Самолёты TS-11 Iskra в Жуковском и не только.

Aug 17, 2012 09:35

На воздушном празднике в Жуковском, моё внимание конечно-же привлекла пилотажная группа польских ВВС "Бело-красные искры", выступающая на самолётах PZL-Mielec TS-11 Iskra. Было очень интересно увидеть выступления этой группы в воздухе, а также познакомиться с её самолётами поближе. В моём понимании TS-11 Iskra - очень старый, почти исторический самолёт с архаичными формами, ровесник Jet Provost и Fouga Magister, остающийся на вооружении только благодаря экономности польского военного руководства, в то время как его более успешные ровесники, такие как чешский L-29 давно сняты с вооружения и летают теперь только в частных руках. И действительно, в любом авиационном музее Польши обязательно можно найти списанный TS-11, кое где они стоят возле гостиниц и на заправках в разной степени заброшенности.




Появление в середине пятидесятых годов реактивных УТС на Западе, убедило руководство стран Варшавского договора начать разработку собственных реактивных учебных самолётов. В СССР эти работы велись в ОКБ Яковлева, в Чехословакии - на фирме "Аэро", а в Польше - коллективом конструкторов из Авиационного института в Варшаве.
Согласно требованиям польских ВВС, самолёт должен был применяться как для первоначальной, так и повышенной подготовки летчиков, с возможностью использования бортовых систем вооружения. Разработку будущего TS-11 возглавил Тадеуш Солтык, его инициалами и назвали машину. Разработка самолёта шла довольно быстро, одновременно для него разрабатывался двигатель SO-3 с максимальной тягой 9.81Кн. Первый полет TS-11 с бортовым номером 02 совершил 5 февраля 1960-го, правда с английским двигателем НО-10.

1. Заправка азотом Искры #7.


А этот абзац я полностью позаимствовал на airwar.ru :
"Испытания показали, что "Искра" отлично подходит на роль учебного самолёта, прежде всего, благодаря легкому пилотированию прощающему ошибки летчика. Самолет отличался легким наземным обслуживанием, удобным доступом к агрегатам и оборудованию. Полученные характеристики рождали надежду что "Искра" найдет покупателей не только в Польше. Тем более что поступило известие о предстоящем выборе стандартного УТС для стран Варшавского договора. Местом проведения сравнительных испытаний стал подмосковный аэродром Монино. На нем и встретились советский Як-30, чехословацкий L-29 "Дельфин" и польский TS-11, получивший к тому времени название "Искра". К испытаниям подготовили третий прототип. В конце августа самолёт совершил перелет по маршруту Варшава - Минск - Смоленск - Кубинка - Монино. Здесь самолеты подверглись всесторонним исследованиям на земле и в воздухе. По общему мнению, машина больше "тяготела" к истребителю, чем к УТС и поэтому довольно быстро выбыла из "игры". В то же время "Искра" получила всеобщее одобрение, особенно она отличалась удобством наземного обслуживания. По совокупности параметров "Искра" превосходила своих конкурентов. Существенными замечаниями к машине были разве что большие габариты и малая нагрузка на ручку управления. Но победителем все-таки стал "чехословак". Возможно, здесь сыграли роль политические мотивы."

2. Шлемы лётчиков пилотажной группы почему-то надеты на заголовники кресел, и постоянно кажется, что в машине сидит человек.


3. Также интересным показалось наличие бронестекла за подголовником, на американских машинах я такой штуки не видел.


4. Носы.


5. Интересная защитная сетка на воздухозаборнике.


6. Кабины.


7. Панель приборов.


8. Заправка топливом.


9. Персонал, в ожидании полетов.


10. Наконец-то пришло время вылета, выруливание.


11.


12.


13. Стартует группа чинно и неторопливо.


14. Также и в воздухе, дымы откровенно слабые.


15.


16. Заруливания после выступления.


17.


18.


19. После выступления снимаются носовые обтекатели, идёт проверка и заправка азотом.


20. На этой модификации снимается только носок обтекателя.


21.


TS-11 Iskra долгие годы был основным УТС ВВС Польши, также эти самолёты эксплуатировались в ВВС Индии.
В последнее время ведутся работы над увеличением межремонтных сроков фюзеляжа и двигателя, благодаря чему "Искра" сможет эксплуатироваться и в XXI веке. Однако в настоящее время идёт процесс замены Искр в учебных частях на самолеты PZL-130TB Orlik.

22. В завершение обзора, несколько фотографий "иностранных" Искр.
В музее города Лодзь, фото Александра Михайлова.


23. Возле гостиницы, Польша.


24. В музее города Kissimmee, США, Флорида.
Хорошо оборудованный лётный экземпляр.


25.


26. И никаких бронестёкол.


27.


28. В соседнем ангаре сразу три Искры в разной степени потрёпанности. Американцы создают пилотажную группу на этих машинах? После Black Diamonds можно поверить чему угодно!


29.


30.


Такой получился репортах, об этой старой, но безусловно интересной и заслуженной машине.

пилотажные группы, ts-11, Жуковский, kissimmee, авиашоу

Up