В прошедшие выходные мы с компанией друзей выбирались на пару дней в Старицкий район Тверской области. Основной целью этого выезда было посещение пещеры ДХБ, ну и, заодно, открытие шашлычного сезона и просто отдых на природе. Короче, если обычно мы устраиваем довольно жёсткие и целенаправленные мероприятия, то на этот раз речь скорее идёт о варианте культурного отдыха. Впрочем, отдых хоть и был культурный, но без приключений, как всегда, не обошлось, да и в кадр моего фотоаппарата попало немало интересного. Так что сегодня публикую рассказ об этой поездке.
Сама идея посетить ДХБ и совместить это с шашлыком, возникла в нашей компании ещё зимой. Но, как это часто бывает, в силу ряда обстоятельство, окончательное решение о выезде именно в этом направлении было принято за 3 дня до отправления.
И хотя времени было мало, но, поскольку никаких особых сложностей выезд не предполагал, то удалось вполне всё успеть. В итоге встретились, заехали в магазин за мангалом и тем, чему предстояло стать нашим ужином, после чего утрамбовались в мою «гранту» и двинулись навстречу светлому будущему приключениям.
Надо сказать, что Старица расположена очень неудобно, с точки зрения логистики. Город, хоть и является райцентром, но находится между Тверью и Ржевом, а прямой дороги из Москвы туда просто нет. Самый короткий путь, который можно увидеть на картах «Яндекса» или же в SAS Planet - это дорога через Лотошино-Степурино, при чём, на всех картах она обозначена как совершенно нормальная дорога между довольно крупными населёнными пунктами. Ну, естественно, я решил проложить маршрут по ней, ибо это было короче всего.
В итоге, в какой-то момент я был несколько удивлён, когда навигатор указал мне поворот маршрута на песчаный грейдер. И хотя я в курсе того, что в Тверской области таких грейдеров довольно много, более того, ранее уже имел опыт передвижения по ним, но я даже предположить не мог, что отмеченная на карте единственная дорога между довольно крупными населёнными пунктами, будет такой!
Впрочем, хотя на грейдере и пришлось серьёзно снизить скорость, но, в целом, он особых проблем не доставлял - ехать можно было вполне уверенно. Сюрприз же поджидал уже в самом конце этой «дороги» - проехав цать километров по грейдеру, мы увидели, наконец, деревню, в которой начинается нормальный асфальт, но проезд в эту деревню преграждало неприступное для чего-либо меньше «КАМАЗа» грязевое болото.
Посмотрев на это, и поговорив с местными жителями, которые сказали, что две машины примерно похожего класса не проехали в этом месте, и их тянули трактором, я серьёзно опечалился. На самом деле, место было ОЧЕНЬ неприятным - размытая глина с песком от края до края, длиной метров под 40, не меньше (так что, «с разгону» не взять). Поняв всё это, я только спросил у местной жительницы, глядя на стоящий рядом трактор - «а тракторист дома и в состоянии дёрнуть, если что?». Ответ был утвердительный, после чего, я решил испытать судьбу.
Надо сказать, что реальные шансы проехать там были не велики, но, когда я объявлял друзьям о том, что надо выйти из машины, для снижения веса и увеличения дорожного просвета, я сказал про вероятность 50/50. Ну, это как в анекдоте про вероятность встретить динозавра в Москве…
Впрочем, повезло! Иначе не скажешь…. Наградой за риск были очень неплохие карды, например, вот этот храм, разрушенный ещё во времена ВОВ:
Правда, мне пришлось доставать камеру с самого дня багажника, который был завален рюкзаками, и закрывался, только если на него прыгнуть:)
Однако, прорвавшись через почти непроходимый участок дороги, я решил, что всё самое сложное позади. Не смотря на очень плохое покрытие асфальтных дорог и на то, что мне по ним, дабы успеть по светлому времени суток разбить лагерь, приходилось не то, чтобы ехать, а таки низко лететь, до Старицы мы добрались весьма благополучно и даже вполне по времени.
Сюрприз ожидал уже на последнем участке, где дорога шла по полю, огибая деревню, к берегу реки. Собственно, дорога эта доходит прямо до входа в пещеру, но вот только проходит она по простому полю. Не знаю, кто и где видел, что это дорога была отсыпана щебнем (о чём пишут на многочисленных форумах), но на деле - это просто колея в поле, при том, в нашем случаи, поле это было не просто весеннее, но и после сильных дождей.
Короче, финальный отрезок превратился в своего рода спецучасток, на котором я то и дело выгружал пассажиров из машины, осматривал местность пешком, и только потом штурмовал преграду. Честно скажу, что далеко не всегда я был уверен в том, что смогу проехать, но «душу грела» лебёдка, лежащая в багажнике, и «крепкий спитой коллектив», готовый толкать машину. Правда, повезло и на этот раз - толкать не пришлось, хотя, штурм преград местами выглядел впечатляюще.
В итоге, удалось доехать прямо до берега реки. Решили встать на стоянке, что примерно в 50 метрах от входа в пещеру.
Первым делом, пока было светло, решили ставить лагерь и собирать дрова. И хотя по моему прошлому опыту и по всем описаниям, с последним пунктом должны были бы возникнуть проблемы, но мы довольно быстро смогли набрать дров так, что, в итоге, их более, чем хватило на костёр.
Однако поставив лагерь, собрав мангал и подготовив всё для «культурной программы», мы решили, что сначала должны выполнить то, собственно, ради чего и ехали в такую даль - погулять по пещере. Сказано - сделано, и вот уже наша группа, переодевшись в пещерное и снарядившись фонарями и касками, движется по склону ко входу.
Первое, что бросилось в глаза на входе и дальше в пещере - это тотальная сырость. Вообще, ДХБ отличается относительно неглубоким залеганием, от того, при сильных атмосферных осадках и таяние снежного покрова влага обильно орошает подземелье. Это же стало причиной того, что система является одной из самых обвалоопасных в России. Впрочем, мы там раньше даже ночевали, и не один раз, и не по одному дню:)
И хотя сам я, крайней раз, был в данной пещере аж 9 лет назад, а более свежим опытом мог похвастаться только один наш коллега по отряду, но, при наличии новой карты, мы довольно легко смогли ориентироваться под землёй. Конечно, вначале немного поплутали по параллельным бывшим «семейным входам», но потом двигались вполне уверенно.
По дороге встречали множество летучих мышей, при том, ближе ко входу они активно летали, а вот в глубине пещеры - находились в спячке
Походили, пробродили, сделали коллективное фото, и пошли на выход - в планах ещё был шашлык.
Надо сказать, что шашлык удался, и за поеданием мяса и распитием «припасов», время прошло незаметно. И хотя на улице было холодно, но у костра и за приятным дружеским разговором, время летело незаметно.
В итоге, спасть пошли довольно поздно, и соответственно, поздно началось и утро. Да так удачно, что мы, только позавтракав, аккурат попали на выход гадюк после спячки. Ну, разве не бескрайнее море для фотографа? Вот гадюка греется:
А вот голова гадюки крупным планом:
А вот фото в стиле «найди гадюку»:
Ну здесь гадюку уже поймали:
Ну и ботанические объекты мы не обошли вниманием:
Однако, пока мы гуляли, день перевалил за экватор, и нам пора было отправляться в обратный путь. Перекусив, мы двинулись штурмовать бездорожье. Впрочем, об этом уже снято видео, которое я, рано или поздно, покажу. А сегодняшний рассказ подходит к концу.