Мода - это такая зараза, которая поражает все сферы человеческой жизни. И не нужно тут ничего доказывать, достаточно просто оглянуться вокруг и сделать небольшую ретроспективу. Те или иные модные поветрия затрагивают абсолютно всё, и не всегда это есть разумно и хорошо в результате...
В равной степени модные волны захлёстывают и пивоваренную отрасль. Просто до кого-то эти волны докатываются раньше, а до кого-то - с запозданием. И конкретный пивовар (да и пивоман) далеко не всегда даёт себе отчёт в том, что его накрыло и что он в данный момент себе уже не принадлежит...
"Живое", крафтовое, IPA, супер-крепкое и вот теперь - мега-горькое. Наверное, мир уже шагнул дальше, сменив в очередной раз дудочки на клёш (или кто там за кем был?), но в России сейчас вот так - в моде зашкаливающая горечь. Причём нередко такая, что мы её и ощутить не можем. Наши вкусовые рецепторы её не чувствуют, подобно тому как уши не способны распознать ультразвук.
Я не могу сказать, что это однозначно плохо. Я сама люблю сильно охмелённое пиво. Но это не означает, что все должны побросать варить то, что они до этого варили, и начать сыпать в пиво мегатонны горького хмеля и варить сорта, традиционно известные высоким IBU. Это первое - не стоит терять в погоде за трендом себя, изменять себе, своим предпочтениям и своему мастерству. Это всех касается, и пивоваров, и пивоманов. Если первые пивоварением себе на жизнь зарабатывают и иногда просто бывают вынуждены следовать за переменчивой модой, то вторые просто смешны, когда не любя и не понимая сильно охмелённое пиво, через силу его в себя вливают. Не нужно...
И второй момент. Кажется, не все понимают, вообще в чём суть. А она ведь не в том, чтобы просто сыпануть хмеля побольше и потом гордо написать на этикетке трёхзначное число. Она по-прежнему, вне зависимости от любой моды - в стиле, в гармонии, в балансе и в красоте. Тупая, плоская, бескомпромиссная и всепоглощающая горечь - это не интересно и не вкусно! Мастерство пивовара в том, чтобы сделать плод своего труда и биохимической магии многогранным, переливающимся разными оттенками вкуса. Об этом, кстати, всем стоит помнить, а не только тем, кто пытается сделать что-то новое, удивить пивоманов - пиво слишком сложный продукт и просто глупо делать его плоским, однобоким и совершенно безынтересным.