Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!
Иоганн Гете, "Фауст"
Предприниматель хочет спать,
Но надо, блин, предпринимать...
Тимур Шаов
Различные бизнес-задачи, которые стали передо мной в последние 3 месяца.
Все задачи абсолютно никак не связаны друг с другом, все платформы и клиенты разные.
1.
Выкуп текущей платформы с кучей функциональности от заказчика, которому очень хочется ее развивать, но по-хорошему дорого, а экономно не имеет смысла.
Выкуп нужен для продажи далее более широкому кругу заказчиков (текущему в т.ч.) по модели сервис-как-услуга от своего имени.
Попутно нужно:
- поменять примерно 60% архитектуры системы
- вложиться в новую платформу (выбрать, изучить, найти людей, сделать, протестировать, переписать инструкции, пересадить 200 текущих пользователей)
- рассчитать бизнес-модель нового сервиса
- разработать модель продвижения на широком рынке
- урегулировать отношения с текущим заказчиком, чтобы широкое продвижение не задевало его сегмент рынка и не создавало конкуренции
Инвестиции порядка 2-3 млн., а далее - как получится. Но понятно, что на перспективе 1-2 года еще несколько млн. придется вложить в развитие новых сервисов, а отдача под бооольшим вопросом.
Риски бездействия:
- Снижение рентабельности одного из кусков текущего бизнеса, вплоть до его потери в перспективе 2-3 года
Риски действия:
- Потери этого куска бизнеса в процессе переформатирования еще быстрее, чем 2-3 года
- Инвестиции 2-3 млн. собственных средств (и кучи времени, что недополученная прибыль примерно того же порядка)
Потенциальные приобретения:
- Создание новой компетенции в своей компании, не связанной с текущей платформой
- Трансформация потери в рентабельности в больший объем бизнеса, но параметры абсолютно непонятны
В данной задаче подкупает то, что я очень хорошо знаю рынок и задача абсолютно реальная. Но, блин, сложная - на всех уровнях.
Такие в задачнике обычно обозначаются звездочкой: ты точно знаешь, что знаний и навыков тебе хватает, отступать вроде как нельзя, но вот хватит ли смекалки...
2.
Есть новая отрасль и другая, неизвестная мне платформа.
Что самое сложное - неизвестный рынок.
Есть клиент, готовы потратить 1 млн. на некий пилотный проект на этой платформе (это скромный бюджет, которым они готовы рискнуть). Есть фрилансер, готовый сделать этот "некий проект" примерно за 0,4-0,5 млн.
Браться или нет?
Моя роль:
- Страховать параметры "некого проекта", о которых на старте знает фрилансер (профи в теме), смутно знает заказчик и никак - я.
Но мне готовы оказать доверие.
Все, что сэкономлено от 1 млн. - мое, но если не получится - нужно покрыть разницу за свой счет.
- Понять что тут к чему, есть ли тут систематический спрос и возможность для компании
Трудности:
- Ничего не знаю ни про рынок, ни про платформу, надо разбираться. Задачи "некого проекта" понимаю (пока) смутно
- Абсолютно нет времени и непонятно, где его брать
- Клиент референсный, провал проекта, скорее всего, закроет мне доступ на этот рынок и нанесет удар по репутации в основной сфере
Потенциальные приобретения:
- Если проект сделать, то будет заказ на 12-15 млн, этого уже достаточно, чтобы создавать новую практику у себя - нанимать людей и предлагать рынку. По (непроверенным пока) слухам, рынок недонасыщен, объем рынка - неск. десятков млн. в год.
3.
Быть способным решать для одного из основных клиентов задачи, сильно выходящие за рамки текущего сотрудничества - да и вообще моей компетенции, а именно:
- Разработка ИТ архитектуры большой распределенной компании с филиалами по всей России, более 1000 человек и 3000+ агентская сеть
- Разработка аргументов для защиты этой позиции во внутри корпоративных интригах компании, балансировка на противоречиях топы VS средние менеджеры, центр VS филиалы, бизнес VS IT
- Разрабатывать всякий мелкий софт, никак не относящийся к моей основной сфере, попутно удовлетворяя этим софтом интересы всяких разных группировок...
Де-факто это небывалый эксперимент разработки с одновременным внедрением самоизменяющейся ИТ архитектуры.
Если бы такой подход применялся при строительстве зданий, мы бы все жили в каких-то плавуче-текучих формах, каждый день в новой метаморфозе, с убегающими входами и окнами, двери бы открывались каждый раз к разным соседям...
Моя задача как архитектора - чтобы в таком доме не менялся бы интерьер отдельных комнат и стабильно работали все коммуникации, ходили бы лифты и пневмо-почта :)
Платят хорошо, но не всегда все участники понимают, за что именно.
Однако, все чудесатее и чудесатее...
Ах, да, еще такая мелочь, как управление текущим бизнесом:
Отслеживание рентабельности, контроль качества услуг на всех уровнях, контроль-развитие сотрудников, решение текущих конфликтов и прочая текучка...
И работа с новыми клиентами, конечно - привлечение, презентации, переговоры...
Но пока мне удается (почти) каждый вечер купать Максоида, я не должен свихнуться.