По мере укрепления украинской демократии и расцвета национальной исторической мысли выяснилось, что русские и украинцы происходят из разных племенных корней и не могут считаться одним этносом. Русские - результат помеси угро-финнов с монголами, отставшими в развитии от европейцев на несколько веков. Украинцы же возглавили становление европейской цивилизации, ибо, как известно, Апулей носил оселедец и писал «Золотого осла» на древнеукраинском языке.
В эту убедительную версию добавляют, правда, ложку дегтя польские историки, которые утверждают, что впервые термин «украинцы» изобрел великий специалист по выдиранию хохлацких чубов граф Потоцкий 200 лет назад. Правда, никакого научно-этнографического смысла граф этому термину не придавал, а просто считал, что быдло, проживающее на окраине Речи Посполитой, удобно называть «окраиной» или «украиной».
Это в корне противоречило уже утвердившейся версии о протоукраинских корнях человечества и входило в конфликт с исследованиями другого польского графа и по совместительству специалиста по этносам Фаддея Чацкого. Сей самовоспитавшийся ученый, не выходя за пределы своего поместья, открыл, что «украинцы произошли от укров, особой орды, пришедшей на место Украины из-за Волги в 7 веке…». Граф дал украинцам гораздо большие сроки исторического развития, но и это до трипольской культуры, зародившейся 140 тыс. лет назад, ещё не дотягивало. Хотя мировая наука о такой орде ничего не слышала, но так уж случилось, что мировая наука и история возникновения укров принципиально разошлись.
Пытаться в наши дни довести до сознания украинского историка необходимость опираться на исторические документы, раскопки и свидетельства древних времен, сосредоточиться на единых языковых корнях днепровско-суздальских племен означает нарваться на членовредительство. Еще в 1925 году в Берлине вышла книга историка А.Стороженко, в которой он описал симптомы русофобской одержимости: «"Украинцы" - это особый вид людей. Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе русскость и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его назвали кафром, готтенготом - кем угодно, но только не русским. Слова: Русь, Русские, Россия действуют на него как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают «украинца» старинные названия земли его предков: Малая Русь, Малороссия, малороссийский. Слыша их, он бешено кричит «Ганьба!» (позор. - польск). Злоба, пена и судороги - явные признаки беснования».
Это описание, данное без малого сто лет назад, ничуть не устарело. Из такого беснования выросли бредовые сказы о трипольской культуре, изобретенном в её недрах колесе и украинских корнях древнего Вавилона.
Поэтому любые попытки независимых ученых наладить диалог с украинскими «историками» об основополагающих подходах исторической науки до сих пор результатов не дали. Эти попытки отвергаются всеми способами, вплоть до брутальных.
Однако одно дело - слабые писки коллег по науке из окружающего Украину пространства. Их можно игнорировать. И совсем другое дело - документы недавнего прошлого, от которых отмахнуться непросто.
Некая Полина Дубинина раскопала архивные газеты украинской эмиграции в Америке столетней давности. Будучи человеком дотошным, не поленилась наша Полина проследить по этим газетам занятную вещь - процесс переименования себя кучкой эмигрантов из русских в «украинцев». Оказывается, еще в 1893 году газета «украинских» эмигрантов «Свобода» называла свой народ «русским» и в подзаголовке именовалась «Часопись для русского народа в Америце». Несмотря даже на старания двух польских графов - Птоцкого и Чацкого - в ту пору название «Украина» и «украинский» общепринятыми не были. Газета же была полностью посвящена жизни выходцев из Малороссии и к Великороссии никакого отношения не имела. Тем не менее дискуссия о том, как нужно называться осевшим в Америке представителям народа, продолжалась. А 15 октября 1914 года «Свобода» впервые вышла с подзаголовком «Газета для украинского народа». Свершилось! «Украинский народ» родился!
Как быть создателям теории «трипольской культуры»? Куда теперь спрячешь старые газеты? Их фотокопии размещены в Интернете и громогласно возвещают: «Со столетним юбилеем вас, укры!»