Премьер Медведев, ещё в бытность президентом, отличался не самыми разумными инициативами в области ПДД, чего стоит хотя бы его идея нулевого промилле. И вот сегодня мы поговорим об очередной непродуманной инициативе нашего премьера, речь пойдёт про введение в КоАП понятия "агрессивное вождение" (
https://auto.mail.ru/article/57223-lishenie_voditelskih_prav_gotovitsya_novaya_statya_koap/)
Честно, как водитель со стажем, могу уверенно сказать, что введение подобной нормы - это полный бред. Но доказательства своей позиции я бы разбил на два важных пункта - идея и реализация. Начнём с последнего.
Я всегда говорил, что законы, что бы они реально работали, должны быть, во-первых, выполнимыми (т.е. принимаемыми большинством граждан как справедливые), а во-вторых, они должны иметь однозначную трактовку.
Вот, скажем, пример из ПДД - обгон по встречной полосе с пересечением сплошной линии разметки. С одной стороны, никому из водителей не понравится, если на повороте ему в лоб полетит автомобиль, вышедший на обгон, создав тем самым аварийную ситуацию. Следовательно, большинство водителей признают данную норму верной. Да, могут быть споры о том, где запрет на обгон справедлив, а где нет, но вот оспаривать сам этот запрет в опасных местах, думаю, мало кто станет. С другой стороны, здесь есть чёткий критерий нарушения - пересёк сплошную линию, значит нарушил, если не пересёк, то невиновен. Других трактовок быть не может, а значит и не может быть места для произвола ДПС.
А теперь посмотрим, что получается с агрессивным вождением. Здесь предлагается ввести на законодательном уровне трактовку элемента поведения! Лично я просто не представляю, как можно здесь дать чёткую границу, что вот такое вождение является агрессивным, а вот такое - нет. А раз нет чёткой границы, то появляется огромное поле для произвола со стороны ДПС, и поле это будет тем "урожайнее", чем страшнее будет наказание для водителей.
И наивно будет полагать, что от переименования ГАИ в ГИБДД ситуация со взятками как-то изменилась. Все эти камеры в салонах патрульных машин и все эти телефоны доверия - это профанация! Как брали взятки, так и берут, разве что суммы увеличились. Поверьте, я имею богатый опыт общения с ГАИ и знаю, о чём говорю. При этом мой срез информации далеко не по Москве и области, скорее это можно назвать срезом данных по центральной России (только за конец августа и начало сентября я проехал порядка 8000км).
Так вот, в такой ситуации, появление понятия "агрессивное вождение", которому просто невозможно дать однозначную юридическую трактовку, вызовет волну беспредела со стороны ДПС, а страдать от этого будут рядовые водители.
Таким образом, надо признать, что данная идея не имеет шансов на грамотную реализацию, а от того даже сама попытка её реализовать является бредом.
Второй момент - сама идея о наказания за агрессивное вождение.
Опять-таки, опираясь на собственный опыт за рулём, я говорил и продолжаю говорить, что на дороге куда опаснее «чайник», который едет строго по правилам, чем профессиональный гонщик, не обращающий внимание на ПДД и выжимающий из машины всё возможное. Здесь вопрос умения. Если человек умеет, если у него руль и педали являются продолжением рук и ног, то он и от аварии уклониться, и среагирует за доли секунды, и другим на дороге помех не создаст. А если за рулём «чайник», то он и на 60км/ч растеряется и будет несколько секунд думать, что и как сделать, в итоге бед натворит куда больше. Таким образом, как мне видится, здесь вопрос не в стиле вождения, а в подготовке и опыте водителей.
Да, конечно, есть отдельная категория граждан, которые начинают гонять, только получив права и не имея при этом достаточного опыта. Такие водители действительно представляют потенциальную опасность на дороге. Но, во-первых, таких не много, и из-за них вводить закон, от которого будут страдать все остальные, недопустимо. Во-вторых, такие лихачи сами себя наказывают, в итоге попадая в аварии.
И вот если государство хочет повысить безопасность на дороге, то вполне можно ввести аннулирование прав за некоторое количество аварий по вине водителя в течении некоторого времени. Ну, скажем, за три аварии в год, хотя конкретные сроки надо обсуждать отдельно.
Скажите, что не дело дожидаться аварий и надо их предупреждать? А я скажу, что наказывать надо за преступление, а не за потенциальную возможность его совершить. Это как анекдот советский времён:
Приходит участковый к мужику, видит у него на кухне самогонный аппарат, и говорит:
- "Дело открывать будем, за самогоноварение".
Мужик ему - "Минуточку, у меня же просто аппарат стоит, но это не значит, что я его использовал".
На что мент говорит - "Не важно, есть аппарат, значит будем судить".
На что мужик говорит - "ну тогда и за изнасилование судите".
- "Это ещё почему?", удивляется мент.
- "Так аппарат ведь имеется", отвечает мужик.
Возвращаясь к теме разговора, надо сказать, что для повышения безопасности на дорогах, нужно бороться с теми, кто эту опасность реально представляет и кто это подтвердил на практике, а борьба с теми, кто опаздывает на работу, это не выход из ситуации.
На самом деле, бывает всякое, сам регулярно оказываюсь в ситуации, когда требуется ехать очень агрессивно, но, при этом, другим я не мешаю и опасных ситуаций не создаю. От того, что человек увидел свет моих фар в зеркале, а обернувшись, уже увидел мой удаляющийся задний фонарь, ему ни холодно, ни жарко. А вот если чайник вылез перед носом, и перепутал газ с тормозом, вот это проблема. Или если горе-водитель не рассчитал свои возможности при обгоне и уходит, подрезая машину в правом ряду, вот это аварийная ситуация.
Ну и ещё один момент из личного опыта - если едешь устрашим, сгонным, скажем, то спокойная езда просто опасна, можно уснуть за рулём и натворить бед. А вот если в такой ситуации ехать на пределе возможного, то внутренняя концентрация и необходимость мгновенной реакции не даст заснуть. Таким образом, бывают моменты, когда агрессивное вождение более безопасно, чем спокойное.
Ну и не стоит забывать про то, что у каждого водителя есть свой, близкий ему от природы, стиль езды. Как у любой машины есть крейсерская скорость, с которой движение наиболее комфортно для автомобиля, так и у водителей есть "крейсерский" стиль, в котором водитель наиболее адекватно воспринимает происходящее на дороге. И этот стиль у каждого свой - для одних это спокойное передвижение, для других это агрессивная манера. И если заставить водителя ехать не в оптимальном стиле, то это повышает риск аварийности.
Таким образом, мы выяснили, что идея о наказании за агрессивное вождение начисто лишена смысла. Но отдельно ещё стоит поговорить и про меру наказания, которое предполагается ввести за ту самую агрессивную езду.
Здесь очень редкий случай, когда идея ГИБДД мне кажется наиболее разумной. Суть идеи в том, что за агрессивную езду предлагается ввести штраф в 500р, а если эта езда создала помехи другим участникам движения, то штрафовать на 1500р. С одной стороны, конечно, идейно не верно вообще штрафовать за то, что водитель никому не помешал, а просто, скажем, пять раз перестроился из ряда в ряд на протяжении километра. С другой стороны, из всех продолженных сегодня инициатив, это меньшее из зол.
Другая идея выглядит совсем нелепой - за агрессивную езду предполагается лишать прав на срок от 1,5 до 2 лет! Напомню, аналогичное наказание сейчас действует за езду в нетрезвом виде. Таким образом, предлагается уровнять человека, который выпил литр водки и реально представляет угрозу на дороге, с водителем, который просто несколько раз подряд перестроился из ряда в ряж или резко набирает скорость со светофора. И вот это уже полный бред, если не сказать - маразм. Ведь при этом даже за обгон по встрече, т.е. за ситуацию, которая черевата серьёзным ДТП с негативными последствиями для здоровья, наказание значительно меньше, до полугода лишения прав.
Однако, как мне кажется, у автомобилистов есть шанс повлиять на ситуацию. Для наших властей ПДД не являются принципиальным пунктом внутренней политики и если автомобильное сообщество встанет резко против, то для снижения напряжённости в обществе власти вполне могут отказаться от идеи законодательного определения агрессивного вождения. Но для этого нужно действовать, для этого надо показать властям, что автомобилисты против и что это не просто «проглотили и прожевали», а реально очень неприятная норма, принятие которой недопустимо ни при каких обстоятельствах!
Так что рекомендую не отсиживаться в ожидании, когда придёт «пушной зверёк», а заявлять свою позицию всеми доступными и разрешёнными способами!