Автор
Пиунов Андрей, написано 7 Сентябрь 2011 г. в 12:32
Часть первая: Церковь - это домашняя церковь.
"И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца", (Деян.2:46)
Изначально собрание верующих организовывалось по домам. Там они были в кругу друзей, там могли вместе в простоте сердца преломить хлеб, вкусить от совместной трапезы. Иметь общение, назидая друг друга в слове, в молитве, в псалмах. Основным событием в таком общении было хлебопреломление, где приняв символы Тела Христова и Крови за нас пролитой, братья и сёстры воспоминали о смерти Христовой и приобщались к Телу Христову, которое есть Церковь.
Они собирались в Храме, в притворе Соломоновом для совместной молитвы, для поклонения. Как правоверные иудеи, ещё не отделившие себя от еврейского сообщества, они собирались в Храме, но в одном, отведённом для них месте. Тут же, как и по домам, Апостолы приходили, чтобы поделиться словом.
"И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе". (Деян.5:42)
Я беру на себя смелость утверждать, что церковь изначально была создана как домашняя с общим собранием, по возможности в доступных для них местах. А не общее собрание с ячеечной структурой.
Сейчас на просторах нашего мира усиливается давление на церковь Божью. Меняются законы не в пользу христианства. Даже тот, пресловутый свободный мир, не является свободным. А в странах Средней Азии, вообще не проходит месяца, чтобы не было налёта властей на какую-нибудь церковь или группу верующих. Те церкви, которые двигались в традиционном стиле общих собраний, теряют более 75% своих прихожан, потому что не могут быстро перестроится после лишения регистрации и закрытия общих собраний. В таких странах самым первым принимают закон о запрете домашних групп и проповедования детям. Это то, что сложно государству контролировать. И это то, что помогает выжить церкви.
Когда я пишу о домашних группах, то большинство начинает думать о традиционном (есть и такое) ведении группы основанной на 4 "П". Это - приветствие, поклонение, проповедь, пожертвование. То есть копия общего собрания, где лидер группы упражняется в собственном красноречии и власти. Есть пример церкви с ячеечной структурой, которая потеряла регистрацию и не зависимо от ячеечной структуры, потеряла процентов 30% своих прихожан. Сейчас, пастор той церкви начал утверждать, что только сейчас они почувствовали, что церковь - это семья.
С момента как я уверовал, я всё время был и служил в домашних группах. Когда я взял на себя ведение домашки, то достаточно быстро количество выросло до 24 членов, потом открыл ещё одну, где было 8 человек. Я вёл так как меня научили, тренировался в проповедовании, в дарах Духа, быстро рос духовно, чего не происходило с членами группы. В итоге это распалось. Потом история повторилась с таким же результатом. Я считался хорошим лидером, но группы не могли просуществовать более 1 года. Потом меня позвали помочь в церковь, состоящую из пяти групп. Но неожиданно пастора перевели на миссию, оставив не много странного куратора, который через какое-то время куда-то исчез, объявив себя больным. В итоге я вёл пять домашек, и по два воскресных служения. И так 2.5 месяца. Потом всплыл куратор, заявив старшему пастору, что я захватил власть. Меня сняли, а церковь перестала существовать через полгода. Когда в другой церкви мне поручили одну сильно заквашенную домашку, я задумался. И сделал вывод в неправильности своих действий. Я там лидерствовал - а люди не росли. Когда я встретился с группой, волосы на голове зашевелились. Они практически были старшего возраста, все обиженные на пасторов, на общее служение не выходили. Одна бабушка ничего не слышала, другая просила молиться за сыновей, у третьей постоянно болела голова. И я не стал там лидером, я просто координировал процесс общения, заставляя их работать на группе. Не сразу, но результат проявился. К моему отъезду оттуда, их было две группы, лидер одной сейчас молодежный пастор, другой - тогда 71 мужчина, вёл группу ещё 5 лет. Практически все сохранились для церкви, а сын, за которого молились - перестал пить и покаялся.
Я сделал вывод: мы должны там служить, мы должны дать Богу проявиться через любого члена группы, моя задача поднять их духовно.
Потом я занялся работой с новообращёнными, подготовкой к водному крещению и различными модификациями альфа - курса. И я вывел хорошую закономерность, люди раскрепощаются, раскрываются через совместную трапезу. Когда я встречал новеньких, я сидел с ними за столом. Когда шла подготовка к водному крещению, то полтора часа я отвечал на вопросы за тем же столом, и только минут пятнадцать говорил о крещении. Ну как альфа проходит, вы сами знаете, опять за столом. Я свидетельствую - работает. Я помню всех новообращённых, 60 человек из 92 остались и стали активными верующими. Практически все прошедшие альфу пошли в библейку или стали служить на альфе.
Вывод по первой части: людей объединяет совместная трапеза, не зря при любом случае люди из Библии собирались для трапезы. И даже Бог пригласил Моисея и старейшин Израиля на гору поесть.
Трапеза, основанная на хлебопреломлении - это как раз то, о чём написано в Деяниях 2-46.
Часть вторая: Церковь - это домашняя церковь. Для чего.
Прежде чем писать об устройстве и служении в домашних группах, хотелось бы сказать о Том, для Кого это и зачем. Бог дал обетование Своего присутствия, Своего посещения нас, собранных во имя Его. "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них." (Матф.18:18-20) Для чего мы собираемся? Для того чтобы прославить Бога. Но как прославлять без Того, ради которого собрались? И если мы утверждаем, что основанием церкви является Иисус Христос, то и не Он ли должен быть Пастырем на таком служении? Учтите, данное место Писания - это не таблетка, не заклинание для присутствия Бога, если собрались - то Бог здесь. Собираться можно по разным поводам, но не все могут собраться во имя Его, так наше стремление собираться именно во имя Его!!!
Сейчас в большинстве церквей мы не видим, чтобы дары Духа Святого были явленны во всей полноте. Чаще они или совсем никак не проявляются, либо это один человек, упражняющийся в дарах Духа Святого. Что же тогда, если тело состоит из одного глаза или рта? В таком случае все остальные члены просто заглушены и никак не явлены для собрания. Не может пастор быть представлен во всех дарах Духа Святого, ну хорошо, если лидеры и ещё какая-то часть прихожан ревнует о дарах, и двигается в этом. Но остальные не развиваются, потому что практически не задействованы в процессе служения и поклонения.
В ранней церкви я не наблюдаю таких проблем, практически все служили тем даром, какой у них был. Не было разделения на священство и мирян, и когда все собирались, то все в любви Божьей делились тем, что Бог вкладывал в их сердца.
"Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира" (1Кор.14:26-33) Шикарное откровение!!!
Господь является основанием церкви, Он же и ведёт её. Не так как мы хотим, а так как Он хочет, и Его суверенное право использовать того, кого Он хочет. Аллилуйя. Все могут один за другим проповедовать, служить друг другу тем даром, который есть у него, для того, чтобы всем поучаться и всем утешаться. И самое интересное (это для оппонентов, которые обвиняют нас в анархии) Бог не есть Бог неустройства (беспорядка, неустроенности) а есть Бог мира (покоя). Там где Дух Господень, там СВОБОДА. Там правит Господь, а не какие-то анархисты с человеческим устройством церкви.
Я вижу домашнюю группу, где собраны свободные во Христе люди, для совместной трапезы, поклонения, молитвы и слова. Если и есть пастор, то это как человек служащий своим даром, а не статусом руководителя. Лидер группы, а ещё лучше координатор или слуга (дьякон), который направляет поток служения, не доминируя и тем, более не господствуя над стадом. Для того чтобы понять как это работает, надо осознавать поставленные задачи для лидера и задачи группы.
Мы должны быть теми, кто несёт Великое поручение, кто несёт Благую весть. Возможно, многие видят в этом миссионерские походы в далёкие страны, но как же те, кто рядом? Как же ваши родные, друзья, соседи? В вашем районе уже все услышали спасительные слова об Иисусе? Я вижу задачу домашней церкви - это нести спасение тому окружению, в котором вы находитесь, служа им теми дарами, которыми снабдил вас Господь.
Второе - это вопрос объединения разрозненных групп христиан. Не имеет значения кто, в каком учении или выходец, из какой деноминации. Баптист, пятидесятник или харизмат, Бог не давал нам названий или кода обозначения «свой - чужой» по деноминационному признаку. Мы имеем одно звание - верующие в Господа Иисуса Христа. И если отметать второстепенные моменты учений, а иметь общность в основных доктринах - то мы едины. И ещё - иметь возможность общения с традиционными евангельскими общинами, на том же основании - Иисус Христос.
Как проводить служение вопрос стоять не должен, главное быть послушным Богу, слушать то, что Он хочет сказать. Как проводить служения, планировано с заготовленными темами и проповедями, не запланировано - ожидая, что Бог скажет, не принципиально. Главное это быть в близких отношениях с Иисусом Христом. Вы можете молиться и просить у Бога слова к предстоящему собранию, а можете сидеть в тишине, ожидая от Бога слова, вы в свободе.
Я вижу собрания по домам проходящие за столом, во вкушении пищи, или чаепитии, в простоте сердца и веселии. Проведение схожих служений, такие как Альфа-курс, подготовка к крещению, встреча с Богом. Курсы по подготовке служителей, библейские школы. Всё что содействует к росту и укреплению верующих возможно к применению.
Часть третья: Основные служения - это служение поклонения, молитвы и евангелия.
Можно было бы обойтись и без общего служения, но в них есть своя прелесть, когда братья и сёстры, из разных домашних групп собираются для совместного поклонения и молитвы. Это место, где они могут увидеть друг друга, иметь знакомства и общение.
В ранней церкви аналогом общих служений были встречи в Притворе Соломоновом в Храме. Потом было место, где Павел несколько лет служил в каком-то училище. В посланиях, где он обращается к Филимону, и благословляет его и его домашнюю церковь. Филимон был богачом, и как многие богатые христианские фамилии имел возможность собирать дома более ста человек. В дальнейшем мы знаем из истории про собрания под открытым небом и в катакомбах. И это были общие собрания. Как они проходили, были ли это спонтанные, ведомые только Духом Святым, собрания, или это была чётко поставленная литургия, мы не знаем.
Я не хотел бы в устройстве Церкви видеть восстановленную модель первой церкви. Время прошло, тогда она только зарождалась, формировалась. Я думаю, что Церковь последних дней должна быть гибкой, не законсервированной, сбалансированной в ногу со временем.
То, что мы имеем сейчас в традиционных евангельских церквях - это служение одного человека, ну ещё добавятся с группой прославления, группой порядка и нескольких служителей, пусть десяток человек. А основная масса людей никак не участвует. В большем количестве, какими люди пришли, такими и ушли. Опыт общения среди верующих показал, что большинство через пять минут после окончания служения не помнит о чём шла речь. Самым запоминающим остаётся поклонение, встреча со знакомыми и общение с ними. К сожалению и само прославление оставляет желать лучшего. Песнь хвалы является дверью в присутствие Бога, и прерывать его для объявлений и пожертвований - это практически как плевок в лицо Богу который пришёл к нам на встречу, а попал на сбор средств. И ещё установленный регламент для хвал. Как бы многие не думали и не обольщались, но современное служение устроено только для одного. Нет, не для Бога, а для служения и представления человека, пастора или проповедника. Это он назидается, самовыражается и духовно растёт.
И так, каким я вижу основное служение. Я вижу участие в служении каждого кто пришёл на него. Как это возможно? Очень просто. Не регламентированное поклонение. Когда приходит присутствие Бога, то надо продолжать, чтобы каждый смог прорваться и прикоснуться к Нему. Пожертвования, вернее проповедь о них убрать совсем. Для этого можно просто поставить ящики, чтобы кто хочет и у кого лежит на сердце сами в любое время ложили туда. Проповедь сокращать от пятнадцати до тридцати минут. Пусть выходят двое, трое проповедников в промежутках между прославлением и общей молитвой. Для чего мы приходим на служение? Для встречи с Богом. А как мы можем с ним встретиться? Тихо подрёмывая в кресле под монотонный голос пастора? Да нет же, когда мы все вместе ищем лица Его. Как это возможно? Когда наши сердца соединяются в хвале и молитве. Все хотят пробуждения, все хотят, чтобы слава и сила Духа Святого опустилась на собрание, и никто не хочет отойти от стандартного служения. Меня изменил Бог, Он пришёл ко мне, я пережил с Ним дивную встречу, обратившую меня для Царства Небесного. И я хочу, чтобы каждый смог во время собрания пережить такую же встречу. О чём должны быть проповеди? Евангелие, евангелие и ещё раз евангелие. Всякое учение можно проводить на школах по изучению Библии, на разных семинарах и конференциях. А общее служение должно строиться на непосредственной встрече с Иисусом Христом. Как для верующих, так и для тех, кто пришёл в первый раз.
Нужны здания или нет, каждое воскресение проводить собрание или нет - это устанавливается сообществом домашних групп данной местности. Организация других служений, программ определяется советом старейшин. Как и управление, данной поместной церковью. Из среды старейшин и прихожан, в соответствии с их дарами ставятся пастыри, учителя, пророки, евангелисты и апостолы. Так же для решения административных и хозяйственных вопросов устанавливаются дьяконы.
Вот такое, состоящее из трёх частей видение устройства Церкви последних дней. Это мой взгляд, естественно всё может меняться и корректироваться.