Прежде всего, присоединяюсь к посту
http://sergeydolya.livejournal.com/468144.html - вечная память...
Теперь хочу немного поговорить о самом самолёт и совсем немного о катастрофе.
Официально российская пресса называла SSJ надеждой отечественной авиации, на этот самолёт возлагались большие надежды. Боле того, именно SSJ должен был стать реализацией призыва теперь уже бывшего президента Медведева к возрождению отечественного гражданского авиастроения. Но это всё пропаганда…
На само деле, SSJ 100 не был отечественным самолётом, ибо на 80% состоял из зарубежных комплектующих, а в его разработке активно принимали участие зарубежные консультанты. Так что справедливости ради скажу, что это международный проект, и отечественным он является даже меньше, чем «Конкорд» английским. Не беду спорить на тему того, где в мире делают самолёты обходясь силами одной страны, но скажу лишь, что они потом и не кичатся американскими или немецкими лайнерами. Впрочем, это для исторической справки и для того, что бы не так обидно было за державу - раз SSJ есть проект буржуйский на 80%, то риски и, соответственно, ответственность, на 80% на буржуях.
Впрочем, теперь, пожалуй, настало время сказать о самом самолёте.
На самом деле, фактически единственная критика в его адрес, это критика в том, что он псевдороссийский. Во всех остальных моментах, если честно признать, что проект международный с нашим участием, самолёт действительно неплохой.
Да, возможно, неоправданно дорог в разработке и производстве, не в последнюю очередь за счёт привлечения зарубежных консультантов и производителей. Но наряду с этим, он имеет и ряд положительных черт. Начнём с того, что его корпус производиться по технологии, по которой обычно производят космические ракеты и штучные модели - фактически, детали корпуса вырезают из цельного куска сплава. Это намного сложнее и дороже, но это и надёжнее. Фактически, на сегодняшний момент, это единственная гражданская машина в мире, производящиеся серийно по такой технологии.
Второй момент - это очень живучая машина. В этом посте
http://sergeydolya.livejournal.com/467212.html видно, что во время демонстрационного тура, у одного из самолётов возникли проблемы с давлением масла в двигателе (на фотографии отчётливо видно и низкое давление масла по приборам, и отключённый автомат тяги на ручках РУД). Имея такую поломку, двигатель должен был бы проработать не более получаса. Но вопреки этому, дабы не создавать паники, пилоты не только благополучно посадили самолёт, но ещё и вернули после этого его на Родину, совершив при этом промежуточную посадку (т.е. дважды взлетев с таким двигателем). Честно, не могу припомнить ни одну двухдвигательную машину, как отечественную, так и буржуйскую, которая бы была способна на такое.
Потом, по отзывам пилотов, самолёт имеет прекрасную управляемость, превосходящею многие конкурирующие аналоги.
Скажете, не так густо? Тогда я задам встречный вопрос - а чего нового вообще можно ожидать от новых гражданских самолётов? Фактически, сегодня гражданская авиация во всём мире перешла к застою, вызванному достижением технических пределов дозвуковых машин. Посмотрите сами - основными направлениями совершенствования самолётов в ГА сегодня являются соблюдения эколого-экономических требований и увеличение пассажировместимости. И всё! На этом фоне, SSJ смотрится очень даже неплохо.
Да, у нашей страны есть все шансы вновь выбиться в мировые лидеры ГА, как это было во времена СССР, и проекты есть (тот же Ту-244), но вот позволит ли меркантилизм и жадность наших чиновников и бизнесменов решить эту задачу - вопрос открытый. Впрочем, речь не об этом.
Подводя итоги сказанному - SSJ действительно хороший самолёт, хотя и не отечественный.
Что же до катастрофы, то однозначные выводы делать пока рано. Впрочем, к сожалению, есть некоторые основания предположить, что выгоднее всего будет списать катастрофу на покойный экипаж (к сожалению, в нашей практике такое не редкость, и недавний пример катастрофы Як-42 с «Локо» лучшее тому подтверждение).
С другой стороны, по скудным точным данным можно сделать вывод, что с момента смены курса до момента катастрофы прошло не менее 8 секунд - вполне достаточно, что бы опытный лётчик-испытатель, понимающий ценность любой информации с борта в такой момент, доложил о происходящем (не верите - вспомните пример Гарольда Кузнецова). Таким образом, техническая неисправность маловероятна.
Гораздо более вероятен человеческий фактор (кстати, статистка авиакатастроф так же выводит именно человеческий фактор в основные причины крушений). Есть некоторые скудные данные, не подтверждённые официально, но многократно повторяющиеся разными источниками, что непосредственно перед катастрофой экипаж, находясь в облачности, запросил снижение ниже верхней границы горного массива и получил разрешения от диспетчера.
Не буду утверждать, что это точно вина диспетчера - факторов там было много, начиная с определения местоположения экипажем и кончая работой диспетчерского оборудования, но лично моё мнение, что всё же имел место быть человеческий фактор.
И здесь, чисто субъективно, я больше доверяю российскому пилоту-испытателю, нежели местному диспетчеру. Так что мое мнение - ошибка на земле. Впрочем, это только мнение, а не обвинение и не версия.