стали для каркаса, гидравлические тормоза, новая авионика.
И тем не менее, на Waco Classic были сохранены все черты классического самолёта.
Waco Classic, штучный продукт - более 5000 часов ручного труда затрачивается на производство одной машины.
В 1991 году был представлен Waco YMF Super с расширенной передней кабиной,
В 2009 году вышел улучшенный YMF-5D. Более 100 самолётов Waco Classic продано до 2009 года и жизнь этого самолёта продолжается.

27.


28.


29. Модифицированный самолёт "Mystery Ship" YMF-7 использует в своих выступлениях знаменитый американский пилотажник и владелец воздушного цирка Kyle Franklin.


30.


Сегодня 3-х местный Waco Classic YMF в максимальной комплектации стоит в США около $400 тыс. Но и в 30-х годах самолёты этой марки были дорогими: 3-х местный стоил $15 тыс., четырёхместный лимузин $17 тыс.

31. В начале статьи я упоминал несколько марок классических автомобилей 30-х годов, не могу не выложить хотя бы пару фотографий. Классический Auburn Speedster на фоне патрульного самолёта Орион.


32. Кабриолет Cord на фоне самолёта Rearwin 6000M.


33. Пора закругляться, но остановиться не могу, ещё несколько фото.
Waco YKS-6 NC16512 в экспозиции технического музея Мюнхена. Год выпуска 1936.


34. YKS-6 в Ошкоше.


35. YKS-7 там же.


36. ZKS-7.


37. Несколько видов Waco YPF NC15700 c закрытой кабиной. Хорошо видна крышка, закрывающая переднюю кабину.


38.


39.


40. И финальный салют, надеюсь не устали.


sun'n-fun, oshkosh, waco

Up