После недавних приключений под Рыбинском, когда я, конечно, на застрял, но несколько раз имел на то реальный шанс, плюс вне зоны действия сотовой связи, в глуши, да ещё изрядно простуженный, решение купить лебёдку созрело как-то само. Всё же с ней явно спокойнее, поскольку если что, то можно вытянуть даже наглухо севший автомобиль. Однако одно дело решить, а совсем другое - выбрать. Тем более, что на рынке сегодня всевозможных лебёдок огромное количество (в крупных магазинах число моделей доходит до 500 штук). При этом на всевозможных форумах мнений столько же, сколько и участников дискуссии, так что «выудить» оттуда что-то однозначно верное весьма проблематично. Так что я решил обратиться за советом к читателям моего блога, возможно, кто-то уже имел дело с конкретными моделями и может что-то путное сказать. Ну и заодно обсудим, какие вообще бывают лебёдки для машины, в чём их преимущества и недостатки.
Но для начала задача - автомобиль «Лада Гранта», вес пустого 1т. Лебёдку планируется, при необходимости, цеплять за буксировочные кольца (одно кольцо спереди, другое сзади, это позволит использовать лебёдку с любой из сторон, при необходимости). Физической силой я не обделён, так что потаскать тяжёлый аппарат или покрутить рычаг - не проблема. Основное требование к лебёдке - надёжность. Что бы не получилось так, что в самый нужный момент она сломалась, и машина осталась висеть в грязи на брюхе. Эксплуатация планируется время от времени, т.е. я не каждый день планирую «сажать» машину, ну, если с десяток раз в год это произойдёт, то лебёдка должна справиться и вытащить автомобиль. Ну и цена - хотелось бы не сильно дорогой вариант, я бы сказал, что 10 000 максимум, желательно дешевле, но не в ущерб надёжности.
Первый момент, который бросается в глаза - это расчётный вес нагрузки. В принципе, серьёзные внедорожники оснащают лебёдкой с тем расчётом, что бы её максимальная нагрузка составляла 150% от веса машины. Т.е., в моём случаи, это 1,5т. Но мне попадались отзывы, когда лебёдка, рассчитанная на 4т, ломалась при буксировке машины вестом менее 2т., так что тут ещё, как я понимаю, важно соответствие тому, что написано, и тому, что есть на самом деле.
Однако основной момент - это тип привода. Всякая экзотика, вроде привода от насоса ГУР или механического привода от раздатки двигателя - не мой вариант. Вместо ГУР в моей машине стоит ЭУР, да и возможность сделать выход приводного вала отсутствует. Так что остаётся два классических варианта - электрическая или ручная лебёдка.
При этом преимущества электрической лебёдки следующие:
- удобство работы (зацепил трос и нажал кнопку, никаких физических усилий).
- безопасность (оператор находится в стороне и, в случаи обрыва троса, не пострадает).
- скорость работы (понятно, что быстрее мотор включить, чем ручку тянуть)
- Надёжность на краткосрочную перспективу (не ломается в первое время, но со временем набирает песка и прочего шлака, и, в итоге, отказывает).
- Более длинный трос.
Недостатки:
- Цена (за 10 000 можно, разве что, китайскую купить, но тут весьма сомневаюсь в качестве).
- Огромная нагрузка на АКБ (не менее 2кВт, для аккумулятора 55 а/ч это слишком много, а, если что, «Гранту» очень не рекомендуется заводить «с толкача» из-за возможности серьёзно повредить двигатель).
- Слабая надёжность на долгую перспективу (как показывает практика, в итоге либо оплётка перегорает, либо механизм ломается)
- Необходима штатная установка (в принципе, руки у меня «растут откуда надо», так что этот недостаток можно и обойти, сделав такую лебёдку съёмной, что мне требуется в обязательном порядке).
Теперь какие есть плюсы и минусы у ручной лебёдки. Начнём с плюсов:
- Низкая цена (теоретически и за 3 000р можно купить с требуемыми заявленными показателями).
- Независимость от АКБ.
- Возможность легко ставить и демонтировать лебёдку по необходимости.
- Долгосрочная надёжность (если уж изначально «косяков» нет, то потом будет работать как часы).
Ну и минусы:
- потеря времени и необходимость предложения физической силы (для меня не критично).
- опасность пострадать от обрыва троса (ну, я здесь больше за машину беспокоюсь, на самом деле)
- Шанс «закусить» трос в некоторых моделях (вот это как раз критично, ибо это сразу попадание в тупиковую ситуацию)
- Множественный заводской брак и не соответствие заявленным характеристикам (именно про ручные лебёдки говорят, что производители заявляют, сажем, 4т, а лебёдка ломается при буксировке машины с вдвое меньшим весом).
- Необходимость возить с собой лебёдку, которая занимает место в багажнике (не критично для меня - места «выше крыши»).
Подводя итог всего этого, могу сказать, что пока склоняюсь к ручному варианту. Основные преимущества электрической лебёдки (удобство, безопасность и скорость) мне не особо важны. Да, остаётся надёжность, но в мой бюджет попадают только «китайцы», которые в любые случаи надёжностью не отличаются. А вот среди недостатков есть один критичный для меня - это нагрузка на АКБ. Понятно, что даже при включённом двигателе штатный генератор не зарядит батарею в момент работы лебёдки, ибо минимальная нагрузка в 2 кВт (а чаще это 2,5 кВт) просто будет брать на себя всю энергию. А для моей машины, как уже говорил, крайне нежелательно полностью разряжать АКБ, поскольку при запуске «с толкача» (что, при разряженном аккумуляторе и вдали от возможности его подзарядить является единственным вариантом) есть шанс повредить ШПГ за счёт «втыка», поскольку на машине используется спортивная алюминиевая ШПГ «Рено», которая, к сожалению, печально известна схождением поршней с клапанами при внештатных нагрузках.
С другой стороны, ручная лебёдка имеет два недостатка, которые для меня критичны, ибо влияют на надёжность - это отказ из-за несоответствия заявленных и реальных характеристик, и возможность «закусить» трос. Впрочем, мне кажется, что есть же производители, которые заявляют именно то, что есть на самом деле. А «закусывание» троса свойственно только некоторым моделям.
В этой связи основной вопрос - может у кого-то из читателей есть опыт эксплуатации ручной лебёдки конкретной модели? Просто хочется купить надёжную и практичную, и уж точно не хочется, что бы она сломалась при первом же «полевом» испытании.
Ну и ещё один вопрос выбора - среди механических лебёдок есть, как я понял, три основных типа, это барабанные, рычажные и, не знаю как называются, но те, где трос проходит через корпус, сверху «качают» ручкой и идёт натяжение (такие мы использовали во время моей работы на промальпе, что бы валить деревья - очень надёжные и хорошие штуки, но в продаже не видел). Какой, собственно, лучше для авто?
Вот интуитивно мне кажется, что рычажная система лучше барабанной, но от чего-то у рычажных лебёдок сильно короче трос, а это для машины очень важный параметр (если трос всего 3м, то при удлинении верёвкой, этого может просто не хватить на выбор слабины, не говоря уже о вытаскивании автомобиля, а при подключении к полиспасту, это ещё больше скажется). Ни и от чего в продаже не встретились лебёдки, как у нас в своё время были в «Евпаторе», я тоже понять не могу. Как по мне, так таскать отдельно 20м троса не проблема, зато мы ими такие деревья и пни таскали, что с машиной этот «зверь» справится уж точно, и без лишних вопросов.
Короче, вот такие у меня мысли, если у кого есть опыт работы с лебёдками - подскажите пожалуйста, в какие моментах я прав или не прав, и на какие модели стоит обратить внимание. Планирую покупать где-то через неделю, так что время пока есть.