Когда-то Генри Форд сказал, что «автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения». Кстати, он же, на вопрос, какой автомобиль лучше всего, ответил - «новый». Всё это так, и хотя я не люблю приводить в пример буржуйских классиков (тем более, что Форд-старший являлся очень неоднозначной личностью), но тут это более, чем уместно. Особенно в приложении к такой стране, как Россия, где, в силу целого ряда причин, полноценная и активная жизнь просто невозможна без личного автомобиля (ну, или без огромного запаса денег, но с этим у нас в стране туго). А получается наоборот, бизнес и государство никак не могут создать для населения ту самую «модель Т», т.е. доступный народный автомобиль, который бы мог без проблем выполнять свою основную функцию - возить своего владельца и его семью по просторам нашей необъятной Родины. И вот сегодня я бы хотел ещё раз сказать, что для этого нужно и как подобное реализовать. Ранее мне ужа доводилось писать на данную тему, но тут у меня возникли дополнительные мысли в данном направлении, так что думаю, что можно обновить идею.
Прежде всего, должно у наших политиков быть понимание, что народный автомобиль - это просто первая необходимость в нашей страте. Ну нельзя нормально жить без машины, и точка. Если кто-то не согласен, то пишите в комментариях и я разложу по полочкам, почему это именно так, а в тексте останавливаться на очевидных вещах не буду.
Ну а раз машина прям очень нужна, то она должна быть доступна. И совсем недавно это было именно так. Где-то в 2021 году за 100к вполне можно было купить машину на вторичке, которая бы вполне себе исправно ездила несколько лет. А в 2014 году я сам купил в салоне новую «Гранту» за 350к. Это были вполне приемлемы цены.
Сейчас же у нас новая «Гранта» стоит около миллиона (а это самый дешёвый новый автомобиль), а более-менее нормальную машину б/у можно купить начиная где-то от 300к. И это уже не смешно. Что бы там ни писали официальные аналитики про среднюю зарплату, но это ведь просто средняя температура по больнице. А реально у нас больше половины населения имеют доход меньше 50к в месяц, а очень многие получают порядка 30к, и не от того, что они лодыри и работают на дробную часть ставки, а от того, что просто больше не платят. Получается, что даже если не пить и не есть, то среднестатистическому работяге надо пару лет копить на новую машину. При том у нас, увы, не СССР, и цены за то время, что человек будет копить, увеличатся (если кто-то забыл, то при СССР цены не менялись десятилетиями, и это был потрясающий пример стабильности). Вот не случайно привёл разницу в стоимости новой машины в 2014 и 2014 годах - она увеличилась в 3 раза! Карл, три, мать его, раза!!! И это при том, что надо ведь ещё есть, за жильё платить, за проезд, ещё надо, в конце концов, отдыхать. А если дети есть в семье, то расходы резко возрастают.
Кредит? Ну, в принципе не имею ничего против кредитов, но не по нынешним ставкам. Нормальный кредит со ставкой не более 10% годовых мог бы помочь, но сейчас его дают под 20-30%, а это просто грабёж. Да, возможно на короткий срок вроде года это не так и существенно, но столь дорогие покупки требуют и большего времени для кредитования, так что тут речь о сроках порядка 5 лет, а за это время стоимость автомобиля, взятого в кредит, увеличится в два раза. Как вам «Гранта» за два миллиона рублей? Жесть, как по мне…
И я тут с другой стороны зайду - сравним стоимость автомобиля со стоимостью жилья. Но только не где-то в «Дефолт Сити», а в простой Российской глубинке. Дом в деревне, вполне нормальный дом, зимний, хороший, прочный, с участком земли, можно купить меньше, чем за миллион. Где-то и за 100-200к можно дом взять, хотя туда и потребуется приложить руки. Но это дом, место, где можно жить, недвижимость, которая простоит десятилетия, если не столетия, и которую можно передать в наследство детям и внукам. А машина, которая, увы, всего лет 10-15 прослужит, стоит дороже. Это, блин, что вообще такое?!
Нужно срочно и обязательно делать автомобиль, доступный для народа. И это задача государства, в первую очередь, а бизнес, в данном случае, должен быть лоялен и выполнить волю власти (иначе его просто надо национализировать).
Со стороны непосредственно государства нужны очень простые, но потные шаги, и я их прям по пунктам перечислю:
1. Отменить экологические нормы, что позволит вернуть в производство машины с карбюратором, который надёжнее, проще и, главное, дешевле инжектора. И не надо тут про экологию, ибо это всё байки маркетологов, ну нет ни одной научной статьи, где было бы доказано влияние человека на изменение климата. Именно доказано, а не просто показана корреляция, дескать, мы увеличили выбросы и климат изменился. Да, изменился, но он бы и без этих выбросов изменился, ибо наш в клад тут минимален. Впрочем, это совсем другая тема, а в данном ключе даже не важно, влияет что-то на экологию или нет - тут вопрос первостепенный для наших граждан и они не должны платить рублём за мнимую экономичность.
2. Отменить нормы безопасности, позволить делать машины без ABS, без подушек, без спутниковой аварийной системы, нет, кто хочет, может всё это поставить за отдельную цену, но в базе должно быть можно собирать машину без всех этих опций.
3. Обеспечить целевые кредиты на покупку машины со ставкой порядка 5% годовых на 5 лет, без навязывания страховок. Скажем, чтобы каждый работающий гражданин страны, у которого есть водительское удостоверение, имел право раз в 10 лет взять в кредит новую народную машину со льготными условиями. Да, пусть при этом автомобиль остаётся в залоге до выплаты всей суммы, но никаких дополнительных страховок, никакого КАСКО, навязывать не нужно. Вот сколько стоит машина, столько за неё и нужно отдать денег, вне зависимости от формы оплаты (кредит или за свои).
4. Обязать производителей продавать машины напрямую с завода без дополнительных условий (не навязывать кредит, не навязывать ДОПы), чтоб можно было приехать и купить за означенную цену. Кстати, не плохо было бы и обязать производителей указывать в рекламе только реальные цены, за которые можно, без всякий скидок и льгот, купить машину в наличии, т.е. приехать и прям сейчас купить. А то у нас пишут цены в два раза ниже реальных.
5. Обязать производителя сделать и продавать автомобиль со стоимостью не выше 500к, и цену эту не повышать в ближайшие 10-20 лет. Но цена эта, конечно, должна быть на самую простую комплектацию, где нет ничего, кроме «руля, мотора и педалей». Конечно, за дополнительные опции вроде ЭСП, кондея или ЭУР, покупатель должен доплачивать. Но вот именно базовую комплектацию нужно продавать по цене меньше полумиллиона, при том, лучше всего просто законодательно это потребовать у производителя, тем более, что тот же ВАЗ сейчас под государственным контролем. Даже если это будет в убыток, вполне модно заложить повышенные расходы в стоимость более дорогих моделей и комплектаций, чтобы за счёт них поддерживать низкую цену на народный автомобиль. В конце концов, механизм реализации не важен, но важен результат - народ должен получить машину по цене не более полумиллиона.
Вот эти пункты, эти условия, я бы назвал «правилом трёх пятёрок» - машина по цене не больше 500к, с кредитной ставкой не выше 5%, сроком на 5 лет.
Это не отменяет того, что могут быть более дорогие машины, с опциями по комфорту, безопасности, экологии. Но всё это может быть только при условии, что у народа будет простой и дешёвый автомобиль, фактически доступный любому работающему гражданину страны.