Так много, так мало

Aug 21, 2013 00:58


image Click to view



«DDT» и руководитель этого уважаемого коллектива Юрий Юлианович Шевчук презентовали прекрасную песню. Подозреваю, что она называется «Свобода» (по главному слову припева). Однако у «DDT» уже есть песня с таким названием. Едва ли они стали бы повторяться. Я несколько неловок в мире современных средств поиска, потому не нашел никакой информации об этой песне ни на сайте группы, ни в прочих открытых источниках. В видеоразделах поисковиков легко ищется по словам «свобода так много так мало».

Знаете, в кинематографе есть отдельный жанр - цитаты. Когда создатели фильма сознательно подражают уже существующей работе или каким-либо образом делают отсылки к ней. Все, кому шоры мешают не только видеть, но и соображать, безапелляционно упрекают таких создателей в плагиате. На самом деле таким образом творческие люди не тырят идеи и мысли, а отдают дань уважения коллегам, друзьям, кумирам и всем, кто произвел на них впечатление. Передают такой своеобразный творческий привет.

Яркий пример - это деятельность режиссера Квентина Тарантино. Всякая его картина переполнена киноцитатами. В контексте нередко это получается смешно. Но не обязательно. Можно и просто вежливо «кивнуть головой». Визит фашиста Ланды в дом молочника в начале фильма «Бесславные ублюдки» - это почти точная копия аналогичной сцены посещения Сентенцой фермы солдата Стивенса в вестерне Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой». Расстрел Гитлера - большой привет драме Элема Климова «Иди и смотри».



Когда говорят о музыке, о приветах и отсылках к работам предшественников речь, как правило, не идет. Слышится просто вопль: безмозглые, бесталанные, тупые, наглые, скопировали один в один! Никто и слышать не хочет о том, что в музыке тоже существуют цитаты. Что музыканту в удовольствие самому себе напомнить о важном. Броневые ничего не хотят знать о том, что одна из ключевых тем «Щелкунчика» Петра Чайковского - это просто сыгранная задом наперед гамма. Привет подпольной схеме «два тона, полутон, три тона, полутон» от композитора.

К счастью, в среде самих музыкантов мудаков-завистников меньше, чем в среде слушателей и разного рода критиков. Артисты решаются на весьма смелые и затратные поступки, как например выпуск группой «Пилот» альбома, полностью состоящего из песен, ювелирно исполненных в стиле знаменитых отечественных рок-групп. Если представить, что «DDT» решили сотворить нечто подобное, то «Свобода» - ярчайшая работа в жанре привета-пародии. Низкий поклон от Юрия Шевчука и его компании Виктору Цою и его товарищам.

Если бы можно было себе представить, что группа «Кино» дарит песню «DDT», то этой песней и стала бы «Свобода». Когда я слышу басовую партию, я вижу Игоря Тихомирова. Все ходы, как говорится, один в один. Ударная партия - гурьяновская от начала до конца. В ней нет ни одной плотной сбивки - все может сыграть стоя любой позер. Гитара - сплошь киношная. Поначалу я думал, что для Цоя песня «Свобода» - слишком певучая и излишне примитивная в своей мелодике. Нет, Цой и ноту потянуть мог, и простыми мелодиями не брезговал.



Так вот «Свобода» в исполнении «DDT» мне кажется явным примером того, как действующая рок-группа передает большой сердечный привет своим коллегам, некоторые из которых уже ушли из жизни. Не исключаю и того, что «Кино» не имеет никакого отношения к композиции ныне здравствующих петербуржцев. Возможно, все совпадения случайны, а меня терзают собственные выдумки. Но есть соображения и пострашнее. Мурашки по спине начинают бегать от мысли, что это Виктор Цой шлет приветы с небес своим друзьям на земле, вынуждая их выдумывать такие особенные аранжировки.

Если представится возможность, я обязательно поговорю об этом с Юрием Шевчуком. К сожалению, у меня никогда не будет возможности задать вопросы на эту тему Виктору Цою и Георгию Гурьянову.

музыка, рок, грусть

Previous post Next post
Up