Самый необычный самолёт.

Sep 05, 2012 13:44

Я видел и фотографировал много самых разнообразных и необычных самолётов. В музеях и на аэродромах, на слётах самодельщиков и на крупных авиашоу. Но в своём собственном хит-параде необычных машин, на первое место я ставлю самолёты Рутана, и конечно-же его невообразимый Model 318 White Knight. Этот аппарат, по степени необычности стоит в моём хит-параде на ступень выше, чем даже знаменитый ВВА-14 Р.Л. Бартини. И самое главное, я видел его в полёте.



Здесь отчёт о перелёте на самолёте Rutan Long EZe.


Создавался этот цельнокомпозитный реактивный аппарат, как транспортно-пусковая платформа для другого необычного творения Рутана, - cуборбитального пилотируемого космического корабля многоразового использования SpaceShipOne, который 21 июня 2004 года совершил пилотироемый полёт на высоту 100,124 км. Затем, в октябре 2004 года, SpaceShipOne в течение недели совершил ещё два суборбитальных полёта, и победил в конкурсе Ansari X Prize, где основным условием являлось создание космического корабля, способного дважды в течение двух недель выйти в космическое пространство с тремя людьми на борту. Компания создатель аппарата «Scaled Composites», стала победителем конкурса и получила награду в 10 миллионов долларов. В компанию по продвижению проекта включился известный бизнесмен Ричард Брэнсон, он объявил о создании нового космического предприятия «Virgin Galactic» для производства туристических суборбитальных полётов.

1. Первое появление космического челнока и его носителя на авиашоу в Ошкоше 27 июля 2005 года. Самолёт появился над аэродромом на высоте примерно в километр, в одиночестве, без самолётов сопровождения. Можно хорошо рассмотреть его аэродинамическую схему, - прежде всего крыло, к которому подвешены две балки с двумя независимыми хвостовыми оперениями. Передние части балок изогнуты вниз, на них крепятся обтекатели носовых стоек четырёхколёсного шасси, основные стойки шасси убираются в эти же балки. Короткий фюзеляж расположен над крылом, но выдвинут сильно вперёд, на нём установлены два реактивных двигателя. Челнок подвешен по центру, под фюзеляжем. Самолёт прилетел на авиашоу из Калифорнии, где производились испытания и первые старты челнока.


2. Самолёт заходит перпендикулярно полосе.
Первый полёт White Knight совершил 1 августа 2002 года, но полёт был прерван из-за неисправности спойлеров на одном из крыльев. Спойлеры были установлены для того, чтобы обеспечить самолёту более крутую глиссаду на снижении, однако впоследствии от их применения отказались.


3. Такое в воздухе даже представить трудно, напоминает инопланетные корабли из Вавилон-5.


4. Самолёт выполнил пару проходов перед публикой.


5.


6.


7.


8. И вот она, историческая посадка! В этот день было облачно и пасмурно, дул порывистый ветер под углом к полосе.


9.


10.


11. Вид сзади ещё более необычный.


12. Сворачивает на рулёжку.


13.


14. Люки открыты, на самолёте прилетели Берт Рутан, Пол Аллен и пилоты челнока.


15. После прилёта публику приветствуют создатель самолёта Берт Рутан, а также вдохновитель и главный спонсор проекта Пол Аллен.


16. Пилоты челнока Mike Melvill (он совершил первый суборбитальный полёт на челноке) и Brian Binnie (второй полёт). Кто такая смешная бабулечка в очках, сидящая между ног у Майка Мелвилла, я не знаю.


17. Больше на авиашоу White Knight не летал, до окончания стоял на основной площадке, огороженной ленточками. Хорошо видны круглые окна фюзеляжа и челнока. Надо сказать, что фюзеляж самолёта и челнок, для удешевления проекта имеют одинаковую конструкцию.


18. Самолет оснащён двумя реактивными двигателями J-85 с максимальной тягой 13.1 кН, применявшимеся также на самолётах F-5, Т-38, A-37.


19. Вид спереди. Экипаж самолёта, 2 человека, размах крыла 25 метров. Самолёт может подниматься на высото до 16 километров.


20. Все дни авиашоу самолёт пользовался неизменным вниманием публики, трудно представить сколько портретов было сделано на его фоне.


После окончания полётов и испытаний, челнок SpaceShipOne был отправлен в музей, а White Knight продалжал работать. По контракту DARPA он участвовал в сбросах гиперзвукового беспилотника Boeing X-37. В конце 2006-го самолёт участвовал в испытательных полётах по программе создания крыла Adaptive Compliant Wing .

21. Побывавший в космосе образец SpaceShipOne демонстрируется в музее в Вашингтоне.


22. Кабина пилота представляет собой герметичную камеру, где создаётся необходимое давление. Круглые иллюминаторы изготовлены из двухслойного стекла, каждый слой должен выдерживать возможные перепады давления. Для дыхания используются кислород из баллонов, углекислый газ удаляется специальной поглощающей системой. Отдельная система контролирует влажность воздуха. Предполагается, что в полётах не будут использоваться космические скафандры.


23. Точную копию челнока можно увидеть в музее ЕАА в Ошкоше.


24. Конструкторы челнока обращались к военным с просьбой о предоставлении им стандартного твердотопливного двигателя, но получили отказ. Для аппарата был специально разработан гибридный двигатель, работающий на полибутадиене и оксиде азота (N2O).


25.


Этот абзац я утащил из википедии, в нём рассказывается, как происходит полёт челнока.
В начале полёта корабль поднимается на высоту примерно 14 км над уровнем моря при помощи специального самолёта WhiteKnight (Белый Рыцарь). Затем происходит отстыковка, SpaceShipOne выравнивается в течение примерно 10 секунд, а потом включается ракетный двигатель. Он приводит корабль почти в вертикальное положение, ускорение длится немногим больше одной минуты, при этом пилот испытывает перегрузку до 3g. На этом этапе корабль достигает высоты примерно 50 км. Максимальная скорость корабля в этот момент достигает 3 500 км/ч (М 3,09), что существенно меньше чем первая космическая скорость (28 400 км/ч, 7,9 км/с), которая необходима для выхода на околоземную орбиту.
Дальнейшее путешествие к границе атмосферы (ещё на 50 км) происходит под действием инерции по параболической траектории. В космосе SpaceShipOne находится около трёх минут. Немногим не доходя до апогея траектории, корабль поднимает вверх крылья и хвост, чтобы при обратном падении и входе в плотные слои атмосферы одновременно стабилизировать корабль и быстрее вывести его из пикирующего в планирующий полёт. Перегрузки при этом могут достигать 6g, но пик перегрузок длится не более 10 секунд. В таком виде он спускается на высоту около 17 км, где снова принимает первоначальное положение крыльев и летит на аэродром наподобие планера.
«Это фантастический опыт, - поделился своими впечатлениями Brian Binnie на послеполётной пресс-конференции. - Трудно, конечно, описать. Просто когда корабль достигает высшей точки полёта, двигатель выключается, и ты понимаешь, что больше не чувствуешь своей тяжести, наступает настоящая эйфория. За иллюминатором темнота, а где-то внизу яркая Калифорния… Это фантастическое ощущение. Там свобода! Вы все должны испытать это».

На этой схеме можно видеть профиль полёта.


Полёт челнока с включенным двигателем.


Согласно правилам ФАИ, пилоты SpaceShipOne не являются космонавтами, так как для этого аппарат должен совершить хотя бы один виток вокруг Земли на высоте более 100 км. Однако в США астронавтом считается каждый, кто совершил полёт хотя бы по параболической траектории с максимальным подъёмом не меньше 50 миль (около 80 км).

Вот такая история. Позднее были построены транспортный самолёт White Knight 2 (я о нём ещё расскажу) и новый челнок SpaceShipTwo. Суборбитальных полётов он ещё пока не совершил, по состоянию на август 2012 года выполнил 22 успешных планирующих полёта. Билеты для будущих космических туристов пока продаются, стоят они примерно $200 тысяч, планируется также постройка космопорта в пустыне Мохаве. О закрытии проекта никто пока не сообщал, однако по прошлым планам в космосе уже к 2010 году должно было побывать почти 3000 космотуристов. Пока не слетал никто.

космос, rutan, челнок

Up