Импортозамещение, увы, не обошло стороной и один из самых опасных объектов в Саратовской области - ПТК «Горный» - комплекс по уничтожению отходов 1 и 2 классов опасности. Вместо передовых зарубежных технологий Германии и Швейцарии, безопасностью которых нас три года «кормили» представители Росатома и «карманные» экологи (из ВООП, Беллоны, ОЭКР), в Горном предлагается использовать отечественные технологии. Уже одно это само по себе ничего хорошего Горному не сулило. Но фишка в том, что импортозаместили европейское оборудование фирмой, которая настолько является адептом сжигания, что предлагала просто сжечь фенольное озеро в Улан-Удэ, доказывая, что это абсолютно безопасно. Бурятам удалось отбиться - экспертиза не пропустила.
И вот эта фирма - ЗАО «Безопасные технологии» - становится поставщиком основного оборудования для ПТК «Горный» и «Щучье» - установок термического обезвреживания (УТО), вновь пытаясь представить их как безопасные. Мы ознакомились с представленной на общественные обсуждения обновленной проектной документацией и предлагаем читателям (99% которых скорее всего вообще не в курсе, что такие обсуждения проводились) наши краткие выводы и предложения. Полный вариант был отправлен в ФЭО (заказчику и владельцу комплекса «Горный» и администрацию п.г.т. Михайловский (организатору обсуждений). Если кому-то еще не все равно, что там будет с Горным и его жителями, вы можете отправить свое мнение губернатору (Роману Бусаргину, который как-то упоминал, что он из Краснопартизанского района и ему не все равно) и в Росприроднадзор.
Как водится новости две - хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что в Горном НЕ будут перерабатывать ртутьсодержащие отходы (РСО). Ассоциация переработчиков РСО все же сумела отстоять свои интересы и доказать нецелесообразность монополизации этого сегмента отходоперерабатывающей отрасли при наличии во всех регионах России разветвленной сети предприятий по сбору, переработке и обезвреживанию РСО. Тем более, что с вывозом и хранением РСО у ФЭО, претендовавшего на свою исключительную роль, как-то не заладилось, а отходообразователи начали роптать, не желая попадать на штрафы за невывоз опасных отходов… В общем, повезло горновцам. Хоть ртути у них не будет.
Вторая новость не столь радужная. Наиболее опасная составляющая проекта, а именно - СЖИГАНИЕ отходов, никуда не делась, только (как уже упоминалось) европейское оборудование заменено на УТО от ЗАО «БТ». Собственно, и европейские технологии к нам поставлялись уже устаревшие и доказавшие на многолетней практике их использования свою небезвредность (вследствие обнаруженного диоксинового загрязнения вокруг МСЗ и других УТО), о чем уже не раз написано, сказано и заявлено (см
https://pitsunova.livejournal.com/21791.html ). Анализ же представленной проектной документации позволяет сделать вывод, что в нашем случае импортозамещение неминуемо приведет к еще большему, чем первоначально предполагалось, загрязнению окружающей среды диоксинами. Ибо более 72% всех высокоопасных отходов (199 из 276) будут сразу направляться на сжигание (УТО), а остальные 28% - будут подвергнуты термическому обезвреживанию после извлечения из них полезных компонентов.
Т.о. на ПТК «Горный» будут работать сразу 2 «печки»: одна для органики, вторая - для отработанных отходов гальванопроизводств. Кстати, ни одна из УТО («печек») не прошла госэкоэкспертизу. Более того, ее и не собираются проводить через эту процедуру. Якобы, они аналогичные уже использовали (но !!! - не для опасных отходов, не для смесей отходов в разных агрегатных состояниях с разными характеристиками физико-химическими свойствами - теплоемкости, и без одновременного получения вторичных продуктов и пр.). Кроме того, технологической схемой ЗАО «БТ» предусмотрены байпасные линии (чего не было у европейских предшественников), когда с целью недопущения выхода из строя оборудования отходящие газы выбрасываются минуя все фильтры и адсорберы, что ведет к сверхнормативному загрязнению атмосферы опасными веществами.
Более того, уничтожение опасных отходов 4 года проводится ОДНОВРЕМЕННО с ликвидацией последствий уничтожения химоружия (в нарушение Закона и «О химоружии» и ранее принятых решениях). Т.е. в период с 2024 по 2027 г. на той же площадке (наверное, в насмешку названной экотехнопарком) будут работать еще две печки - для обезвреживания грунта и оборудования в рамках ликвидации последствий УХО (загрязненных соединениями мышьяка, продуктами распада люизита и иприта). Все эти печки, согласно расчетам производителей будут в совокупности выбрасывать в год более 130 т загрязняющих веществ (118 наименований, из которых 39 - вещества 1 и 2 класса опасности). Более половины ЗВ (73 т\год) будут выбрасываться вообще без очистки.
Для справки: сейчас объектами действующей инфраструктуры Экотехнопарка «Михайловский» выбрасывается всего 39 загрязняющих веществ (ЗВ). При ликвидации последствий УХО (ЛПД) будет выбрасываться 26 видов ЗВ в количестве 23,12 т/год.
Т.е. нагрузка на окружающую среду вырастет в несколько раз. Всего за срок работы ПТК в атмосферу будет выброшено более 3 тысяч тонн загрязняющих веществ, из них более 1400 тонн - безочистки. И это БЕЗ учета непрекращающихся десятилетиями опытов по излечению мышьяка из реакционных масс.
Насколько пренебрежительно нужно относиться к людям, чтобы утверждать, это все будет способствовать «улучшению экологической обстановки ситуации в регионе». Впрочем, ФЭО и его подрядчиков люди волнуют меньше всего. В рамках оценки воздействия ПТК на окружающую среду (ОВОС) анализ воздействия объекта на здоровье жителей региона и экономико-демографическую ситуацию отсутствует. Его не просто нет, его в принципе никто не собирался делать. Проблему диоксинового загрязнения заказчик и производители «чудо-печек» стараются представить столь незначительной, что никакого мониторинга выброса диоксинов и загрязнения им почв не планируется (вряд ли отбор проб раз в 5 лет в двух точках кто либо сможет всерьез признать мониторингом).
Диоксиновое загрязнение - основная ахиллесова пята всех технологий сжигания. Потому на Западе и принято решение о постепенном отказе от МСЗ. Но для наших переработчиков сжигание - как свет в окошке. Причем, на самом деле о диоксиновой проблеме им хорошо известно. Именно потому они прилагают столько усилий, чтобы ее закамуфлировать (прим. О загрязнении ОС диоксинами при сжигании отходов, см. в приложениях).
Помимо тщательной маскировки диоксиновой проблемы в проектной документации отсутствует анализ возможных альтернативных вариантов уничтожения опасных отходов, как по месту размещения, так и по технологиям. Т.е. предлагаемый вариант - строительство ПТК на площадке бывшего ОУХО с сжиганием более 80% отходов - в нарушение требований природоохранного законодательства рассматривается как безальтернативный.
При этом промоутеры строительства ПТК (т.е. очень заинтересованные лица), пытаются играть на чувстве патриотизма и любви к природе: мол ПТК избавят нас от вонючих полигонов и расползающихся свалок, стоки которых загрязняют почву и подземные воды…Кто бы сомневался во вреде полигонов, и тем более - несанкционированных свалок…Вот только незадача в том, что отходы 1 и 2 классов на полигоны ТКО не вывозятся (запрещено). Свалки - вещь вообще незаконная. А «законные» полигоны должны строиться по технологии, предотвращающей загрязнение ОС. Так и записано в законе «Об отходах…» (ФЗ №89).
Т.е. государство в лице Росатома и ФЭО считает допустимым для борьбы с недобросовестными отходообразователями и мусоросборщиками подвергнуть опасности здоровье жителей 4 регионов? Устроив форменный экоцид, ведь диоксины влияют на просто на здоровье, но в первую очередь на репродуктивную функцию, а также здоровье будущих поколений (о влиянии диоксинов на здоровье см. в приложениях).
С промышленными отходами нашего региона ситуация еще интересней: ни одному из крупных предприятий, накопивших на своих площадках тысячи тонн опасных отходов в шламонакопителях и терриконах, не удастся избавиться от них при «содействии» ПТК в Горном. Ибо ни фосфогипс, ни отходы производств свинцовых и щелочных аккумуляторов, ни нефтешламы НПЗ - в Горном уничтожать не собираются.
Независимые эксперты признали ПТК «Горный» объектом постоянно-возобновляемой химической опасности за счет регулярного поступления на его территорию высоко и чрезвычайно опасных химических веществ в составе ввозимых отходов, их обработки и утилизации, генерирующим как экологические риски для окружающей среды, так и риски для здоровья населения, постоянно проживающего в регионе расположения объекта. Причем, экологические риски оцениваются как очень высокие.
Полный анализ проектной документации представлен в Замечаниях экспертов Межрегионального комитета «Нет заводам смерти». (см.приложения)
Наши предложения
- Провести реальную (а не подогнанную под определенные задачи) оценку необходимости и целесообразности строительства серии ПТК по обезвреживанию отходов 1 и 2 классов опасности (ОПВК) с учетом имеющейся сети отходоперерабатывающих предприятий, внедряемых принципов ответственности производителей (отходообразователей) и количества образуемых отходов.
- Провести анализ имеющихся технологий обезвреживания опасных отходов и, в соответствии с Конституцией России, приоритетами и принципами закона «Об охране окружающей среды», выбрать для решения задачи «снижения негативного воздействия опасных отходов», технологии с минимальным воздействием на природу и здоровье людей.
- Принимать решения об обращении с ОПВК на основе научных данных, опыта и результатов реализации аналогичных проектов, исследований по воздействию различных технологических решений на окружающую среду и здоровье населения.
- Провести всеобъемлющую оценку (на основе результатов натурных испытаний в условиях опытно-промышленной эксплуатации) воздействия представленной и иных УТО на здоровье населения и демографическую ситуацию в радиусе 50 км от места размещения объекта (зоне воздействия по диоксинам).
- Определить для размещения столь опасных производств территории, не обремененные сетью водных источников, земель сельскохозяйственного назначения, на которой отсутствует постоянно-проживающее население в радиусе не менее 50 км от опасного объекта.
- В связи со значительным увеличением нагрузки на окружающую среду в случае одновременной работы ПТК и осуществления ликвидационных мероприятий, остановить какие либо работы на территории бывшего ФКП «Горный» ДО завершения работ по ликвидации последствий УХО и рекультивации территории.
- В связи с потенциальной значительной нагрузкой на окружающую среду также отказаться от использования территории бывшего ФКП «Горный» в качестве технопарка, т.е. для размещения нескольких предприятий-загрязнителей.
- Отказаться (на том же основании) от размещения ПТК и иного опасного производства и рассмотреть возможность использования имущественного комплекса бывшего ФКП «Горный» для размещения производств, наименее отягощающих природу района и здоровье проживающих здесь людей.
- Пересмотреть решение о передаче бывшего комплекса ОУХО «Горный» для нужд ФГУП «ФЭО» в целях использования для работы с отходами.
- Правительству РФ перенаправить средства, выделенные на строительство ПТК «Горный», на решении иных, более актуальных, задач в регионе и Краснопартизанском районе.
ПРИЛОЖЕНИЯ